Ирина Власова
Социальный проект «Хочу расти здоровым» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №4 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН
Муниципальный этап Всероссийского конкурса экологических проектов «Волонтёры могут все»
Номинация «Быть здоровым - это здорово!»
Социальный проект «Хочу расти здоровым»
Автор проекта : Власова Ирина Николаевна
г. Темрюк 2024год
Содержание работы
Актуальность выбранной темы. 3
Проблема. 5
Цель и задачи. 5
Целевая аудитория проекта. 6
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2024
Период реализации проекта. 6
География проекта. 6
Практическая значимость проекта. 6
Краткое описание механизма реализации проекта. 7
Планирование во времени с конкретизацией отдельных действий. 9
Продукт проекта. 15
Достигнутые результаты проекта. 15
Привлеченные партнеры проекта. 16
Мультипликативность проекта. 16
Выводы и заключение. 16
Список информационных источников. 17
Приложения. 18
Актуальность выбранной темы.
Рациональное питание – краеугольный камень здорового развития ребёнка, оказывая непосредственное влияние на все аспекты его жизни: физическое развитие, умственные способности, эмоциональное состояние и устойчивость к болезням. В период дошкольного возраста закладываются основы пищевых привычек, которые определят состояние здоровья на долгие годы. Поэтому крайне важно с раннего детства прививать детям понимание принципов здорового питания, формируя осознанный подход к выбору продуктов. Реклама, наводняющая детей изображениями привлекательных, но часто вредных продуктов – чипсов, сладких газированных напитков, фастфуда – представляет собой серьезную проблему, требующую активного противодействия со стороны родителей и педагогов.
Правильное питание – это не просто набор необходимых питательных веществ, а комплексный подход, учитывающий индивидуальные потребности каждого ребенка. Это не только обеспечение достаточного количества белков, жиров, углеводов, витаминов, минералов и воды, но и гармоничное сочетание продуктов, регулярность приёма пищи и создание комфортной обстановки во время еды. Дефицит даже одного из важных элементов может привести к серьёзным последствиям. Например, недостаток железа вызывает анемию (малокровие, нехватка кальция – проблемы с костями и зубами, дефицит витаминов группы В – нарушение нервной системы и снижение умственной активности.
Детский организм отличается от взрослого невероятно высокой скоростью метаболизма и интенсивным ростом. Потребности в энергии и питательных веществах у детей значительно выше, чем у взрослых, приходящихся на килограмм веса. Например, дети младшего дошкольного возраста нуждаются в большем количестве энергии для поддержания высокой активности и развития. Их рацион должен быть богат легкоусвояемыми белками, необходимыми для построения новых клеток и тканей. Жиры, в том числе полиненасыщенные жирные кислоты Омега-3 и Омега-6, крайне важны для развития мозга и нервной системы. Углеводы обеспечивают организм энергией для активной жизнедеятельности. Однако важно помнить о разнообразии углеводов, отдавая предпочтение сложным углеводам, содержащимся в крупах, овощах и фруктах, а не простым сахарам из сладких газированных напитков и кондитерских изделий.
Витамины и минералы играют ключевую роль в поддержании здоровья ребёнка. Недостаток витамина D может привести к рахиту, нехватка витамина С – к ослаблению иммунитета, а дефицит железа, как уже упоминалось, к анемии. Знание о роли витаминов и минералов в организме ребёнка является важной составляющей грамотного подхода к питанию. Поэтому необходимо включать в рацион разнообразные продукты, содержащие все необходимые витамины и минералы. Это могут быть фрукты и овощи разных цветов, ягоды, зелень, молочные продукты, рыба, мясо и крупы.
Забота о правильном питании – это не только обеспечение ребёнка необходимыми питательными веществами, но и формирование культуры питания. Важно приучать детей к регулярности приёма пищи, спокойной и приятной обстановке во время еды, правильному жеванию и осознанному выбору продуктов. Важно объяснить детям, почему некоторые продукты полезны, а другие вредны, учитывая их возрастные особенности и уровень понимания. Кроме того, не стоит забывать о влиянии социальных условий на питание детей. Семейные традиции, доступность продуктов, уровень дохода семьи – все это оказывает влияние на качество питания. В неблагополучных семьях проблема недостаточного и некачественного питания особенно актуальна, приводя к замедлению роста, отставанию в развитии и повышенной восприимчивости к заболеваниям. Для решения этой проблемы необходимы государственные программы поддержки семей с низким доходом, пропаганда здорового питания и образовательные программы для родителей.
