Кузнецова Оксана
Сценарий развлечения на основе фольклора Орловского края «Чудесный короб»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий развлечения «Чудесный короб»
Цель: Познакомить с устным и музыкальным фольклором Орловской области.
Задачи: формировать представление о многообразии фольклорного материала Орловского края (пословицы, загадки, игры с пением, частушки, игровые припевки, сказки);
развивать интерес к разучиванию фольклора Орловского края;
Публикация «Сценарий развлечения на основе фольклора Орловского края „Чудесный короб“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Республика, область, край. Список городов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» апрель 2018
воспитывать положительное эмоциональное отношение к разучиванию народных игр, дружелюбие.
Оборудование: платочки для исполнения частушек
шапочки лисы, зайца, ежа, медведя, козы
кукла для девочки
красивый короб
предметы в коробе: платочек, бутафорский стручок гороха,
куколка Крупеничка, предметы-ответы на загадки, колпачок, рушник, глиняные свистульки, книга «Сказки Орловской губернии»
Звучит мелодия Орловской народной песни «Роза-белорозовая», дети заходят в музыкальный зал, останавливаются, образуя круг.
Ведущая заходит в зал, несёт в руках большую шкатулку.
Ведущая: Дети, кому интересно, что у меня в чудесном коробе? А здесь у меня песни да пляски, загадки да разные сказки. И все эти песни и загадки нашего родного Орловского края. А вот и первая чудесная вещь (достаёт платочек с орловской вышивкой, предлагаю поиграть с платочком.
Проводится игра «У кого платок».
Содержание: Из числа играющих выбирается водящий, он становится в центре. Остальные дети образуют круг, становятся плотно прижав плечи друг ко другу. Ведущая передает за спиной платок рядом стоящему игроку, дети начинают быстро передавать платок друг другу, чтобы водящий не мог увидеть, у кого находится платок. Если водящий догадывается, у кого находится платок, то просит его отдать. Тот, кто отдал платок, становится новым водящим, игра продолжается.
Ведущая: А ну-ка, девчонки-хохотушки спойте-ка частушки.
Девочки берут цветные платочки.
Исполняются шуточные частушки.
Ой, сад-виноград,
А в саду дорожка.
Кто её протоптал?
- Трусиков Алёшка.
Пошла плясать,
Дома нечего кусать,
Сухари да корки,
На ногах – опорки.
Шила Ванечке кисет,
Вышла рукавица.
Меня Ваня похвалил:
- Вот так мастерица.
У меня милёнок был,
Его звали Михаил.
Может, ты, подружка, помнишь –
Рот разинувши, ходил.
Чай пила, чай пила,
Самоварничала.
Всю посуду перебила –
Накухарничала.
(Из книги Р. А. Масленниковой «Живое слово»)
Ведущая: А сейчас из короба моего чудесного достанет предмет (называет имя ребенка).
Ребёнок: Это стручок гороха.
Проводится игра «Баба сеяла горох».
Содержание игры: Дети становятся по кругу, выполняют игровые действия по содержанию игрового текста. Объяснить, что это шуточная игра, что танцевальное движение «присядка» выполнялась только мужчинами, а не женщинами, а если и выполнялась, то только в шутку, чтобы повеселиться, подразнить кого-то. На слова «прыг-скок» выполняются прыжки.
Баба сеяла горох,
Прыг-скок, прыг-скок,
Обвалился потолок,
Прыг-скок, прыг-скок.
Баба шла, шла, шла,
Пирожок нашла.
Села, поела, дальше пошла.
Баба стала на носок,
А потом на пятку,
Стала «русскую» плясать,
А потом вприсядку.
Ведущая: На Орловской земле сеяли и гречку, собирали её, очищали от шелухи, насыпали в мешочки. А еще шили куколку-Крупеничку, чтобы урожай на следующий год хорошим был.
Ведущая достаёт из короба куколку- Крупеничку.
Дети рассматривают куколку-Крупеничку
Ведущая: Посмотрите, какая куколка, потрогайте, понюхайте, как пахнет гречкой, из которой хозяюшки много кушаний приготовить могут. Что можно приготовить из гречки? (кашу, кулеш, пирожки с гречкой, пирог с капустой и гречкой, блины, гречаники).
