татьяна ишина
Социокультурный проект «Организация экологического пространства на участке детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация экологического пространства на участке детского сада
Авторы: Ишина Татьяна Ивановна воспитатель, Воротникова Марина Александровна воспитатель –Обособленное структурное подразделение МБДОУ «Детский сад №14».
г. Красноармейск, Саратовской области.
Публикация «Социокультурный проект „Организация экологического пространства на участке детского сада“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты по благоустройству территории участков детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Предлагаем материал, направленный на обогащение представлений детей старшего дошкольного возраста о многообразии и пользе лекарственных растений, развитие исследовательской деятельности, воспитание бережного отношения к природе. Данный опыт работы будет полезен воспитателям при организации тематических прогулок, оборудовании «экологического пространства» на участке детского сада.
Организация экологического пространства на участке детского сада «Аптекарский огород»
Для воспитателей детского сада групп старшего дошкольного возраста.
«Наш аптечный огород - целебных травок хоровод»
Огород наш просто диво-
Здесь нарядно и красиво!
Тут кругом растут лекарства,
Словно сказочное царство.
В каждой травке, в каждой ветке
И микстура и таблетки!
А всему ведет учет
Добрый наш Лесовичок.
Знает точный травкам счет,
Помнит он любой цветок,
Что посажен был в горшок.
Он большущий непоседа
Спит с утра и до обеда,
А с обеда до утра –
У него хлопот пора
Содержание
1. Из истории появления аптекарских огородов.
2. Актуальность создания аптекарского огорода на территории детского сада.
3. Цель и задачи фитоогорода.
4. Условия разбивки аптекарского огорода.
5. Этапы работы на участке.
6. Организация деятельности детей.
7. Правила поведения на огороде аптекарских трав.
8. Перечень лекарственных растений нашего огорода и их целебные свойства.
9. Заключение
10. Приложение
Актуальность
Умение любить природу не приходит само, в основе сознательного отношения детей к ней лежат знания, которые в яркой эмоциональной форме преподнесли взрослые. Наибольший результат достигается через непосредственное наблюдение в живой природе, восприятие всеми органами чувств. Поэтому на территории нашего детского сада был разбит огород аптекарских трав.
Наблюдая, как из семечка вырастает растение, узнавая, как оно может помочь своими целебными свойствами, ребенок учится беречь и любить природу, видеть ее красоту и неповторимость, понимать значимость лекарственных растений для человека. Приобретенное в детстве умение узнавать в простой травке под ногами лекаря и помощника ведет к активизации познавательной деятельности, расширяет знания детей.
Цель: расширять и формировать знания детей о лекарственных растениях, их ценности для здоровья человека.
Задачи:
«Познание»
Обогащать представления детей о многообразии лекарственных растений (учить узнавать и правильно называть лекарственные травы, расширять знания о пользе)
«Коммуникация»
Развивать монологическую речь детей, умение вести диалог, расширять и активизировать словарный запас по теме
«Социализация»
Развивать умение совместно решать поставленную задачу (коллективная посадка, прополка, декор участка)
«Чтение художественной литературы»
Познакомить с произведениями художественной литературы экологической направленности
«Художественное творчество»
Учить передавать в рисунках отличительные особенности растения. Познакомить с технологией изготовления народной куклы Травницы-Кубышки
«Здоровье»
Снятие стресса, укрепление нервной системы ( аромотерапия: вдыхание воздуха, наполненного фитонцидами мяты, мелиссы, чабреца)
«Труд»
Формировать умения и навыки по уходу за растениями
«Безопасность»
Закрепить правила поведения при сборе лекарственных трав - не употреблять в пищу неизвестные растения.
Условия разбивки аптекарского огорода
1. Изучение специальной литературы по данной проблеме (разнообразие лекарственных растений родного края, условия их выращивания).
2. Наличие естественного ландшафта
3. Водообеспечение участка.
4. Наличие посадочного материала (семена, черенки, корневища).
5. Наличие огородного инвентаря (лопаты, грабли, мотыги, лейки)
Этапы работы на аптекарском огороде
1. Планировка огорода.
2. Перекопка почвы.
3. Рыхление земли граблями, разбивка комьев, выборка остатков травы.
4. Разбивка грядок.
5. Посев семян и высаживание черенков, корневищ в грунт.
6. Уход за всходами: полив, прополка, рыхление.
7. Декоративное оформление огорода.
8. Сбор лекарственного сырья.
Организация деятельности детей
Познавательная деятельность:
1. Рассматривание и сравнивание семян, черенков, корневищ перед посадкой.
2. Наблюдение за всходами.
3. Подробное ознакомление с растениями (стебель, листья, цветы, запах)
4. Знакомство с условиями произрастания.
5. Ознакомление с правилами сбора лекарственного сырья (какую часть растения собирать, как и для чего применять, как сушить)
Трудовая деятельность:
1. Рыхление земли.
2. Утаптывание междурядий.
3. Посев семян
4. Полив, прополка.
5. Сбор сырья.
Творческая деятельность:
1. Совместное декорирование участка.
2. Художественное творчество.