В заключение, можно сказать, что рациональное питание – это не просто важный фактор, а основа здоровья и гармоничного развития ребёнка. Только интегрированный подход, включающий в себя грамотное планирование рациона, привитие культуры питания, образование родителей и государственную поддержку, может обеспечить детям здоровое будущее.
Проблема.
Проблема недостаточного знания о питании должна решаться через просветительские кампании, специализированные программы, направленные на популяризацию ценностей здорового образа жизни - правильного питания, для родителей и детей. А так же, активное вовлечение специалистов в процесс формирования здоровых пищевых привычек у подрастающего поколения.
Цель проекта :
организация и проведение комплексных мероприятий, направленных на формирование у дошкольников представлений о правильном питании, через личное участие каждого в социально значимой деятельности, досуговой деятельности и пропаганду здорового образа жизни.
Задачи проекта :
повышать интерес детей к здоровому образу жизни, через систему разнообразных мероприятий;
расширять знания детей о продуктах, о здоровом и нездоровом питании, установить взаимосвязь, что здоровье зависит от правильного питания (еда должна быть не только вкусной, но и полезной);
развивать лидерские качества и организаторские способности для трансляции информации по пропаганде здорового образа жизни;
способствовать развитию творческих способностей детей, развивать умение работать сообща, согласовывая свои действия;
воспитывать у детей и родителей правильное отношение к питанию, как составной части сохранения и укрепления своего здоровья.
Целевая аудитория проекта :
- воспитанники ДОУ от 3 до 7 лет;
- родители (законные представители) воспитанников;
- педагоги дошкольных организаций.
Сроки реализации проекта :
краткосрочный: 1.11.24-29.11.24 г. г.
География проекта :
г. Темрюк, МАДОУ ДС№4
Практическая значимость проекта :
Дети: через систему разнообразных мероприятий дети получат представления о значении рационального питания для здоровья человека, о необходимости заботы о своём здоровье, бережном отношении к своему организму, представления о том, что вредно и что полезно для здоровья и как витамины влияют на организм человека. Возможность использовать свои знания для привлечения внимания воспитанников ДОУ к проблеме здорового питания.
Родители: обратят внимание на рацион своих детей, изменят их меню, сделав его более витаминизированным и полезным; получат представления об основных принципах гигиены питания, о необходимости и важности регулярного питания, о наиболее подходящих блюдах для воспитанников; повысится уровень знаний, умений и навыков в вопросах правильного питания детей старшего дошкольного возраста, сформируется интерес к здоровому питанию в семье.
Педагоги: расширят свои знания о правильном питании, будут проводить наблюдения и контроль за качеством питания в группе.
Краткое описание механизм реализации проекта.
Методы реализации проекта :
- наглядный,
- практический,
- словесный,
-интерактивный.
Формы реализации проекта :
- организованная образовательная деятельность;
- беседы;
- физкультминутки;
- проблемные ситуации;
- просмотр мультфильмов и презентаций по теме;
- дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные и интерактивные игры;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание и изучение иллюстрационных материалов;
- самостоятельная деятельность детей;
- экспериментальная деятельность;
- выставка семейных фотоколлажей «Любимое блюдо нашей семьи»;
- анкетирование.
Этап №1. Подготовительный этап. (1.11.24-10.11.24)
1. Подборка методической, педагогической и художественной литературы, наглядного материала, конспектов ООД по теме проекта.
2. Экспресс-анкетирование родителей «Правильное питание в семье».
3. Разработка перспективного плана реализации проекта «Хочу расти здоровым».
4. Обогащение центра развивающей предметно-пространственной среды в группе дидактическим пособиями по теме проекта.
5. Подбор сюжетно-ролевых, подвижных, дидактических игр, видеоматериалов, интерактивных игр и презентаций по теме проекта.
6. Подготовка материалов для художественно-эстетической деятельности.
7. Встреча с родителями для обсуждения целей, задачей проекта, обсуждение условий участия родителей в данном проекте.
8. Разработка сценария итогового мероприятия «Заботливые мамы».
