Татьяна Мокина
Социо-игровая технология — основа современной дидактики
▼ Скачать + Заказать документы
Социо-игровая технология.
Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам
хочется доверять друг другу и своему собственному опыту,
в результате чего происходит эффект добровольного
обучения, тренировки и научения
В. М. Букатов
В последние годы в системе образования России происходят существенные изменения, определившие новые приоритеты развития дошкольного образования и начальной школы.
Публикация «Социо-игровая технология — основа современной дидактики» размещена в разделах
Дошкольные годы – период наиболее интенсивного развития, возраст больших потенциальных возможностей, рождения личности, становления основ самосознания и ценностных ориентаций, проявления первых творческих потенций ребенка, его индивидуальности.
Игра идет на пользу общему развитию ребенка: стимулирует его познавательные интересы, активизирует интеллектуально-творческие способности, дает возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя, помогает восполнить дефицит общения.
Включение игры в ход НОД - дело непростое. Существуют противоречия между учебной и игровой деятельностью, с которыми обязательно сталкиваются педагоги при внедрении игровых методов обучения в канву НОД.
Повысить воспитательный потенциал НОД помогла социо-игровая технология. Социо-игровая технология ориентирует воспитателя на поиск способов такого общения с детьми, при котором «принудиловка» уступает место увлеченности.
Социо-игровая педагогика - основа современной дидактики. Селестен Фене (18 век) говорил, что все для детей устроено не так, как требует их природа. Главное: не навредить! Главное - здоровье. Давать ребенку то, что ему интересно, актуально, нужно, то, что он примет осознанно.
Смысл социо-игровой педагогики – группо-игровая педагогика. Любую детскую игру следует осуществлять в атмосфере взаимопонимания, договоренности о «праве» на ошибку и «обязанностях» слышать и видеть окружающих. Педагог должен помнить, что взрослый и ребенок имеют одинаковое право на ошибку.
Для получения ожидаемых результатов определила основную цель – организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания. Собственная деятельность – это деятельность, которой ребенок хочет заниматься и в которой он делает, слушает и слышит, смотрит и говорит.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
Развивать у детей умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими.
Развивать индивидуальность и сообразительность детей.
Формировать у детей навык слаженной работы.
В своей работе использую разные методы активизации мыслительной деятельности:
I. Методы, повышающие познавательную активность.
II. Методы, вызывающие эмоциональную активность.
III. Методы, способствующие взаимосвязи разных видов деятельности и областей.
IV. Методы коррекции и уточнение детских представлений.
Правильно подобранные игры-задания способствуют повышению мотивации детей к получению новых знаний.
У дошкольников целостное восприятие окружающего мира. Поэтому важно развитие детских представлений. А вот употребление таких слов, как «Молодец! Правильно!» - следует избегать, т. к. сколько детей в группе - столько и правильно (все ответы выслушиваются и проговариваются, берутся во внимание другие мнения).
Надо помнить о том, что - у дошкольников развивается творческое воображение. Поэтому не использую никаких образцов. Очень важно как мы дали установку ( например: нарисуй кошку, нарисуй свою кошку - должна учитываться индивидуальность в ребёнке (образец сначала показать, потом убрать).
Можно к помощи призвать сверстников, не навязывать своё мнение, воспитатель - в последнюю очередь, потому, что после воспитателя вариантов нет и появляются ответы детей («Я не умею, не получается).
В виду непосредственности эмоционального отношения к окружающему миру надо подготовить детей не к школе, а к жизни. К школе эмоциональность исчезает, наша задача развивать эту эмоциональность, учить детей выражать свои эмоции, для того чтобы лучше тебя понимали. Человек - существо социальное (нельзя заранее проигрывать НОД, т. к. угасают эмоции). Детям нужна - тайна, секрет, открытие. Нужны сочувствие и сопереживание к другим людям, животным. В этом возрасте формируется потребность заботиться.
В наше время педагогов волнует дисциплина в НОД и в повседневной жизни ребёнка. А как же добиться послушания?
Социо-игровая технология подразумевает свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка. Не менее важным в социо-игровой технологии является договор, правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не должны быть неосознанными, дети спорят, оживлённо обсуждают, в деловой обстановке общаются.
Авторы социо-игровой технологии (Е. Е. Шулешко, В. М. Букатов, А. П. Ершова) одним из наиболее рациональных способов организации жизни детей представляют работу в малых группах - компаниях (идея Е. Е. Шулешко).