Орловские хозяйки и гостей встретят приветливо, и гречаниками угостят – всем хватит! А после угощения выбегут гости на улицу – играть будут!
Проводится игра «Поскакушки».
Содержание игры: Из игроков выбираются два мальчика. Каждый из них сгибает ногу в колене и придерживает рукой. Мальчики начинают прыгать на одной ноге вокруг себя и припевают. Все игроки тоже пропевают игровой текст, при повторе немного ускоряя темп, при этом мальчики начинают прыгать тоже быстрее. Тот, кто первым встанет на обе ноги, выходит из игры, его заменяет другой мальчик.
Чук-чук, гречки,
Чёрные колечки,
А я гречки намелю,
Гречаников напеку.
(гречаники – лепёшки из гречишной муки)
Ведущая: А ещё в моём коробе предметы – ответы на загадки. Слушайте орловские загадки внимательно.
Детям загадываются загадки Мценского района Орловской области.
Примечание: В коробе находятся предметы, о которых пойдет речь в загадках, кроме половика и плетня. Отгадывая загадки, дети достают из короба эти предметы.
Новая посудина,
А вся в дырках.
(решето)
Все по нему ходят,
А он лежит и молчит.
(половик)
Висит, мотается,
Всяк за него хватается.
(полотенце)
Ведущая: В моём коробе вот такое полотенце, которым можно лицо и руки вытереть, а ещё есть рушник. Посмотрите, как он богато украшен вышивкой, таким рушником руки не вытирали, каждый рушник был предназначен для своей особой цели. А для какой цели – об этом «рассказывала» вышивка. Этот рушник вышивала Мария Сидорова, которая жила в деревне Сидоровка Верховского района Орловской области. На вышивке изображены цветы – лилии и розы, значит это – свадебный рушник, скорее всего она вышивала его для подарка, например, сестре своего мужа.
Продолжим отгадывать загадки.
Стоит городок,
Сколько в нем сереньких домков,
Столько и беленьких жильцов.
(подсолнух)
Тяжел, внутри горяч,
Где поедет – будет гладко.
(утюг)
Захочу – поклонюсь.
А поленюсь –
Так и повалюсь.
(топор)
Сто один брат,
Все в один ряд
И одним кушаком подпоясаны.
(плетень)
Ведущая: А давайте и заплетём плетень.
Проводится игра «Тень-тень, потетень».
Содержание игры: Из группы детей выбираются «животные», персонажи песенки, они надевают шапочки животных и становятся с другой группой детей, стоящих в шеренге. Дети поют и из рук «заплетают плетень» по тексту песенки. На слова «сели звери под плетень» дети опускают руки. В соответствии со словами песенки дети-«животные» выполняют характерные движения, поют за персонажа песенки и садятся впереди других детей. После слов «всем я выколю глаза» коза бежит за «животными», которые убегают за плетень с левой стороны.
Как только «животные» забежали за плетень, дети в шеренге быстро перестраиваются в круг, образовав «загон», но оставляют проход. В этот проход должны забежать «животные». Как только «животные» забежали в «загон», дети должны замкнуть круг, чтобы «коза» не забежала к «животным».
Тень-тень-потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
«Всему свету я краса».
Похвалялся зайка:
«Пойди-ка, догоняй-ка».
Похвалялися ежи:
«У нас шубы хороши».
Похвалялся медведь:
«Могу песни я петь».
Похвалялася коза:
«Всем я выколю глаза».
Ведущая: Каждая девочка умела делать куколку из ниток, соломы, ткани. А у меня вот такая куколка в нарядной русской рубахе, вышитой узором Орловского края.
Девочка берёт куклу и читает потешку Орловского края.
Ты расти-расти, коса
До шелкова пояса.
Расти, косынька, до пят,
Всем куколкам догляд.
Ведущая: А сейчас из короба возьмёт предмет (называет имя ребенка).
Ребёнок: Это колпачок.
Проводится игра «Колпачок».
Содержание игры: Дети становятся в хоровод, в центре сидит водящий с колпачком на голове. Интереснее если колпачок закрывает глаза водящему. Дети идут по кругу и поют. На слова «на ноги поставили» все бегут в центр и поднимают водящего, затем отходят назад и на слова «танцевать заставили» хлопают в ладоши. Водящий выбирает кого-нибудь и меняется с ним местами.
Колпачок, колпачок,
Тоненькие ножки,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки.
