Эльвира Стрельцова
Социальный проект «Профилактика буллинга в общеобразовательном учреждении»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация проекта
Школьный буллинг – это серьезная социально – педагогическая проблема. Актуальность которой очевидна. Но она не нова. Любой ребенок может подвергаться буллингу не по своей вине. Дети относятся жестоко по отношению друг к другу из поколения в поколение. Часто в классе, где происходит буллинг, страдает не только тот человек, которого травят, но и агрессор, и участники. Безопасность социума нарушается для всех. Способствует ли это процессу обучения? Нет.
Темочки:
Данный проект в первую очередь нацелен на предотвращение проявлений буллинга в подростковой среде и оказание помощи подросткам, ставшим жертвами буллинга, а также призван воспитать цифровую культуру взаимодействия в интернете среди детей и подростков в качестве меры предотвращения кибербуллинга. Основная идея проекта заключается:
1) организации и проведении уроков-тренингов для школьников, родителей и педагогов, форум-театр;
2) информационно-просветительской работе, включающей: сбор и публикацию актуальной статистики о проблеме, размещение на сайте гимназии статей из Законодательства РФ по теме буллинга и кибербуллинга, советы и рекомендации по предотвращению буллинга и кибербуллинга и защите от него, успешные кейсы — интервью с теми, кто смог успешно справиться с подобными проблемами в своей жизни,
3) организации почты доверия и почтальонов доверия.
Уроки-тренинги будут ориентированы на 3 целевые аудитории: школьников (учащихся 7-8 классов, родителей и педагогов. Тренерами для школьников могут выступать помимо социального педагога и педагога-психолога лидеры мнений и молодые эксперты, что позволит построить с детьми и подростками доверительный диалог.
Наиболее значимые ожидаемые результаты: проект позволит оказать помощь подросткам, пострадавшим от буллинга, проинформировать педагогов и родителей о важности проблемы, проконсультировать о возможных стратегиях поведения, воспитать цифровую культуру взаимодействия в интернете среди детей и подростков, предотвратить возможные проявления буллинга среди учащихся 7-8 классов.
Реализация проекта предусматривает три этапа:
подготовительный (январь 2021г,
организация (февраль-март 2021г,
обобщение и распространение опыта (апрель 2021г.)
Обоснование необходимости проекта.
Буллинг – это социальное явление, свойственное преимущественно организованным детским коллективам, в первую очередь, школе. Многочисленные исследователи объясняют это обстоятельство прежде всего тем, что школа – это универсальная арена для разрядки детьми своих многочисленных накопившихся дома негативных импульсов. Последние исследования показали, что от буллинга страдают до 20 % школьников.
Буллинг (bullying, от анг. bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) в скандинавских и англоязычных странах определяется как притеснение, дискриминация, травля. Дэвид Лейн и Эндрю Миллер определяют буллинг как: длительный процесс сознательного жесткого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям).
Выделяют несколько типов буллинга:
Физический. Он проявляется побоями, иногда даже намеренным членовредительством. По сети гуляет письмо мужчины — жертвы школьного буллинга. Он вспоминает, как одноклассник ломал ему пальцы, чтобы услышать, какой звук будет при этом.
Поведенческий. Это бойкот, сплетни (распространение заведомо ложных слухов, выставляющих жертву в невыгодном свете, игнорирование, изоляция в коллективе, интриги, шантаж, вымогательства, создание неприятностей (крадут личные вещи, портят дневник, тетради).
Вербальная агрессия. Выражается в постоянных насмешках, оскорблениях, окриках и даже проклятиях.
Кибербуллинг. Самое последнее, но очень популярное среди подростков. Проявляется в травле при помощи социальных сетей или посылании оскорблений на электронный адрес. Сюда входит съемка и выкладывание неприглядного видео в общий доступ.