Большинство современных программ, педагогических технологий, методик направлено на организацию коллективной деятельности детей. Я пробую использовать в организации работы с детьми микрогруппы, подгруппы, называя их «команда», «группа», «бригада» и т. п.
У всех этих объединений есть определённая структура, и, стало быть, чётко установленное место, статус, роль и позиция каждого участника такой группы.
В таких объединениях детей нет чёткого регламента их деятельности и взаимодействия друг с другом и со взрослым, нет постоянного статуса, роли, места и позиции каждого ребёнка в процессе общения, а происходит их постоянная смена.
Такая организация жизни детей направлена на создание детского сообщества в группе.
В таких группах есть естественная, как внутренняя, так и внешняя свобода, открытость, возможность выбирать себе компанию, напарника, встречаться и общаться с разными детьми, быть интересными другим, высказывать своё мнение и выслушивать других.
Появляется возможность выбирать общее дело и способы его реализации, распределять самим роль и место каждого в общем деле, договариваться друг с другом, держать правила.
В малых группах происходит не только личностное, но и деловое общение. Совместная деятельность позволяет каждому ребёнку утвердиться в своих возможностях и способностях, сравнивая себя с другими.
Постепенно у детей развивается адекватная самооценка, представления о самом себе и о своих согруппниках - ровесниках.
Идеальное число участников малой группы - 6,так как их удобно раз-делить на 3 «пары» или 2 «тройки», ведь именно такое количество детей даст возможность учиться друг у друга и быть интересными и успешными.
Количество детей и длительность их пребывания в этих объединениях зависит от возраста детей, содержания и насыщенности детской жизни, умения общаться и договариваться, общего эмоционального настроя в груп-пе, уровня сформированности произвольности поведения.
Одним из непременных условий социо-игровой технологии является по-стоянная смена состава малых групп и организация взаимодействия между компаниями, чтобы дети становились по отношению ко всем «своими», а не «другими». Постоянная смена компаний позволяет каждому ребёнку посто-янно менять свою позицию в общении, проявлять особенности характера, темперамента, поведения.
Определяя позицию педагога, следует помнить о том, что необходимо:
авторитарность убрать полностью! Такая позиция нужна только там, где есть опасение за жизнь и здоровье воспитанников;
в совместной деятельности позиция «на равных» предпочтительнее, но иногда она может расслоиться на разные позиции: «над», «под»;
если позиция «нарочито-отстранённая» - необходимо проявлять деликатность, как будто не заметил, это даёт детям одновременно свободу и защиту;
позиция «молчание» - помогает держать паузу;
«отсутствие всякой позиции» - дети полностью свободны, самостоятельны.
Например: дети заняты игрой, один из детей заплакал, воспитатель не подошла, дети самостоятельно решили конфликт.
Пробуя применять социо-игровую технологию в работе с детьми, я составила для себя некий «свод правил» :
«молчание - золото» (чем меньше говорю, тем лучше для детей);
не ставить целей, лучше создать условия, при которых каждый ребёнок раскроется, применяя свой личный опыт;
исходить из реальных возможностей детей, видеть в них возможность реализации своих идей, через решение поставленных задач;
не надо «разжёвывать» задания, доля самостоятельности должна расти от раза к разу;
в неверно выполненном задании обязательно найти то интересное, позитивное, неожиданное, что включит детскую активность, иначе союз воспитателя и детей распадётся на лидерство взрослого и иждивенчество детей;
если ребёнок отказывается от деятельности, нужно иметь набор упражнений, средств, чтобы участвующий нашёл в себе уверенность, выбрал то, что интересно ему;
начинать презентацию с тех детей, которые редко выступают.
Социо-игровая методика предполагает интеграцию областей. Это дает положительный результат в области коммуникации, познании, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию.
В результате применения социо-игровой технологии в работе с дошкольниками достигнуты результаты:
дети слушают и слышат друг друга, договариваются, приходят к согласию;
у детей развито речевое взаимодействие;
сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым;
у них нет чувства страха за ошибку.
Таким образом, социо-игровая технология позволяет решать многие задачи, определённые ФГОС, воспитанники могут реализовать себя как личность, проявлять лидерские качества, ощущать помощь сверстников, преодолевать страх и неуверенность, быть на равных, развивать познавательный интерес и творческую деятельность. Стараюсь поддерживать дружеские связи детей, не мешая проявлять самостоятельность, создаю условия для общения детей друг с другом.