Елена Михайлова
Проект «Чудесный мир народного творчества» по использованию фольклора в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Если ребенок родился и рос
На родной стороне, среди русских берез,
Слышал русские песни, колядки справлял, Светлым праздником Пасхи родных поздравлял,
Был воспитан в труде, милосердье, добре,
В уважении к старшим, родным и Земле,
Эту заповедь предков в душе сбережет,
Только радость и счастье с собой принесет.
Паспорт педагогического проекта
Тема проекта : “ЧУДЕСНЫЙ МИР НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА” - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Публикация «Проект „Чудесный мир народного творчества“ по использованию фольклора в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
Автор: воспитатель Михайлова Елена Васильевна.
Место работы : МБДОУ Чемерновская СОШ (дошкольное отделение)
Тип проекта : творческий; ролевой - игровой
Вид проекта : групповой;
Продолжительность: долгосрочный,
Участники: дети младшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Условия реализации: детский сад, школа,семья.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
«Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор».
Г. С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора.
АКТУАЛЬНОСТЬ ДАННОЙ ТЕМЫ ПРОЕКТА ОБУСЛОВЛЕНА НЕОБХОДИМОСТЬЮ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГАМИ ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНИКА. НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ВОЗНИКЛО КАК ПРАКТИКА, КАК ИСКУССТВО ВОСПИТАНИЯ.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.
Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.
Реализации проекта "Чудесный мир народного творчества" позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющего успешность его развития в дошкольный период детства.
В гостях у бабушки
Как хорошо в гостях у бабушки,
Бабушки Варварушки.
Она и сказочку прочтт
И пирожочков напечт.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА – создать благоприятные условия для эффективного внедрения детского фольклора в воспитательно – образовательный процесс дошкольного учреждения.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
• Познакомить детей с разнообразными формами детского фольклора, с традициями и образами русского народа.
• Развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь.
• Развивать духовность, творчество, познавательный интерес.
• Воспитывать нравственные качества личности дошкольника, устойчивый интерес и любовь к народному искусству.
• ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап – “Аналитический”
• Осуществление диагностической деятельности.
• Выявление психолого – педагогических потребностей родителей.
2 этап – “Подготовительный”
• Создание условий для реализации проекта, изучение соответствующей литературы
• Разработка плана - программы сотрудничества ДОУ, семьи и социума (заключение договоров о сотрудничестве).
• Планирование работы по организации работы с детьми для реализации задач проекта.
3 этап – “Основной”
• Реализация разработанных планов педагогической деятельности с детьми.
• Проведение досуговых мероприятий с привлечением детей, не посещающих детский сад.
• Организация совместной деятельности педагогов детского сада, семьи и социума.
4 этап - “Итоговый”
• Обобщение и презентация опыта работы и анализ достигнутых результатов.
Выявление перспектив дальнейшего сотрудничества ДОУ, семьи и социума.
Ресурсы, необходимые для реализации проекта
1. Квалифицированные педагогические кадры ДОУ.
2. Наличие библиотеки научно – методической и художественной литературы.
3. Наличие аудио-визуальных средств (кассеты аудио, ДВД диски, видеокассеты, диафильмы, музыкальный центр).
4. Наличие и использование в работе подлинных музыкальных русских народных инструментов : балалайка, бубен, рожок, гармошка, трещотка, дудка.
5. Созданные в группах уголки ряженья, игровой, музыкальной и театрализованной деятельности.
6. Наличие музыкального зала.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие.
Разучивание подвижных игр «У медведя во бору», «Как у дедушки Трифона»; физкультминутки «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба»; утренняя гимнастика «Петушок, петушок…», «Ладушки».
Социально-коммуникативное развитие.
Чтение фольклорных потешек, пословиц, закличек: «Ваня, Ваня простота», «Огуречек, огуречек», «Петушок, петушок», «Ладушки», «Уж как я свою коровушку люблю», «Ай лады, лады, лады!», «Дождик», «Водичка, водичка, умой моё личико», «Наши уточки с утра», «Бычок смоляной бочок».
Игровые образовательные ситуации: «Петушок и его семья», «В гостях у Бабушки-Загадушки», «Сказка в гости к нам пришла», «Еле-еле, еле-еле, завертелись крусели», «Курочка-Рябушечка», «Быстро скачет зайка, ты его поймай-ка»,
«Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча», «Васькин поясок». Пальчиковая гимнастика: «Сорока», «Весёлые пальчики», «Коза», «Дождик», «Белочка», «Семья», «Оладушки», «Пальчики».
Просмотр кукольных спектаклей «Заюшкина избушка», «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят», "Курочка Ряба".
Познавательное развитие.