Причины агрессивного поведения к одному из членов класса находятся в двух плоскостях:
1. Семья и окружение. Пример поведения школьники берут от своих родителей и общества, где главенствует культ грубой силы. Бесконечные бандитские сериалы по телевидению, дворовая этика, неуважительное отношение к слабым и больным со стороны взрослых учат детей определенным способам поведения. Важную роль в формировании личности играют и компьютерные игры, в которых ребенок может безнаказанно убивать и бить.
2. Школа. Учителя иногда намеренно сами дают начало буллингу, потому что не умеют справляться с проявлениями агрессии в детских коллективах. Некоторые педагоги опускаются до того, что придумывают детям клички и оскорбляют их в присутствии других одноклассников. Другие транслируют свое неуважительное отношения к плохо учащимся ученикам при помощи тона и выражения лица. Широкое распространение буллинга в школе объясняется попустительством со стороны педагогов и их низкой квалификацией.
Социальная структура буллинга: преследователь (булли, жертва, наблюдатель.
Дети – булли (по Д. Ольвеусу):
дети, уверенные в том, что, господствуя и подчиняя, легче всего добиться своих целей. Не умеющие сочувствовать своим жертвам. Физически сильные. Легко возбудимые, импульсивные, с агрессивным поведением. Мечтающие быть лидерами в классе. Желающие быть в центре внимания. Уверенные в своем превосходстве над жертвой. Агрессивные дети, самоутверждающиеся в жертве. Со слабым контролем. Интуитивно чувствующие – какие одноклассники не окажут им сопротивление.
Союзники булли:
боящиеся быть на месте жертвы, не желающие выделяться из толпы одноклассников, дорожащие своими отношениями с лидерами, поддающиеся сильному влиянию, не умеющие сопереживать и сочувствовать другим. Безынициативные, принимающие травлю за развлечение, дети жестоких родителей, из неблагополучных семей, имеющие опыт насилия, озлобленные ровесники, мечтающие взять реванш за свои унижения.
Жертва:
тревожные, несчастные, с низкой самооценкой, не уверенные в себе, не имеющие ни одного близкого друга из числа сверстников, друг – взрослый. Пугливые, застенчивые, замкнутые, чувствительные. Склонные к депрессии и суициду, из неблагополучных семей, имеющие опыт насилия, страдающие от одиночества. Верящие, что заслуживают роль жертвы, и пассивно ждущие насилия от преследователей. Имеющие негативный опыт жизни, из неблагополучных семей, не верящие в защиту учителей. Смирившиеся с насилием, как со своей судьбой. Предпочитающие умалчивать о травле и насилии.
Особенности поведения жертв буллинга (Тэд Файнберг доктор психологии США)
Ребенок неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить. Возвращается из школы подавленным. Часто плачет без видимых причин. Никогда не вспоминает никого из одноклассников. Одинок, ничего не рассказывает о своей школьной жизни, его не приглашают ни на дни рождения, ни в гости, и сам он никого не приглашает к себе.
По данным исследования 2018 г. организации Ipsos MORI, Россия является лидером в мире по неосведомленности о кибербуллинге. В нашей стране менее 1% родителей осведомлены о том, что их ребенок подвергается кибербуллингу в социальной сети. И при этом данные того же исследования свидетельствуют о том, что 56% людей в России в среднем подвергаются кибербуллингу. Самую большую опасность кибербуллинг несет детям и подросткам.
Самым критичным является то факт, что каждый 5 ребенок в возрасте 12-13 лет, столкнувшийся с буллингом и кибербуллингом, не обращается при этом за помощью ни к кому. Лишь 17% обращаются за помощью к родителям и 16% к друзьям. Старшие подростки ищут поддержку у друзей (27%) и в семье (8%). В большей степени это связано с тем, что дети и подростки боятся заявить о своей проблеме близким, испытывают перед ними чувство стыда и потому нуждаются в нейтральной стороне, которая не осудит их за поступки и окажет реальную помощь и поддержку. Именно поэтому для реализации проекта были выбраны наиболее уязвимые категории участников образовательного процесса - учащиеся 7-8 классов.
