ОКСАНА КОМИССИНА
Социальный проект по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются : приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства.
Публикация «Социальный проект по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Транспорт. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2020
Данный проект направлен на создание условий для овладения дошкольниками навыками безопасного поведения на дорогах. Ребенок в дошкольном возрасте не представляет автомобиль в качестве опасности, которая может принести увечье или лишить жизни.
Проблема: Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества.
Актуальность проекта :
Ежедневно в дорожно - транспортных происшествиях погибает много людей, а также получают травмы. У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку.
Их жажда знаний, желание постоянно открывать что – то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности и на улицах. Поэтому появилось желание и необходимость, играя изучать с детьми ПДД, формировать у детей навыки осознанного безопасного поведения на улице города.
Ребёнок недооценивает реальной опасности, грозящей ему на дороге, поэтому и относиться к Правилам дорожного движения без должного внимания. Поэтому детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования.
Зачастую виновниками ДТП являются сами дети, которые играют вблизи дороги, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.
Вот почему необходимо с самого раннего возраста учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.
Важнейшим условием формирования основ ПДД является тесное взаимодействия с родителями воспитанников.
Цель проекта : формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.
Задачи:
1. обучать детей безопасному поведению на дорогах.
2. научить понимать дорожные знаки и их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;
3. формировать у детей навыки и умения наблюдать и предвидеть опасные ситуации, умения избегать их
4. расширять словарный запас
5. воспитывать сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортной среде;
6. активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
7. Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков.
8. закреплять умение детей своевременно и самостоятельно указывать на проблемную ситуацию и делиться с окружающими людьми приобретённым опытом.
9. воспитывать ответственность за безопасность своей жизни и жизни других людей.
Срок реализации: 2020-2021г. г.
Вид проекта : игровой, информационный, познавательно - творческий.
Участники проекта : воспитанники группы, воспитатель, родители.
Ожидаемый результат реализации проекта :
У детей развиваются любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки через поисково- исследовательскую деятельность.
У родителей воспитанников: тесное сотрудничество с педагогами; расширение педагогической грамотности родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах.
Методы и приемы:
1. Непосредственно-образовательная деятельность.
2. Художественное творчество.
3. Чтение художественной литературы.
4. Целевые прогулки и экскурсии по улицам города.
5. Опытно-экспериментальная и поисковая деятельность.
6. Игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.
7. Развлечение по теме проекта.
8. Разбор ситуаций, применение полученных теоретических знаний на практике.
9. Работа с родителями.
10. Использование аудио- и видеоматериалов по проблеме ПДД.
Этапы реализации проекта :
1 этап - Организационно-подготовительный этап (постановка цели, разработка планов, сбор материала, определение методов)
Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративный материал по данной теме, подбор игрушек, атрибутов для игровой, театрализованной деятельности по ПДД, подбор информации для родительского уголка; музыкальная подборка песен; подбор игрушек, атрибутов для игровой, театрализованной деятельности по ПДД.
Беседа с родителями о предстоящей работе над проектом; анкетирование, тестирование родителей воспитанников. (сентябрь-ноябрь 2020г.)
2 этап. Основной этап (декабрь-март 2021 г.)
Изготовление пособий, оформление развивающей среды группы, создание макетов улицы, грамот, медалей детям и благодарностей активным родителям. Индивидуальные беседы с родителями. Родительское собрание «Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма». Акция «Внимание, дети!».
Чтение художественной литературы; целевые прогулки и экскурсии по улицам города; опытно-экспериментальная и поисковая деятельность; игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры. Проведение развлечения по теме проекта.
Использование аудио- и видеоматериалов по проблеме ПДД.
3 этап - Заключительный (подведение итогов).
Проведение развлечения, награждение победителей конкурсов.
Анализ результатов деятельности.
Родительское собрание «Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма».
Размещение информационного материала для родителей в раздевалках групп по теме: «Самые важные правила- правила дорожного движения!», «Это надо знать». «Памятка по правилам дорожного движения».
Консультация для родителей: «Как научить ребенка соблюдать правила дорожного движения».
Конкурс совместных творческих работ «ПДД — наши лучшие друзья».
Вывод: В процессе Проекта у детей сформировалось безопасное поведение на дорогах и улицах. Процесс длительный, но очень увлекательный и познавательный.
Работа в данном направлении будет продолжаться, и я надеюсь, что эта работа принесёт в будущем хорошие плоды, и те знания, которые дети получили, помогут им избежать неприятностей на дороге.
Дети в процессе проекта стали проявлять интерес к собственной безопасности и сохранению здоровья.
Участие в проекте родителей повысило их педагогическую грамотность по вопросам безопасного поведения детей на дорогах.
Обогатилась развивающая предметно - пространственная среда в группе.