Беседы: «Кто к нам в гости пришёл?», «Народная игрушка – матрёшка», «Народная игрушка – деревянная игрушка»,
«Народная игрушка – кукла-самоделка», «Потешный промысел наших предков», «Глиняный человечек».
Беседа с детьми «Что такое сказка?», «Кто придумал эти сказки?».
Проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр («Угадай героя сказки по описанию», «Назови лишнего персонажа сказки», «Чьи это слова?», «Из какой сказки иллюстрация?» и т. д.)
Коммуникативное развитие.
Чтение русских народных сказок, беседы по их содержанию, отгадывание загадок.
Рассматривание иллюстраций к сказкам в альбоме «Что за прелесть эти сказки».
Художественно-эстетическое развитие.
• Выставка рисунков и поделок из пластилина на тему сюжетов из русских народных сказок (совместно с родителями) .
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С РУССКИМ НАРОДНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ
• Заучивание потешек, прибауток, закличек.
• Использование пословиц, загадок, поговорок.
• Чтение художественной литературы.
• Использование пальчиковых игр, русских народных песен и танцев.
• Проведение русских народных игр.
• Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
• Применение игрушек и изделий народных промыслов.
• Представление кукольного театра.
• Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
• Рассказ о народных обычаях и традициях.
• Рассматривание иллюстраций о русском быте.
• Беседы, вопросы, разъяснения
ФОРМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
• Организованная образовательная деятельность.
• Совместная деятельность.
• Праздники и развлечения, театрализованная деятельность.
• Наблюдения в быту и природе.
• Экскурсии в музей и детскую библиотеку.
• Организация концертных мероприятий, конкурсов рисунков и поделок.
• Посещение тематических выставок.
• Просмотр видеофильмов, слушание музыки.
• Встреча с интересными людьми.
На подготовительном этапе работы нами было сделано следующее:
• подобран фольклорный материал, адекватно возрасту детей;
• составлена картотека разных видов детского фольклора для всех режимных моментов;
• подобрана иллюстрированная литература с фольклорными произведениями.
На втором этапе реализации проекта составили перспективный план на основе реализуемой образовательной программы с учетом возрастных особенностей, уровня развития каждого ребенка. Для реализации поставленных нами задач включили в перспективное планирование игровую, художественную и литературную деятельность, формирование культурно- гигиенических навыков и систематизировали работу.
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Открылся в группе новый уголок. Но здесь не только мы играем,
А речь свою все развиваем, Ведь, чем играем, называем.
ОЧЕНЬ ВАЖНО БЫЛО СОЗДАТЬ РАЗВИВАЮЩУЮ СРЕДУ.
Подобрали соответствующие настольно- печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогли бы детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания.
Оформили мини-музей «Русская изба», в котором разместили предметы старинной утвари, образцы декоративно-прикладного искусства, помогающие детям ближе познакомиться с историей и бытом русского народа и сравнить с теми предметами, которыми люди пользуются сегодня в быту.
Создали в группе центры музыки, театрализации и искусства.
ЦЕНТР ТЕАТРА И МУЗЫКИ
А это театрально - музыкальный уголок.
Здесь можно в гнома превратиться
И в Бабку Ежку нарядиться.
Сказки здесь покажем вам,
«Репка», «Курочка Ряба», «Колобок»,
«Заюшкина избушка» или даже «Теремок».
Любим все мы выступать: петь, плясать
И на музыкальных инструментах играть.
Мероприятия с использованием русского фольклора мы рассматривали не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с детьми.
Работу строили на активном соучастии и сотворчестве педагога и ребёнка, используя прием действенного соучастия. Он рассчитан на активное вхождение детей в развёртывающееся перед их глазами действие. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда и некоторого баловства - вот в чём преимущество фольклорных мероприятий.
Ещё один прием, используемый нами - динамический акцент на фрагментах текста в сочетании с движениями.
Этот прием особенно эффективен в работе с детьми младшего возраста. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность.
Мультимедийных героев смастерили!
Вы их узнали? Мы им потешки рассказали!
Дружно с ними мы живем
Потешки учим и поем!
Регулярное использование фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Родители к нам в гости приходят и это мы классным находим
В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ РЕБЕНОК ПОЧТИ ВСЕ ВРЕМЯ НАХОДИТСЯ В ОКРУЖЕНИИ САМЫХ БЛИЗКИХ ЛЮДЕЙ, И ТОЛЬКО В СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ МОЖНО РАЗВИТЬ ИНТЕРЕС И ЛЮБОВЬ К БОГАТСТВУ И КРАСОТЕ ВСЕГО, ЧТО ЕГО ОКРУЖАЕТ, К НАРОДНОМУ ИСКУССТВУ. Поэтому, в проекте нашли отражение разнообразные формы работы с родителями – это и наглядные, и информационно – аналитические, познавательные и досуговые.
