галина харламова
Социальное развитие ребенка — актуальная задача дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА - АКТУАЛЬНАЯ ЗАДАЧА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Одно из направлений модернизации современного дошкольного образования связано с актуализацией проблемы развития индивидуальных ресурсов личности. Приоритетная задача дошкольного образования – создание и обеспечение условий социально - личностного развития ребенка-дошкольника.
Публикация «Социальное развитие ребенка — актуальная задача дошкольного образования» размещена в разделах
Чтобы продвинуться в анализе проблемы, необходимо определиться с выбором понятия «социальное развитие». Концепции социального развития ребенка дошкольника выстраиваются вокруг понятий «личность» и «общество», процессы, происходящие между ними, чрезвычайно разнообразны. Мы осознаем полифункциональность процесса социального развития и понятия «социальное развитие» со всем многообразием его смыслов.
Социальное развитие личности рассматривается как средство и результат, один из аспектов ее социализации, понимаемой как процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции; как процесс интериоризации индивидом знаний, ценностей и норм, как процесс усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта (Коломийченко Людмила Владимировна – заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии Пермского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент, г. Пермь).
Уместно уточнение, связанное с определением социального развития через дефиницию socialis — общественный, то есть направленный на другого человека.
В учебном пособии Бабуновой Т. М. приводится следующее понятие «социально-личностное развитие в дошкольной педагогике рассматривается как комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить».
Методологической основой этого процесса является положение философии о взаимосвязи человека и общества, рассмотрение человека как ценности (аксиологический подход, об активной роли человека в преобразовании окружающего мира и самого себя.
В психолого-педагогической литературе определены содержание педагогической работы, технология формирования социального мира детей.
По мнению Бабуновой Т. М. кандидата педагогических наук, трудности социального развития детей объясняются тем, что дети живут во взрослом мире, испытывают на себе социально - экономическое неравенство, дефицит культуры общения и взаимоотношений людей, доброты и внимания. Неблагоприятные варианты проявления социального поведения не редко возникают под влиянием наблюдаемых отрицательных поступков окружающих, ряда телепередач, СМИ.
Эти аргументы доказывают актуальность и своевременность обращения к изучаемой нами теме. Социальное развитие представлено в комплексных и парциальных образовательных программах для детей дошкольного возраста «Истоки», «Детство», «Радуга», «Я - человек», «Я, ты, мы: социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет» и т. д.
В программе «Истоки» «социальное развитие» характеризуется общением ребенка со взрослыми (родителями и воспитателями в детском саду и семье) и сверстниками, приобретающее на каждом возрастном этапе своеобразные формы. Общение и разнообразные виды детской деятельности выступают как главное условие присвоения ребенком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье и Родине, как основа формирования его самосознания.
В программе «Детство» содержание и технология социального развития представлены в разделах «Ребенок в кругу взрослых и сверстников», «Гуманное отношение» : взрослые ориентируют детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, развитие гуманных чувств и отношений. В программе «Детство» социально-эмоциональное развитие дошкольника рассматривается как центральное направление воспитательного процесса в ДОУ. Педагог детского сада обеспечивает единый процесс социализации-индивидуализации личности дошкольника через его эмоциональное приятие себя, своей самоценности и связи с социальным миром.
В программе «Радуга» впервые прозвучала задача создания в детском саду атмосферы психологического комфорта для детей, условий для радостного и содержательного проживания ими периода дошкольного детства, впервые была предложена система личностно ориентированного воспитания и развития детей.
Программа, ориентированная на общечеловеческие, гуманистические ценности, предусматривает наполнение работы определенным содержанием с учетом региональных особенностей. В первую очередь это касается физического развития, здоровья дошкольников, а также их приобщения к национальной культуре.
Базисное содержание по интересующему нас направлению: социальное развитие, определено в «Примерной общеобразовательной программе воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» (авторы – научный коллектив Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца). В этой программе социально-личностное развитие дошкольников определяется широким спектром задач, представленных в разделах «Социальное развитие. Социальная компетентность» и «Сюжетно-ролевая игра. Досуговая игра». Задачи социального развития детей разных возрастных групп связываются авторами программы с понятием «социальная компетентность».
Содержание социально- личностного воспитания раскрывается в дополнительных образовательных программах : «Я - человек», «Наследие», «Приобщение детей к истокам русской народной «культуры» и др.
Таким образом, несмотря на вариативность в толковании процесса социального развития авторами рассмотренных программ, в его содержании можно выделить общее:
— направленность на человека;
— первичность эмоционального восприятия социального мира;
— познание себя как осознание, нахождение своего места в мире людей;
— овладение ценностями нормами окружающего мира;
— социализация как триединый процесс (адаптация, индивидуализация, интеграция)
— процесс социализации по механизму совпадает с нравственным воспитанием (формирование представлений, чувств, поведения);