Используемая литература
1. Авдеева Н. Н. - Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003;
2. Ахмадиева Р. Ш., Воронова Е. Е., Минниханов Р. Н. и др. -Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах. ГУ, НЦ БЖБ, 2008.;
3. Белая К. Ю. - Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М. : Школьная Пресса, 2010:
4. Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. -Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 2004;
5. Комплексные занятия с детьми 4 – 7 лет / авт. - сост. О. Ф. Горбатенко. Изд. 2-е, доп. – Волгоград: Учитель, 2013г;
6. Куцакова Л. В. «Как обеспечить безопасность дошкольников» г. Москва «Просвещение» 2001г. ;
7. Саулина Т. Ф. Три сигала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения : Для работы с детьми 3-7 лет. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010г. ;
8. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера», 2011.
Тематический план работы с детьми.
Беседы:
1. Беседа «В городском транспорте»
Цель: Познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте.
2. Беседа «Дорожные знаки»
Цель: Научить детей различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки.
3. Беседа «Игры во дворе»
Цель: Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить их необходимым мерам предосторожности.
4. Беседа «Катание на велосипеде» (самокате, роликах) в черте города
Цель: Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городских условиях при катании детей на велосипеде (самокате, роликовых коньках); научить детей правилам поведения в таких ситуациях
5. Беседа «Опасные участки на пешеходной части улицы»
Цель: Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы, и с соответствующими мерами предосторожности; различными способами ограждения опасных зон тротуара.
6. Беседа «Безопасное поведение на улице»
Цель: Научить детей правилам поведения на улице, где можно и нельзя играть.
7. Беседа «Для чего нужен регулировщик»
Цель: Углубить знания о дороге и регулировании дорожного движения.
Образовательную деятельность:
1.«Знаки дорожные помни всегда».
Цели: учить детей различать дорожные знаки по цветовой гамме и форме, формировать систему знаний о дорожных знаках, закрепить умение различать дорожные знаки : запрещающие, предупреждающие, предписывающие, закрепить знания детей о видах транспорта, развивать внимательность, умение применять усвоенные правила дорожного движения в различных игровых ситуациях. Воспитывать у детей организованность.
Задачи:
- Дать детям первоначальные знания о дорожных знаках. научить их различать и понимать дорожные знаки, предназначенные для пешеходов и водителей.
- Формировать умение ориентироваться в основных дорожных знаках. Развивать логическое мышление, память.
- Воспитывать желание научить правилам поведения на улице младших детей, своих друзей.
2.«Осторожно, дорога!».
Цель:
- закрепить представление детей о назначении светофора и его сигналов
- закрепить знания детей о правилах перехода через дорогу
- учить детей различать транспортный и пешеходный светофоры
- воспитывать правила поведения на дороге
- развивать у детей внимательность
- продолжать формировать знания у детей о правилах дорожного движения
- продолжать учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие и разрешающие).
3.«Транспорт на улицах города».
Цель: уточнять и расширять знания детей о транспорте; развивать умения находить признаки сходства и различия и выражать их в речи; приучать к культуре поведения в транспорте; уточнить и расширить представления детей о профессии водителя. Развивать быстроту, ловкость, координацию движений.
4. «ПРАВИЛА ДЛЯ ПЕШЕХОДОВ И ПАССАЖИРОВ»
Цель: Закрепить знания об опасностях, которые ждут нас на улице, в транспорте, повторить правила поведения на улице и в транспорте, правила дорожного движения. Закрепить знание сигналов светофора, их значение. Воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость, умение оказать помощь другому человеку.
5. «Специальный транспорт»
Цель: Систематизировать знания детей о видах транспорта и их назначения.
Продолжить изучение правил дорожного движения. Расширить кругозор детей. Развивать наблюдательность, внимание. Воспитывать уважительное отношение к людям, связанным с работой на транспорте.
Художественное творчество:
рисование:
1.«Опасные ситуации на дороге».
Цель: обучение умению передавать в рисунке форму предмета и его детали.
Воспитывать ответственное отношение к соблюдению правил дорожного движения, аккуратность и целеустремленность; развивать умение сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом; формировать умение соблюдать в работе последовательность.
2.«Придумай новый дорожный знак».
Цель: Закрепить знания детей о предупреждающих, запрещающих, предписывающих, информационно-указательных дорожных знаках и знаках сервиса. Закреплять с детьми название дорожных знаков и их значения. Упражнять в умении раскрашивания не заходя за контур дорожные знаки, используя разные изобразительные материалы (цветные карандаши, восковые мелки). Воспитывать навыки ориентировки в пространстве, навыки осознанного использования знания ПДД в повседневной жизни. Развивать внимание, творческое воображение детей. Воспитывать стремление соблюдения правил дорожного движения.
3.«Улица нашего города».
Цель: Развивать умение создавать сюжетную картину городского пейзажа, закреплять ПДД. Способствовать закреплению представлений детей об архитектуре, профессии архитектора.
Упражнять в создании несложной композиции на тему современной городской улицы, гармонично располагая рисунок на плоскости листа.
Побуждать продумывать замысел рисунка до начала до исполнения.
Упражнять в получении интенсивного, яркого цвета при закрашивании мелких деталей и светлого тона при закрашивании домов, неба.
Обеспечить развитие творческого воображения, активности.