Правила поведения на аптекарском огороде
1. Ходить только по дорожкам, чтобы не вытоптать растения.
2. Если увидишь мусор, надо его подобрать и отнести в мусорный контейнер.
3. Собирать только известные лекарственные растения, в строго указанные сроки
4. Нельзя вырывать растения с корнем
5. Нельзя срывать или срезать полностью листья с одного куста
6. Лекарственное сырье собирают в сухую погоду, сушат в тени.
Перечень лекарственных растений нашего огорода и их целебные свойства
1. Мелисса - обладает успокаивающим, противовоспалительным, болеутоляющим действием. Используется при бессоннице, для улучшения пищеварения.
2. Тимьян Медок Многолетний – используют в виде настоек от простуды.
3. Базилик - оказывает тонизирующее, бактерицидное, болеутоляющее действие. Применяют при лечении головных болей, простудных заболеваний, для улучшения пищеварения
4. Ромашка аптечная - обладает успокаивающим, противовоспалительным, антимикробным, обезболивающим действием. Применяют для улучшения аппетита, воспалении горла, десен.
5. Чарли чабер садовый – применяют при заболевании горла.
6. Шалфей – используют при лечении желудочно-кишечного тракта, печени, почек, различных вирусных заболеваниях.
7. Мята – используется при лечении головных болей, сердечно-сосудистых заболеваний, при нервных расстройствах, бессонице.
8. Подорожник – обладает противоспалительным, ранозаживляющим, обезболивающим действием. Применяют при заболевании органов дыхания, свежие листья прикладывают к ранам, порезам.
9. Тысячелистник – обладает кровоостанавливающим, противоспалительным, бактерицидным, ранозаживляющим действием. Используют при лечении заболеваний желудка, лечении ран.
10. Змееголовник – обладает антитоксическими, жаропонижающими ранозаживающими и другими свойствами.
11. Анис Блюз
12. Чабрец (тимьян) – обладает отхаркивающим, успокаивающим, обезболивающим действием. Показан при лечении бронхитов, воспалениях ротовой полости.
13. Полынь – горький вкус стимулирует жизнедеятельность организма, обладает очистительными свойствами.
14. Лофант «Франт»
15. Календула лекарственная – обладает противоспалительным, бактерицидным, ранозаживляющим действием. Используют при лечении ран, порезов, для полосканий при воспалении дыхательных путей.
16. Кукуруза – кукурузные рыльца используют как мочегонное, кровоостанавливающее средство, отвар кукурузных рылец применяют для снятия усталости.
17. Укроп – нормализует работу желудочно-кишечного тракта, успокаивает нервную систему.
18. Петрушка – препятствует преждевременному старению организма, поддерживает иммунитет, показана при анемии.
Заключение
Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Задача воспитателя - развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать за явлениями живой и неживой природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях. Постоянное наблюдение невозможно без организации в ДОУ развивающей природной среды, которая выступает фактором экологического воспитания дошкольников. Формы организации, методы и приемы ознакомления с природой самые разнообразные, выбор их зависит от воспитательно-образовательных задач, возраста детей, условий произрастания растений. Так в нашем детском саду было организовано экологическое пространство «Аптекарский огород», где дети знакомятся с многообразием лекарственных растений, их характерными особенностями, целебными свойствами. У детей развивается познавательный интерес - они охотно участвуют в наблюдениях, делают зарисовки, задают вопросы. Развиваются эстетические чувства, умение замечать и оценивать красоту формы и окраски листьев, цветов.
«Экологическое пространство» можно по-разному расположить и сгруппировать, создавая интересные волшебные уголки природы.
Приложение
Цель: закрепление названий лекарственных растений
«Сочинялки»
Цель: развитие мыслительной деятельности, умения сочинять загадки, сказки о лекарственных растениях.
«Угадай по запаху»
Цель: учить определять растение по определенному свойству (запаху, развитие обоняния.
«Мое любимое целебное растение» - составление описательного рассказа
Цель: активизация словаря по теме, развитие связной речи.
«Знатоки лечебных трав»
Цель: развитие умения обобщать растения по существенным признакам, доказательно строить суждения.
Интеграция образовательной области «Здоровье»
Упражнения на развитие дыхания
«Вдыхаем аромат цветов», «Одуванчик»
Цель: развитие дыхательной системы дошкольников
Релаксационные моменты
«Цветы и ветерок», «Дождик и цветы»
Цель: регуляция циклов мышечного напряжения и расслабления
Интеграция образовательной области «Художественное творчество»
Мы вместе с детьми собрали и засушили лекарственные душистые травы и дали задание родителям, чтобы они вместе с детьми сделали кукол- Травниц, из которых мы сделали выставку.
Наполнителем наших Травниц стал сбор из мяты, мелиссы и соцветий ромашки аптечной, который обладает противоспалительным, антисептическим, антимикробным и легким успокаивающим эффектом.
В наше время, Кубышка-Травница является отличным источником ароматерапии и оригинальным подарком.
Литература
1. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. - М. :Академия, 2009
2. Николаева С. Н. теория и методика экологического образования детей. -М. :Академия, 2002
3. Голицина Н. С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. :Мозаика-Синтез, 2006