Этап №2. Практический этап. (11.11.24-25.11.24)
1. Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по формированию знаний дошкольников о здоровом питании.
2. Реализация проекта через разные виды деятельности: игровую (сюжетно -ролевая, театрализованная, дидактическая и другие); общение со взрослыми (ситуативно - деловое, внеситуативн - познавательное, внеситуативно -личностное) и сверстниками (ситуативно-деловое, внеситуативно-деловое); речевую (слушание речи взрослого и сверстников, активная диалогическая и монологическая речь); познавательно-исследовательскую и экспериментирование; изобразительную (рисование, лепка, аппликация); двигательную (подвижная игра); элементарно трудовую (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд); музыкальную (пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах).
Этап №3. Заключительный этап. (25.11.24-29.11.24)
1. Подведение итогов проектной деятельности.
2. Проведение итогового мероприятие – утренник «Заботливые мамы».
3. Экспресс-анкетирование родителей «Правильное питание в семье» (динамика результатов).
4. Выставка продуктов художественно-эстетической деятельности: коллективный коллаж «Витаминная тарелка», лепка «Корзина здоровья», рисунки «Витамины для здоровья».
5. Выставка семейных фотоколлажей «Любимое блюдо нашей семьи».
5. Фотоотчет проекта.
Планирование во времени с конкретизацией отдельных действий
Планирование во времени с конкретизацией отдельных действий
Название мероприятия сроки Исполнитель
Беседа «Здоровое питание-здоровая жизнь»,
«Знакомство детей с народной тряпичной куклой Крупеничкой»
Дидактическая игра «Где растет каша? 11.11.24 Воспитатель
Мед. сестра
Презентация «Каша-радость наша»,
Исследование «Рассматривание крупы через лупу»
Словесная игра «Закончи предложение». 12.11.24 Воспитатель
ООД «Самые полезные продукты»
Чтение: И. Демьянов «Про Машу и манную кашу»
Хороводная игра «Раз, два, три –горшочек кашу вари». 13.11.24 Воспитатель
Просмотр мультфильма «Богатырская каша»
Дидактическая игра «Молочный магазин»
Лепка «Корзина здоровья» 14.11.24 Воспитатель
Целевое посещение кухни. Рассказ повара о его профессии.
Дидактическая игра «Что нужно повару для работы?»
Сюжетно-ролевая игра «Праздник каши» 15.11.24. Повар
Воспитатель
Беседа «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»,
Экспериментирование «Почему моют крупу»
Аппликация «Витаминная тарелка»
18.11.24 Воспитатель
Драматизация стихотворения С. Я. Маршака «Мышка в кружечке зеленой…»
Чтение: Н. Носов «Мишкина каша»
Дидактическая игра «Съедобное-не съедобное». 19.11.24 Воспитатель
Посещение детей средней группы с целью, поделиться знаниями о правильном питании «Правильно питаюсь-с болезнями не знаюсь»
Игровая ситуация «Расскажем и покажем, как варить кашу»
Игра с мячом «Скажи, какая каша» 20.11.24 Воспитатель
Посещение детей младшей группы с целью, показать детям сценку по стихотворению С. Я. Маршака «Мышка в кружечке зеленой».
Игровая ситуация «Научим малышей сервировать стол».
Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в продуктовый магазин»
Рисование «Витамины для здоровья» 21.11.24 Воспитатель
Выставка семейных фотоколлажей «Любимое блюдо нашей семьи»
Беседа «Витамины я люблю-быть здоровым я хочу»
Дидактическая игра «Что нужно для здоровья?».
Игра-эстафета «Витамины, все в корзину» с детьми смешанной группы.
22.11.24 Воспитатель
Продукты проекта :
-коллективный коллаж «Витаминная тарелка»;
-лепка «Корзина здоровья»;
-рисунки «Витамины для здоровья»;
- семейные фотоколлаж «Любимое блюдо нашей семьи»;
- утренник «Заботливые мамы».
Достигнутые результаты проекта.
Количественные:
-участие (более 100 воспитанников) во встречах, игровых заданиях.
Качественные:
-реализация личного потенциала дошкольников;
-удовлетворение в потребности общения с единомышленниками;
-развитие лидерских качеств;
-улучшение эмоционального здоровья;
-приобретение навыков правильного отношение к питанию, как составной части сохранения и укрепления своего здоровья.