Содействовать воспитанию любви к родному городу.
4.«Транспорт на улицах города».
Цель: Закреплять знания ПДД, отражать их в рисунке. Закрепить знания о разных видах транспорта. Развивать фантазию детей. Развивать наблюдательность, внимание. Продолжать учить правильно, пользоваться кистью.
лепка:
1.«Веселый светофор»
Цель: привлечь детей к изображению светофора из пластилина
Формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Воспитывать желание к выполнению и соблюдению ПДД; закрепить представления о светофоре и знании сигналов светофора (красный, желтый, зеленый).
2.«Дорожные знаки».
Цель: Формирование умений лепки машины из раскатанных шаров. Задачи: Продолжать учить детей, лепить предмет, состоящий из нескольких частей одинаковой формы, но разной величины. Развивать речь, внимание. Воспитывать чувство сострадания к окружающим. Материал: соленое тесто.
аппликация:
1.«Шумный перекресток»
Программное содержание: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения и поведения на улице в игре - викторине "Правила дорожного движения". Продолжать совершенствовать прием силуэтного вырезания (вырезание по контуру, продолжать формировать умения детей приклеивать детали по заданному образцу, работать с клеем, бумагой, развивать творческий подход к работе, мелкую моторику рук, глазомер, эстетический вкус, способность действовать согласно алгоритму, воспитывать аккуратность и терпение, любовь и бережное отношение к природе.
2.«Дорожный знак».
Задачи: закрепить знания у детей о правилах поведения на улице.
Вспомнить известные дорожные знаки – «Пешеходный переход», «Осторожно дети!».
Воспитывать у детей внимание и наблюдательность.
Продолжать учить детей составлять композицию из цветной бумаги.
Закреплять умения вырезать из бумаги. Закреплять умения работы с ножницами, клеем. Развивать внимание и творчество.
Чтение художественной литературы:
М. Ильин, Е. Сигал «Машины на нашей улице»,
С. Михалков «Моя улица», «Дядя Степа – милиционер», «Самый лучший пешеход», «Шёл трамвай десятый номер», «Шагая осторожно
Я. Пишумов «Азбука города», «Машины», «Посмотрите, постовой»,
С. Прокофьев, Г. Сапгир «Мой приятель –светофор»,
М. Пляцковский «Светофор»,
В. Семерин «Запрещается – разрешается,
Н. Носов «Автомобиль»,
С. Маршак «Правил уличных не зная…»,
Г. Варшавский «Про Петра и про Егора, про сигналы светофора»,
и другие.
Целевые прогулки и экскурсии по улицам города, наблюдения за действиями пешеходов в условиях улицы.
1. Правила поведения на дороге
Цель:
1. познакомить детей с основными правилами поведения на улице.
2. закрепить знания о ПДД.
3. воспитывать у детей внимательность (особенно на дороге).
2. «Наблюдение за движением машинами и работой водителя»
Цель: закреплять знания о двустороннем и одностороннем движении.
Познакомить с сигнализацией машин, с новым дорожным знаком "Въезд запрещен".
Воспитывать уважение к труду водителей машин.
3. Пешеходный переход.
Цель: Систематизировать знания детей о правилах дорожного движения и безопасного поведения на улице.
Уточнять знания дошкольников о понятиях «улица», «тротуар», «проезжая часть». Закреплять знания детей о функциях светофора: регулирует движение транспорта и пешеходов с помощью сигналов. Уточнить и закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на улице (люки, сосульки, водостоки).
4.«Правила для пешеходов».
Цель: Расширять знания детей о правилах поведения на улице.
Закреплять знание изученных правил дорожного движения. Формировать навыки правильного ориентирования в сложной обстановке дорожного движения. Воспитывать культуру поведения на улице.
5. «Сигналы светофора»
Цели: Закреплять знания детей о четырехстороннем светофоре. закреплять знания детей о том, что светофоры управляют сложным движением транспорта и пешеходов на улицах и дорогах.
6. «К остановке пассажирского транспорта»
Цель: Расширить знания детей о пассажирском транспорте. Они узнают, что автобусы (троллейбусы) останавливаются на специальных остановках около тротуаров, у обочины дороги. Закреплять правила поведения в общественном транспорте. Воспитывать культуру поведения.
Дидактические игры:
«Светофор», «Угадай-ка», «Наша улица», «Виды перекрестков»,
«Это я, это я, это все мои друзья!», «Будь внимательным»,
«Доскажи словечко», «Узнай по описанию».
«Осторожный пешеход», «Азбука дорожных знаков», «Умные машины», домино «Транспорт» и т. д.
Сюжетно- ролевые игры:
«Путешествие по улицам города»,
«Улица и пешеходы», «Светофор», «Путешествие с Незнайкой»,
«Поездка на автомобиле», «Автопарковка», «Автомастерская», «Путешествие по городу», «Поездка на дачу», «Я – самый дисциплинированный пешеход»,
«Я – шофер».
Провести развлечение «Путешествие в страну Светофорию». Физкультурное развлечение «Весёлые старты».