ПРЕКРАСНО, ЕСЛИ ВЗРОСЛЫЕ НАПОЛНЯЮТ ЖИЗНЬ РЕБЕНКА СВЕТОМ ДОБРА И ЛАСКИ, ЕСЛИ СПОСОБНЫ ОБОГАТИТЬ СРЕДУ, В КОТОРОЙ ОН РАСТЕТ. Мы считаем, что народно - поэтическое слово может и должно обогатить эту среду. В результате общения с фольклором ребенку передается его настроение и чувства: радость, тревога, сожаление, нежность. Значит, наш проект действует, ЭТОТ ОПЫТ ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ И СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА СОЗДАЕТ НЕОБХОДИМЫЕ ОСНОВЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАШИХ ВОСПИТАННИКОВ.
Благодаря данному проекту, он не только развивает речь и мелкую моторику детей, но также позволяет обучить их нравственным нормам.
Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознание себя в этом мире, играя ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще. Ребенок должен играть! Вот тут - то нам на помощь и приходит детский фольклор.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА ИМЕЕТ ОГРОМНОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ. МЫ СЧИТАЕМ, ЧТО ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД – ЭТО БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД, КОТОРЫЙ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ В НАШЕЙ РАБО
Ожидаемые результаты
Воплощая в жизнь наш проект, мы уверены в том, что сумеем:
• создать условия и сформировать предметно- развивающую среду для внедрения в жизнь своих воспитанников детского фольклора;
• воспитать у детей зачатки нравственного самосознания и причастности к родным истокам;
• способствовать развитию познавательных процессов, речи и мелкой моторики ;
• научить более бережно относиться к историческому наследию и традициям своего народа;
• повысить профессиональный уровень управления процессом художественно-эстетического воспитания дошкольников;
• будет создана модель взаимодействия детского сада и социума;
• опыт работы по реализации проекта будет оформлен в виде брошюры для рекомендации педагогам дошкольных учреждений района.
Работа с родителями.
Совместные мероприятия способствовали установлению доверительных отношений с родителями, что оказывало положительное влияние на состояние педагогического процесса.
Содержание работы с родителями реализовались через разнообразные формы
Наименование С какой целью используется эта форма Формы проведения общения
Информационно- аналитические Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Проведение срезов и опросов.
Досуговые Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми Совместные досуги, праздники, развлечения, участие родителей и детей в конкурсах и выставках изделий народного рукоделия, предметов старинного быта, игрушек, открыток. Привлечение к изготовлению атрибутов к играм и элементов русского народного костюма.
Познавательные Ознакомление
родителей с
русской
народной
культурой,
обрядами
русского народа.
Формирование у
родителей
практических
навыков. Проведение
родительского
собрания по теме
«Народное творчество
в жизни
ребенка», консультации
в нетрадиционной
форме, педагогическая
гостиная, игры с
фольклорным
содержанием,
тематическая
библиотека для
родителей, папки-
передвижки.
Наглядно -
информационные:
информационно-
ознакомительные;
информационно-
просветительские. Ознакомление
родителей с
работой в
группе, с
преподнесением
материала в
зависимости от возраста детей Организация открытых
просмотров занятий и
других видов
деятельности.
День открытых дверей
группы.
Выпуск газет, обновление материалов в родительском уголке, организация мини -библиотеки по народному творчеству. Создание альбома изобразительного творчества «Уголок России».
План работы с родителями и социумом
Форма взаимодействия Содержание работы
Сообщения для родителей «Фольклор в познавательном развитии детей дошкольного возраста»
«Русская народная кукла в играх современных детей»
Консультации для родителей «Народная мудрость гласит» (пословицы и поговорки)
«Маленьким детям сказки лучше рассказывать»
«Корни национальной памяти»
Организация выставок «Мое село – край родной» (фото)
«Куклы для театра»
«Сорока-белобока»
Оформление мини-музея «Русская изба» (с привлечением родителей и социума) «Из бабушкиного сундучка»
«Народные инструменты»
«От скуки на все руки»
Организация и проведение развлечений «В гости к Хозяюшке» (знакомство с русской избой)
«В гости к солнышку» (спортивное развлечение с использованием народных игр)
«Широкая Масленица» (большой общий праздник)
Проведение родительского собрания в нетрадиционной форме «В гости к Сороке – белобоке» (музыкальное развлечение)
Привлечение к обогащению предметно- развивающей среды пополнение мини-музея «Русская изба»
вещи, связанные руками наших бабушек
оформление поделок из валенок
Оформление картотек (с привлечением родителей и социума)
«Русский народный фольклор»
«Русские народные игры»
«Азбука народной мудрости»
«Музыкальный фольклор
«Загадки из прошлого»