Кроме того, в России также целых 37% респондентов считает, что буллинг и кибербуллинг не являются существенной проблемой, и не заслуживает особого внимания. Среди стран, выбранных для участия в исследовании, Россия по данному вопросу занимает 26 место из 28, что еще раз свидетельствует о недостаточной осведомленности о проблеме.
Таким образом, наш проект будет направлен на решение следующих социальных проблем: неосведомленность родителей о том, что их дети подвергаются буллингу и кибербуллингу, страх детей и подростков сообщить о том, что они подвергаются буллингу и кибербуллингу. Профилактика проявлений буллинга в подростковой среде.
Цель и задачи проекта.
В соответствии с социальной значимостью и актуальностью проблемы была поставлена цель проекта: предотвращение проявлений буллинга в подростковой среде и оказание помощи подросткам, ставшим жертвами буллинга и кибербуллинга.
Осуществление цели будет происходить посредством достижения следующих задач:
1. развивать у учащихся личностные качества, препятствующие проявлению буллинга (саморегуляция, эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, критичность, ответственность, эмпатия);
2. обучать учащихся правовой грамотности в отношении противоправных действий против личности;
3. использовать форум-театр, психологические тренинги, ориентированные на организацию совместной деятельности школьников и взрослых, способную изменить систему сложившихся взаимоотношений;
4. воспитать цифровую культуру взаимодействия в интернете среди детей и подростков в качестве меры предотвращения кибербуллинга.
Методы реализации проекта
В соответствии с целями и задачами проекта на каждом этапе были выбраны следующие методы.
- Подготовительный (январь 2021г)
1 метод - составление маршрута получения результатов, способов и средств деятельности. Организационные формы сотрудничества (беседа, дискуссия, в результате которых определен 2 метод - сбора и обработки информации, в том числе и оценки результативности проекта. Такой, как проведение социологического опроса среди учащихся 7-8 классов, педагогов и родителей на предмет определения безопасности окружающей среды в гимназии, с последующим графическим представлением результатов, прогнозирование результатов по окончанию проекта, 3 метод - организация почты доверия, информирование участников образовательного процесса о возможностях почты доверия, выбор ответственного за просмотр писем, экономическая оценка реализации проекта.
- Организация (февраль-март 2021г)
4 метод - Уроки-тренинги для учащихся, педагогов и родителей. Уроки для подростков будут освещать вопросы: что такое буллинг и кибербуллинг, к каким негативным последствиям он может привести, какая ответственность ложится на агрессора, что делать, если подвергся буллингу и др.
5 метод - Заведение «дневника буллинга», где учащиеся могут записывать проявления буллинга в свой адрес по следующей схеме:
Что произошло? Когда это произошло? О чем шла речь? Почему произошел конфликт? Кто и как себя вел? Кто и что сказал? Были ли какие-то особые обстоятельства? Как я себя при этом чувствовал? Как я себя вел? Мог бы я вести себя как-то иначе? Был ли кто-то, кто мне помог, меня поддержал? Есть ли свидетели или доказательства? Был ли кто-то, кто не помог?
6 метод - проведение среди школьников конкурса плакатов о противодействии буллингу с выдачей призов победителям. Это могут быть блокноты, брелоки, значки со смайликами.
7 методом, позволяющим формировать модели безопасного поведения в ситуациях риска является «Форум-театр».
Целью использования данного метода является поиск в рамках спектакля путей решения конфликта или выхода из сложной жизненной ситуации. Причем в поиске участвуют как персонажи, так и зрители. Темы постановок могут касаться проблем в семье или школе. При выборе проблемы для постановки обязательно учитываются особенности аудитории, для которой готовится постановка: возраст, социальный статус, интересы. Это необходимо для того, чтобы участник процесса заинтересовался проблемой, понял, что выбранная проблема близка и может произойти с кем-либо из его круга общения, а он сможет помочь разрешить ее.