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили.
На ноги поставили,
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь.
Ведущая: А ещё у меня в коробе лежат игрушки-свистульки Орловских мастеров. Предлагаю поиграть с ними.
Проводится игра «Кто дольше просвистит».
Содержание: Двум участникам праздника предлагают выбрать свистульки. Все проговаривают приговорку: «Раз, два, три – начни!». После приговорки игроки свистят в свистульки. Кто дольше просвистит, тот и выиграл. Затем соревнуются другие участники праздника (свистульки меняются).
Ведущая: А сейчас, детвора,
Для вас новая игра!
Проводится игра «Золотые ворота».
Содержание игры: Двое детей берутся за две руки, образуя «воротца», остальные игроки стоят в цепочке. Цепочка детей проходят под «воротцами» и поют. После слов «не пропустим вас» дети, образующие «воротца» опускают руки. Игроки, оказавшиеся внутри, берутся за руки с детьми, образующими «воротца», увеличивая ширину «ворот». Игра продолжается до тех пор, пока в цепочке не останется трое-пятеро игроков, их чествуют как победителей.
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз – прощается,
Второй раз – запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
Ведущая: Осталась у меня в коробе книга со сказками Орловской области. Сядем поудобнее и послушаем сказку про серое горе.
Ведущая читает сказку «Серое горе».
(Если воспитатели провели предварительную работу по ознакомлению со сказкой, то возможно читать сказку по ролям).
Рассказчица: Жили-были старик со старухой. И было у них два сына, старшего звали Макар Мироныч, а младшего Мирон Миронычем. И вот как-то в праздник решил Мирон Мироныч старшего брата навестить. Взяли они с Марьяной-женой кувшин, набрали в него ягод и пошли к Макар Миронычу. Пришли они к нему, а там гостей уж полон дом.
И вот усадил Макар Мироныч всех гостей к богатому столу, а брата с невесткой в дальний угол. И не досталось им ни ложки, ни хлеба. Встали тогда Мирон Мироныч с Марьяной, взяли свой кувшинчик, поблагодарили брата и сказали.
Мирон: Прощайте.
Макар: Прощайте, да в другой раз не навещайте.
Рассказчица: Пошли Мирон Мироныч и Марьяна домой. Дошли они почти до села, а идти надо было дальше через гать. Вот Мирон и говорит.
Мирон: Марьяна, не ели мы с тобой, не пили, так давай хоть песню споем.
Рассказчица: Затянули они песню.
Мирон: Кто это, Марьяна, нам третий подпевает?
Прислушалась Марьяна: И правда, третий подтягивает нашу песню.
Мирон: Кто это подтягивает песню нашу?
Серое горе: Да я.
Мирон: Кто это «я»?
Серое горе: Серое горе.
Мирон: А где ты?
Серое горе: Здесь я.
Мирон: Иди-ка сюда.
Рассказчица: Вышло Серое горе, маленькое, серенькое.
Мирон спрашивает: А можешь ты в наш кувшин залезть?
Серое горе: Могу.
Мирон: А ну-ка, полезай в кувшин!
Рассказчица: Серое горе залезло в кувшин, Мироша закрыл его и опустил в воду под гать.
Пришли Марьяна да Мироша домой. Стали они жить хорошо, не стало у них никакого горя.
Прослышал Макар Мироныч, что брат его стал богато жить и приехал к нему в гости. Мироша принял его хорошо, а Макар спрашивает.
Макар: Скажи мне, брат, отчего ты стал жить хорошо?
Мирон: Шли мы от гостей, затянули песню, а нам еще кто-то подпевал, оказалось, Серое горе. Влезло оно в кувшин, мы его в воду и бросили.
Макар: Понятно.
Рассказчица: Приехал Макар Мироныч к гати, вынул кувшин и открыл его. Вылезло оттуда Серое горе.
Макар: Иди, Серое горе, туда, где было.
Серое горе: Нет, не пойду. Я теперь с тобой жить буду.
Рассказчица: Уцепилось Серое горе за Макара и домой с ним пришло. А дома и магазины, и амбары погорели, все хозяйство развалилось. И понял Макар Мироныч, что такое Серое горе. Приехал он тогда к брату своему младшему. Принял его Мироша, и стали они вместе жить по-хорошему.
Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!