Алёна Болдырева
Социально значимый проект «Зимующие птицы» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №7 «Сказка» поселка Мостовского муниципального образования Мостовский район
Социально значимый проект
для детей старшего дошкольного возраста
Разработала воспитатель Болдырева А. Я.
2023год
Обоснование проекта
Темочки:
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность. В современных условиях существует проблема бережного отношения детей к братьям нашим меньшим. Ведь именно они помогают нам осознать смысл слов: сострадание, забота, щедрость, доброта. Но особенно трудно пережить холодное время года птицам. Пищи не хватает, ее просто неоткуда взять в такой период. Многие птицы погибают. Кто, если не человек поможет братьям нашим меньшим – пернатым. Поэтому мы, педагоги, решили углубить знания детей о зимующих птицах, их повадках, учить бережно относиться к окружающему миру. Очень важно пробудить в детях интерес к живой природе родного края, мы, педагоги, стремимся донести до детей важность сохранения природных богатств Кубани, желание заботиться о живой природе и оберегать ее.
Гипотеза: если постоянно подкармливать зимующих птиц и тем самым помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, то можно сохранить их численность.
Цель: Расширение и обогащение знаний о зимующих птицах, их образе жизни, создание условий для развития у детей познавательного интереса, воспитание бережного отношения к живой природе.
Задачи проекта :
• Дать представление детям о зимующих птицах.
• Развивать мышление, память, мелкую моторику рук, связную речь.
• Развивать творческие способности в продуктивной деятельности.
• Развивать любознательность, интерес к живой природе.
• Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им в зимний период.
• Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Методологическая основа проекта
Сегодня любое дошкольное образовательное учреждение в соответствии с принципами вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Широкое применение современных образовательных технологий: социально-коммуникативного развития, проектных – способствуют решению задач, основываясь на личностно – ориентированном подходе к обучению и воспитанию.
Организация проектной деятельности позволяет сформировать познавательную самостоятельность у детей. Технологии социализации (детский совет, рефлексивный круг, социальные акции) способствуют формированию у дошкольников таких качеств личности как инициативность, ответственность, доведение начатого дела до конца, любознательность, умение договариваться.
Слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Методологическую основу педагогических проектов глубоко раскрыли ученые – педагоги. Ряд авторов (М. И. Гуревич, М. С, Коган, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода и др.) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Работа по проекту строится на единых подходах и принципах:
-обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- учет возрастных особенностей детей;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество с семьёй;
-формирование коммуникативных способностей и социально – значимых качеств личности ребенка в различных видах деятельности;
-развитие познавательных способностей, творческого воображения и мышления.
В процессе реализации проекта предполагается использовать следующие методы: словесные (рассказы детей и взрослого, чтение художественных произведений, беседы, наглядные (наблюдения, распознающего характера, метод демонстрации, практические, метод повышения познавательной активности, метод повышения эмоциональной активности, методы коррекции и уточнения детских представлений, методы обучения и развития творчества; педагогические технологии.
Взаимодействие всех участников проекта осуществляется на основе современных образовательных технологий: личностно – ориентированные технологии, здоровьесберегающие технологии, технологии проектной деятельности, информационно - коммуникативные технологии, технологии социализации.
Практическая значимость проекта : У детей расширились знания детей о зимующих птицах Кубани, их роли в жизни человека и природы. Дети научились отличать зимующих птиц от других видов птиц, правильно подкармливать их; соблюдать правила поведения в природе. Научились сопереживанию, доброте, чуткости, любви к птицам. Необходимость для создания и реализации проекта «Зимующие птицы» была обусловлена выше перечисленными факторами.
Структура проекта отражает логику, содержание и результаты проектной деятельности. Проект состоит из введения, информационной карты проекта, плана социального проекта «Зимующие птицы».
Информационная карта проекта
«Зимующие птицы Кубани»
Образовательные области, приоритетное направление - приоритетное направление (ОО) «Социально-коммуникативное развитие»;
- в содержание проекта заложен принцип интегративности (социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие).
Цель проекта Расширение и обогащение знаний о зимующих птицах, их образе жизни, создание условий для развития у детей познавательного интереса, воспитание бережного отношения к живой природе.
Задачи проекта
• Дать представление детям о зимующих птицах.
• Развивать мышление, память, мелкую моторику рук, связную речь.
• Развивать творческие способности в продуктивной деятельности.
• Развивать любознательность, интерес к живой природе.
• Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им в зимний период.
• Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
База реализации проекта МБДОУ детский сад комбинированного вида №7 «Сказка» поселка Мостовского
Возрастная группа воспитанники 5- 6 лет
Сроки реализации проекта январь – февраль 2023г.