Особенностью данного метода является обратная связь с аудиторией и отсутствие прямых рекомендаций, как нужно поступать в том или ином случае.
Темы постановок - толерантное отношение к представителям других рас по сценарию «Не такие как все», «Откуда берутся белые вороны». Частота постановок – один раз в месяц.
- Обобщение и распространение опыта (апрель 2021г)
8 метод - анализ проделанной работы, привлечение большего количества учащихся старших классов для реализации. Формулировка основных выводов, распространение специальных тематических буклетов. Выступление на семинарах с обобщением опыта работы.
Управление проектом.
Оргкомитет – проведение социологического опроса среди участников образовательного процесса, организация конкурса рисунков, почты доверия, принятие учащихся старших классов в «команду связей», проведение уроков-тренингов, организация постановок форум-театра и др. Члены оргкомитета берут на себя функцию самоконтроля, где главной задачей будет своевременно выявление отклонений от заданных цели и задач и проведение корректировочных мер. А также осуществляют заключительный контроль по завершению реализации проекта, который производится путем сравнения полученных результатов с заданными.
Конструкторский комитет - помощь в технической реализации проекта, поиск материалов и средств реализации инициатив, распечатка материалов, буклетов, поддержка проекта в социальных сетях и на сайте гимназии. привлечение спонсоров для финансирования проекта.
Ответственные:
Заместитель директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители 7-8 классов, учитель-логопед, библиотекарь.
Ожидаемые результаты
В ходе реализации проекта учащиеся 7-8 классов в количестве 175 человек получат навыки сотрудничества, умения работать в команде, уважительно относиться друг к другу. Учащиеся «группы риска» получат квалифицированную психологическую помощь, а их участие в проектной деятельности подчеркнет их успешность и значимость для коллектива класса и стабилизирует индекс общего самочувствия учащихся.
Кроме того, планируется посредством проведения 4 уроков-тренингов для учащихся, 2 спектаклей форум-театра, индивидуальных консультаций, конкурса плакатов и т. д. осмысление учащимися понятия буллинга и кибербуллинга, формирование аналитической компетенции учащихся и соблюдение безопасности в сети интернет, позитивного отношения к самому себе, повышение самооценки учащегося. Формирование у учащихся негативного отношения к насилию над человеком, навыков работы в команде, развитие сплоченности, ответственности, взаимопонимания, умения разрешать конфликтные ситуации.
Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам оказания конкретной адресной помощи детям, попавшим в ситуацию буллинга и кибербуллинга.
Методы оценки результатов.
Ожидаемое количество участников проекта среди учащихся 7-8 классов 175 человек в соответствии с количественным составом классов, среди родителей не менее 175 человек (по количеству учащихся исходя из расчета 1 ребенок – 1 родитель, среди педагогов не менее 25 человек, включая организаторов проекта. Более точное количество участников среди педагогов и родителей будет определено на основании регистрационных листов участников уроков-тренингов»
Качественная оценка предполагаемых результатов будет проводиться на основе полученных данных первичной и итоговой диагностики «Исследование психоэмоционального состояния» по тестам:
- опросник индекса общего самочувствия,
- тест-опросник А. В. Зверькова (исследование волевой саморегуляции)
- «Карты диагностики», заполняемые классными руководителями для выявленной группы риска и статистических данных.
Повышение компетентности родителей и педагогов будет оцениваться по итогам социологического опроса «Оценка безопасности образовательной среды»
Дальнейшее развитие проекта
Дальнейшее развитие проекта мы видим во внедрении подобного плана мероприятий и выбранных методов профилактики буллинга и кибербуллинга среди обучающихся других параллелей гимназии с учетом возрастных особенностей.
Кроме того, развитие проекта предусматривает решение социального аспекта проблемы, а именно: привлечение внимания участников образовательного процесса к решению проблемы по предотвращению проявлений буллинга и кибербуллинга среди детей и подростков.
.