Привлеченные партнеры проекта :
- администрация МАДОУ ДС№4;
-детская библиотека им. О. Кашевого;
- мед. сестра;
- психолог;
- физ. руководитель;
- повар.
Мультипликативность
Опыт по реализации проекта будет распространен через сайт детского сада, ВКонтакте, международный образовательный партал МААМ. RU/
Выводы и заключение:
У детей сформировано представление о необходимости заботы о своём здоровье, бережном отношении к своему организму, о том, какая еда вредна, а какая полезна для здоровья.
Дети узнали много нового о пользе каши, получили практические навыки по приготовлению некоторых полезных блюд, научились правильно накрывать на стол.
Дети умеют различать овощи и фрукты, выбирать наиболее полезные.
У родителей сформировано представление об основных принципах гигиены питания, о необходимости и важности регулярного питания, о наиболее подходящих блюдах для дошкольников.
Родители обратили внимание на рацион своих детей, изменили их меню, сделав его более витаминизированным и полезным.
Список информационных источников
1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. - М. : ТЦ Сфера, 2023Г.
2. Безруких, М. М., Макеева, А. Г., Филиппова, Т. А. Разговор о здоровье и правильном питании / Методическое пособие. — М. : Абрис, 2019 — 80 с.
3. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012. - 64 с.
4. Гуменюк Е. И., Слисенко Н. А. «Правильное питание дошкольников».-М, - 2011г.
5. Коняева Л. «Будь здоров, малыш» //Дошкольное воспитание. - № 11, 2004г.
6. Махонева М. «Воспитание здорового ребенка» //Дошкольное воспитание. -№ 6, 2002г.
7. Сорока Н. Ф. Питание и здоровье. - Минск, 2017. - 242с.
Интернет ресурсы:
1. https://www.poelidovolen.ru/parents/goodfood/11 Здоровое питание детей-О здоровом питании
2. https://mb.vbglenobl.ru/poleznaya-informatsiya/azbuka-zdorovogo-pitaniya Азбука здорового питания.
3. https://opitanii.net/story/zdorovoe-pitanie-dlya-detey Здоровое питание для детей
Приложения
В гостях у детей средней группы с рассказом о том, как растут каши.
Мастер- класс от мам «Фруктовый салат»
Драматизация стихотворения С. Я. Маршака «Мышка в кружечке зеленой»
Сценарий развлечения «Заботливые мамы»
для старшей группы.
Звучит красивая музыка. Дети со своими мамами входят в группу и усаживают мам, встают полукругом напротив.
1 ребёнок. Нынче праздник, нынче праздник,
Праздник наших милых мам!
Этот праздник нежный самый,
В ноябре приходит к нам!
2 ребёнок. Разрешите вас поздравить
Радость вам в душе оставить.
Пусть исчезнет грусти тень
В этот праздничный ваш день!
Исполняется песня «Мамочка милая»
Ведущий: Сегодня, в этот ноябрьский день, мы собрались в нашем уютном зале, чтобы отметить замечательный праздник-День Матери. Приветствуем всех мам и тех, кто пришел на наш праздник. Его мы посвятили самым добрым, ласковым, заботливым и, конечно, самым красивым - нашим мамам!
Мальчик. Кто пришел ко мне с утра
Все. Мама.
Девочка. Кто сказал вставать пора?
Все. Мама.
Мальчик. Кашу кто успел сварить?
Все. Мама!
Мальчик. Чаю кто успел налить?
Все. Мама.
Девочка. Кто косички мне заплёл?
Все. Мама.
Мальчик. Кто же целый дом подмёл?
Все. Мама.
Мальчик. Кто цветов в саду нарвал?
Все. Мама.
Девочка. Кто меня поцеловал?
Все. Мама.
Ведущий: Вот такие у нас трудолюбивые у нас мамы! А ведь у каждой есть еще и своя профессия, а после работы нужно приготовить ужин, постирать белье. Кто поможет маме?
Ребенок: Мама делала пирог,
Я немного ей помог,
В тесто положил корицы,
Вылил баночку горчицы,
Всыпал в банку чечевицы,
В общем, сделал все, что мог,
Чтобы вкусным был пирог!