Краткое содержание проекта
• игровая образовательная деятельность;
• наблюдения;
• чтение художественной литературы;
• совместные игры со взрослым, сверстниками (подвижные, речевые, пальчиковые, хороводные игры, сюжетно - ролевые);
• изобразительная деятельность;
• рассматривание наглядного материала, иллюстраций, книг, открыток, просмотр мультимедийных презентаций о семье
• самостоятельная игровая деятельность детей
трудовая деятельность (трудовые поручения и др.)
Модель трех вопросов Что я знаю о зимующих птицах?
Что я хотел бы узнать о зимующих птицах?
Как я это могу сделать?
Ожидаемые результаты реализации
проекта
1. Дети узнают больше об зимующих птицах, их роли в жизни человека и природы.
2. У детей повысится уровень знания в области нравственного воспитания, доброты, чуткости, заботы и любви к птицам.
3. Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско – родительских отношений.
4. Повысится рейтинг дошкольного образовательного учреждения среди родителей воспитанников.
Родители: повышение педагогической культуры родителей, установление доверительных и партнёрских отношений.
Этапы реализации социально значимого проекта
«Зимующие птицы»
Подготовительный этап
1. Уточнение имеющихся знаний у детей о зимующих птицах.
2. Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
3. Подбор методической, художественной литературы, наглядно-дидактического материала, соответствующих теме проекта.
4. Обсуждение проблемы с родителями.
Этапы проекта Задачи работы Методы и формы работы Прогнозируемый результат
II. Основной Формировать у детей целостное представление и знания о зимующих птицах Кубани; познакомить с видами птиц;
продолжать учить детей самостоятельно придумывать сюжет игры, разворачивать сюжетную линию, воспитывать доброжелательность к сверстникам, умение играть вместе.
Воспитывать у детей любовь к птицам, заботу, чуткое и бережное отношение к птицам и окружающему миру.
Способствовать развитию у ребенка памяти, воображения, познавательного интереса, коммуникативных способностей.
Совершенствовать диалогическую форму речи.
Расширять и активизировать словарный запас детей.
Прививать интерес к музыкально – танцевальному творчеству.
Познавательное развитие
Просмотр познавательной презентации «Зимующие птицы»
Рассматривание иллюстраций, картинок, альбомов, плакатов на тему «Зимующие птицы Кубани».
ИОС: «Птичка».
Наблюдение за синицей, вороной, голубями, воробьями.
Рассматривание птичьих следов на снегу.
Дидактические игры:
«Один – много»,
«Назови одним словом»,
«Угадай птицу по описанию»,
«Кто из птиц лишний?»,
«Кто из птиц улетел?»,
«Где, какая птица находится?»,
«Сосчитай- ка»,
«Подбери признак»,
«Кто из птиц не птица?»
Беседы на тему:
«Почему зимой птиц стало меньше?»
«Какие птицы прилетают в наш детский сад?»
«Как живут наши пернатые друзья зимой?»
«Кто и как заботится о птицах зимой?»
«Какую пользу приносят птицы?»
«Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой?»
Речевое развитие
Чтение стихотворений, сказок и рассказов о птицах :
В. Берестов «О чем поют воробушки», В. Нестеренко «Грачи», «Тараторка», «Скворец»; В. Даль «Ворона», А. Барто «Птичка», «Кто как кричит»?»; М. Зощенко «Умная птичка», А. Яшин «Покормите птиц зимой, «Бывают птицы разные», Е. Чарушин «Яшка», «Воробей»; М. Горький «Воробьишко»; В. Осеева «Кот и воробей»; А. Ежов «Снегири», Р. Федькин «Кот и птичка»; Н. Носов «Дятел», «Вежливая галка», «Синичка необыкновенная»; Сухомлинский «О чем плачет синичка».
Сказки:
«Воробей и горошина», «Как сойка едой запасалась», «Почему у сороки длинный хвост?»
Заучивание стихотворений:
В. Звягина, А. Барто, С. Есенина,
В Мирясова.
Словесные игры:
«Чей дом»,
«Доскажи словечко».
Социально – коммуникативное развитие
Сюжетно – ролевые игры:
«Птичий двор»,
«Ветеринарная клиника»,
«В гости к птицам»,
«Парк птиц»,
«Птичья столовая».
Трудовая деятельность:
Подкормка птиц,
Уборка кормушки.
Игровая ситуация:
«Каким кормом нужно кормить птичек?»
Художественно – эстетическое развитие
Игра – исценировка «Птичий теремок»
Театрализованная игра «Птичья столовая», «Путешествие к птицам».
