Финицких Галина
Социальный проект «Чудесный мир фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие педагогов и воспитателей]
1. Музыкальный руководитель- Финицких Галина Николаевна,
2. Воспитатель группы "Облачко" МАДОУ д/с "Звёздочка"- Бажина Татьяна Григорьевна.
Взаимодействие с семьё й:
1. Беседа родителей на тему "Фольклор в жизни детей",
2. Изготовление родителями совместно с детьми детских музыкальных инструментов.
3. Консультация для родителей "Музыкотерапия"]Анализ литературы
Публикация «Социальный проект „Чудесный мир фольклора“» размещена в разделах
Изучая литературу по данной теме, основное внимание я обратила на статью Яковлева И. А. Русский фольклор и его роль в развитие детей. Молодой учёный,
который отметил, что развитие ребёнка происходит в повседневной жизни, в ходе общения со взрослыми, в играх со сверстниками. Дошкольное детство является оптимальным периодом в разностороннем развитие человека. В ряде психологических исследованиё установлено, что темп развития детей дошкольного возраста очень высок по сравнению с более поздними возрастными периодами. В развитии детей большое значение играет фольклор. В защиту фольклора страстно выступал М. Горький, К. И. Чуковский, С. Я. Маршак. Идею использования народной культуры ы дошкольном образовании активно поддерживали такие педагоги, как Флёрина Е. А, Усова А. П, Тихеева Е. И, Водовозова Е. Н.
А так же о фольклоре писал А. Н. Толстой, слова которого очень ярко и точно отражают суть фольклора. Фольклор- это народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной психологии в наши дня. Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. На этих произведениях воспитываемся и мы сейчас. Знание фольклора может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе".
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с раннего детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости, развития и воспитания ребёнка на начальном этапе его развития и воспитания.
1. Информационная карта социального проекта
"Чудесный мир фольклора"
Наименование проекта "Чудесный мир фольклора"
Автор проекта : Музыкальный руководитель- Финицких Галина Николаевна
Обоснование актуальности и социальной значимости проекта :
В современном мире дети воспитываются на примитивных музыкальных "шедеврах", единственной целью которых является бездумное подчинение ритму и оглушительной какофонии звуков. Это создаёт обстановку духовной бедности и художественной серости, и не способствует гармоничному и нравственному развитию личности.
Примерная программа "От рождения до школы" рекомендует познакомить детей лишь с малой частью устного народного творчества. Наблюдая за детьми во время занятий, я сделала вывод, что им очень интересен русский фольклор, который способствует всестороннему развитию ребёнка, поэтому родилась идея данного проекта.
Цели и задачи проекта :
Цель проекта :
Приобщение детей к истокам русской культуры через знакомство и исполнение русского народного творчества.
Задачи проекта :
1. Формирование у детей устойчивого интереса к народному творчеству через знакомство с разнообразными жанрами фольклора.
2. Способность развития творческих способностей дошкольников.
3. Организация развивающей предметно- пространственной среды.
Сроки выполнения проекта : февраль -май 2017 г.
Материально- техническая база:
Ноутбук, мультимедийный проектор, музыкальные инструменты, элементы русского народного костюма.
2. Актуальность.
"Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной жизнью, который возник, вырос и развивался из исканий высокой радости детской народной массы. Это детский фольклор". Г. С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора.
Приобщение дошкольников к итокам русской культуры довольно актуально в условиях введения ФГОС ДО, т. к. в современном мире дети воспитываются на примитивных музыкальных "шедеврах", единственной целью которых является бездумное подчинение ритму и оглушительной какофонии звуков. Это создаёт обстановку духовной бедности и художественной серости, и не способствует гармоничному и нравственному развитию личности.
А так же приобщение к русскому народному фольклору связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Однако воспитание подрастающего поколения в рамках уважения и любви к Родине формирует нравственно здоровое, жизнеспособное население. Для того чтобы дети воспринимали себя частью своего народа, они должны проникнуться его устоями, понять его самобытность.
Прислушиваясь к речи детей, можно отметить её скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговорной речи детей присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы, поговорки, небылицы, скороговорки (древнейшая логопедия, прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т. д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребёнка.
Проводя наблюдения за детьми во время занятий, при знакомстве с различными музыкальными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представления о доброте, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.
Для воспитания чувства патриотизма важно давать детям начальные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Старший дошкольный возраст, в силу непосредственности душевных и эмоциональных реакций, в силу еще не утраченной открытости души, наиболее важен для формирования патриотических чувств.
Вид проекта : творческий, групповой.
2. Основной «Любимые частушки» Февраль - май Музыкальный руководитель - Финицких Г. Н.
Воспитатель – Бажина Т. Г.
«Дудочка»
«Наряд русских крестьян»
«Песня – душа народа»
Экскурсия в музыкальную школу
Выпускной «Там на неведомых дорожках…» (Приложение 1)
3. Заключительный Наблюдение Май Музыкальный руководитель - Финицких Г. Н.
Подведение итогов
5. Ожидаемые результаты.
• устойчивый интерес к культуре русского народа;
• знание детьми устного народного творчества, песен, танцев.
6. Фотоотчет (Приложение 2)