Ведущий: Да, когда столько дел и столько забот можно много, что перепутать. Но, ребята, ваши мамы никогда ничего не забывают, никогда ничего не путают, и, самое главное, никогда, ни одну минуточку не перестают вас любить. Вот как не просто быть мамами. А сейчас, дорогие наши, мы предлагаем вашему вниманию
сценку по стихотворению С. Я. Маршака «Мышка в кружечке зеленой.»
Ведущий: И у мышат, тоже заботливая мама. Ребята, вы мне рассказывали, что ваши мамы варят вам вкусные каши, а вы знаете из чего варится каша?
Предлагаю вам игру «Варим кашу»
Сорока – белобока
Задумала кашу варить,
Чтоб деток накормить.
На рынок пошла и вот, что взяла:
Парное молоко – да!
Куриное яйцо – нет!
Манная крупа – да!
Капусты кочан – нет!
Соленый огурец – нет
Мясной холодец – нет!
Сахар да соль – да!
Белая фасоль – нет!
Масло топленое – да!
Рыбка соленная – нет!
Лавровый лист – нет!
Китайский рис – да!
Чернослив да изюм – да!
Шоколадный лукум – нет!
Перец болгарский – нет!
Соус татарский – нет!
Клубничное варенье – да!
Бисквитное печенье – нет!
Ведущий: Молодцы, ребята! А почему вам мамы варят каши? (ответы детей). Правильно, мамы заботятся о вашем здоровье и хотят вас вырастить здоровыми, сильными и красивыми. Я знаю, вы тоже любите своих мам и помогаете им во всем. Об этом наше следующее стихотворение.
Ребёнок. Я люблю свою мамулю,
Я мамуле помогу.
В магазин за хлебом пулей
Я сегодня побегу.
Быстро вымою посуду,
Для гостей накрою стол,
Тряпкой вытру пыль повсюду,
Чтобы праздник к нам пришёл!
Ведущий: Праздник наш продолжаем, а какой праздник без вкусного и полезного угощения? Сейчас наши мамы приготовят для вас праздничный «Фруктовый салат», а ребята накроют праздничный стол.
одновременно 3 мамы делают фруктовый салат (каждая из дома приносит себе фартук, доску, нож, фрукты и орехи, свежезамороженные ягоды). Одновременно их дети накрывают столики к чаю: салфетки, букетик цветов, чайные пары, чайные ложки.
Ведущий всех хвалит.
Ребенок: Бабушка-бабуля,
Ручки золотые,
И глаза у бабушки
Добрые такие!
С бабушкою вместе
Весело живем.
Сядем с нею рядышком,
Хорошо вдвоем!
Ведущий: Да, в День Матери мы поздравляем всех мам, и папину маму и мамину маму. Как вы их называете?
Дети: бабушки!
Ведущий: А сейчас мастер-класс от бабушек «Тартинки».
На трех столиках бабушки делают тартинки по числу детей :
На заранее нарезанные кусочки батона, намазывают масло, джем, и обваливают в мелко нарезанные орешки, протыкая их шпажкой,затем кладут тартинки на одноразовые тарелочки.
Стихи про маму (Ольги Чусовитиной) :
1-й ребенок.
Кто открыл мне этот мир,
Не жалея своих сил?
И всегда оберегала?
Лучшая на свете Мама.
2-й ребенок.
Кто на свете всех милее
И теплом своим согреет,
Любит больше, чем себя?
Это Мамочка моя.
3-й ребенок.
Книжки вечером читает
И всегда всё понимает,
Даже если я упряма,
Знаю, любит меня Мама.
4-й ребенок.
Я шагаю по дорожке,
Но устали мои ножки.
Перепрыгнуть через яму
Кто поможет? Знаю – Мама.
5-й ребенок.
Без сна ночей прошло не мало,
Забот, тревог не перечесть
Большой поклон вам всем, родные мамы
Все:
За то, что вы на свете есть!
Ведущий: Приглашайте же дорогих гостей на танец.
Исполняется массовый танец с мамами.
Ведущий: А закончим праздник песней
Веселой, вкусной, интересной!
Дети исполняют песню «К нам гости пришли», музыка А. Александрова
По окончании дети угощают мам конфетами собственного изготовления.
Ведущий: Дорогие гости вам понравились конфеты собственного изготовления?
Гости отвечают.
Ведущая предлагает всем попить чаю с конфетами и попробовать угощение мам и бабушек.
Чаепитие.