Слушание музыкальных произведений: «Воробушек – воробей» (К. Сен-Санс);
«Воробе» (муз. Н. Метлова)
Аудиозапись «Голоса птиц»,
Музакально – ритмическая игра «Птицы и птенчики».
Изобразительная деятельность:
Рисование «Снегири на ветках рябины»;
Лепка «Птичка»
Аппликация «Кормушка для птички».
Физическое развитие
Подвижные игры:
«Совушка», «Собачка и воробьи», «Перелет птиц», «Воробушки и автомобиль», «Коршун», «Воробьи и вороны», «Птички и буря», «Гуси – лебеди», «Гуси и волк», «Воробушки и кот», «Птички в гнездышках», «Птичка и птенчики».
Подвижные игры с речевым сопровождением:
«Птички», «Ловишки с воробьишкой», «Птицелов», «Веселый воробей».
Малоподвижная игра «Гуленьки»
Кубанские народные игры:
«Птицелов», «Коршун».
Физминутки:
«Вороны», «Птицелов», «Коршун», «Перелетные птицы», «Скачет шустрая синица», «Снегири», «Лебеди».
Пальчиковые игры:
«Птичья кормушка», Я зимой кормлю всех птичек», «Дятел», «Сел на ветку снегирек», «Сорока», «Снегири», «Веселая стайка».
Взаимодействие с родителями
Привлечение родителей к оформлению альбома «Зимующие птицы Кубани»; организация совместного творчества (поделки родителей совместно с детьми, изготовление кормушек). Консультация для родителей на тему: «Экологическое воспитание».
Дети овладели конкретными знаниями о живой природе. Расширили знания детей о зимующих птицах.
Обогатили словарь детей.
Развили инициативность в высказываниях в ходе бесед; активизировали словарный запас детей.
Дети познакомились с произведениями художественной литературы и музыки по теме проекта.
Развили интерес детей к художественной литературе.
Дети учились внимательно слушать художественные произведения,
учились сравнивать, анализировать и делать выводы.
В течение реализации проекта продолжали развивать игровую деятельность детей.
Полученные знания дети отражали в продуктивных видах деятельности
Воспитанники проявляли интерес к подвижным играм в ходе которых, научились взаимодействовать в команде, проявлять взаимопомощь, соблюдая все необходимые правила.
Сформировали основы здорового образа жизни и интерес к подвижным играм.
Родители приняли активное участие в оформлении альбома по теме проекта, в совместном с детьми творчестве – изготовлении поделок «Зимняя птичка», изготовлении кормушек.
Проявили инициативность и заинтересованность.
III. Итоговый Закреплять у детей полученные знания о «Зимующих птицах», о роли птиц в жизни человека и природы; умение составлять короткий рассказ, отвечать на вопросы педагога, способствовать воспитанию любви и заботы к птицам и окружающему миру. Выставка семейных творческих работ «Зимняя птичка».
Оформление фотоальбома «Зимующие птицы».
Акции «Покормите птиц зимой». За время реализации проекта «Зимующие птицы Кубани»» у детей повысился уровень знаний о птицах, о роли птиц в жизни человека и природы. Сформировалось представление о правилах выбора корма для птиц. Активизировалось сотрудничество педагогов, детей и родителей.
Определение перспектив Подобрать нетрадиционные формы и методы работы с семьей воспитанников при дальнейшем развитии темы проекта.. Воспитанники получат больше информации о природе и птицах. Родители - активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную проектную деятельность
Итоговые продукты в ходе реализации проекта :
• Выставка семейных творческих работ «Зимняя птичка».
• Оформление фотоальбома «Зимующие птицы Кубани».
• Акции «Покормите птиц зимой».
• «Изготовление поделок, кормушек»
Рассматривание фотографий «Зимующие птицы Кубани»
Литература
1. «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2010 г.
2. Зверева О. Х., Кротова Т. В., «Общение педагога с родителями в ДОУ» : -М. : Т. Ц. Сфера, 2005.
3. Проектная и исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении: Сборник материалов/ И. П. Сырова, О. Г. Чеховских. – Самара: Изд-во. СФМ ГПУ, 2009-72 с.
4. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников 4-7 лет.
5. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Москва, 2004. 114 с.
6. С. Н. Николаева Эколог в детском саду. Москва, 2003. 120 с.
7. Дыбина О. Б. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада». М., Мозайка – Синтез, 2010 г.
8. Соломенникова О. А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада». М.,
Мозайка – Синтез, 2010 г.
9. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников// Педагогика. 2007. - № 5.
10. Маханаева М. Д. «Экологическое развитие детей дошкольного возраста» М., 2004. Зеленова Ю. В. «Человек и природа». Консультация для родителей по экологическому воспитанию дошкольников.