Вера Федорова
Социально-значимый проект по патриотическому воспитанию «Этих дней не смолкнет слава»
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-значимый проект по патриотическому воспитанию
«Этих дней не смолкнет слава»
Умирают солдаты дважды
От штыка и от пули вражьей
И спустя много лет в грядущем
От забывчивости живущих.
А. Романов
Тип проекта : среднесрочный, групповой, познавательный, социально-ориентированный, социально-значимый.
Направленность проекта : патриотическое воспитание.
Публикация «Социально-значимый проект по патриотическому воспитанию „Этих дней не смолкнет слава“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2021
Сроки реализации проекта : 11 февраля 2019г. по 10 мая 2019 г.
Участники проекта : дети и воспитатели подготовительной к школе группы, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Проблема: Современное поколение мало что знает о Великой Отечественной войне. Педагог выступает как информатор, формирующий патриотические качества.
Актуальность:
В этом году мы отмечаем знаменательную дату - 75 лет Великой Победы над фашистской Германией. Каждая годовщина Победы - это день великого торжества и великой скорби. В этот светлый, но «со слезами на глазах» праздник, мы приносим дань глубокого уважения тем, кто отдал жизнь за нашу землю, за наш народ.
Как нам рассказать детям о войне, о её горестях, поражениях и победах? Как рассказать о жестокости фашистов, о храбрости русских воинов? Как сделать, чтобы ребёнок не только услышал, но и понял, почувствовал? Некоторые утверждают, что нельзя омрачать радость детства рассказами о горе, страданиях, жертвах. Мы с этим не согласны. Пусть красота мира войдёт в детское сердце вместе с мыслью о том, что не было бы ни цветущего сада, ни ласковой материнской песни, ни сладких снов, если бы наши деды и прадеды не одержали великую победу над фашизмом.
Мы должны осознавать свою национальную принадлежность, помнить свои корни, чтить своих героев. Отстоим свои души, как тогда, в сорок пятом, отстояли свою землю. Будем вместе с нашими детьми помнить об этом – вечно!
Инновационная направленность проекта : Запланированные в проекте работы с архивными материалами, мероприятия с участием ветеранов, оформление их рассказов в публикациях учат молодое поколение чтить традиции старшего поколения, воспитывать в себе настоящих патриотов Родины.
Новизна проекта заключается : В интеграции дисциплин как музыка, развитие речи, познавательное развитие, изобразительное искусство. Дети усвоят материал через решение проблемы. В сотрудничестве с другими группами. Пережить тему на эмоциональном уровне.
Цель проекта : дать детям представление о Великой Отечественной войне.
Воспитывать любовь к Отчизне и её героям, гордость за
победу русского народа в Великой Отечественной войне.
Продолжать формировать представление об армии, родах
войск. Развивать речь, мышление, память.
Задачи:
Обучающие задачи:
Дать представление о значении победы нашего народа в ВОВ. Познакомить с историческими фактами военных лет. Познакомить с произведениями художественной литературы и музыки о войне.
Воспитательные задачи :
Воспитывать трепетное отношение к празднику победы, уважения к заслугам и подвигам воинов ВОВ;
Развивающие задачи:
Осуществить работу по патриотическому воспитанию дошкольников, формировать гражданскую позицию, чувство любви к родине. Обогащать и развивать словарный запас детей. Провести работу с родителями, привлекая их к развитию патриотического воспитания в семье.
Гипотеза:
Целенаправленная деятельность дает представление воспитанникам о героическом подвиге народа в годы ВОВ (1941-1945г). Учит уважительному отношению к ветеранам, чувству гордости за свою страну.
При составлении данного проекта использовались следующие нормативно-правовые документы:
5. Конституция Российской Федерации
6. Закон № 273-ФЗ от 21 декабря 2012 года «Об образовании»
7. Международная конвенция «О правах ребенка» 1989 г. ,
4. ФГОС ДО
Проект разработан на основе:
Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников : методические рекомендации/Н. В. Алешина. -М. : ЦГЛ, 2005.
Казаков А. П., Шорыгина Т. А. «Детям о великой победе!»-Москва, 2005 г.
Александрова Е. Ю. «Система патриотического воспитания в ДОУ»-Волгоград. 2007 г.
Кондрыкинская Л. А. «Дошкольникам о защитниках Отечества» - Москва, 2006 г.
«Защитники Отечества», беседы с детьми, издательство «Каратуз»
Т. А. Шорыгина «Беседы о детях героях ВОВ», творческий центр, Москва, 2011г.
«Военная техника», детская энциклопедия, Москва, Росмэн, 2009г.
Интернет ресурсы.
Опыта практической деятельности ДОУ по данному направлению.
Ресурсное обеспечение проекта
Техническое обеспечение:
В ДОУ созданы достаточные материально-технические условия для реализации задач, поставленных данным проектом. В ДОУ имеются библиотека, музыкальный зал, мини-музей.
Имеются современные технические средства обучения: аудио-видеотехника, интерактивные доски, проекторы, экраны, средства наглядности.
В достаточном количестве художественная литература и педагогическая литература.
Методическое обеспечение:
Использование комплекса методик по организации и проведению патриотического воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы.
Информационное обеспечение:
Функционирование сайта ДОУ - освещение реализации проекта, мероприятий.
Практическая значимость: Работа над проектом, претворение его в жизнь имеет большое значение в плане воспитания в обучающихся интереса к истории Отечества, к людям – участникам этих событий, земляков, родственников, живущим в районе, воспитания в подрастающем поколении чуткости, доброты, внимательности к пожилым людям; формирование активной жизненной позиции.
Ожидаемый результат (для всех участников проекта)
Для воспитанников :
Расширится представление детей о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны;
Проявление чувства гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны;
Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.
Умение представить творческо-поисковый продукт индивидуальной, коллективной деятельности.
Для родителей:
Повысится уровень ответственности родителей за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.
Сформируется интерес к тесному сотрудничеству с ДОУ и другими учреждениями по формированию патриотического воспитания у детей;
Для педагогов:
Повысится качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства, включенного в новую деятельность и введение его в практику работы детского сада.
Повысится уровень ответственности педагогов за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.
Показатели, по которым отслеживается эффективность реализации программы социализации воспитанников
положительное отношение к Родине;
улучшение взаимопонимания между детьми, родителями, бабушками, дедушками (укрепление внутрисемейных связей);
уважение к символике России, гордости за принадлежность к своей стране и ее народу;
готовность и стремление к выполнению своего гражданского и патриотического долга;
повышение компетентности педагогов по патриотическому воспитанию дошкольников;
рисунки воспитанников;
высокая посещаемость мероприятий и участие в конкурсах воспитанников;
самостоятельность и инициативность в деятельности;
гибкость и креативность мышления (умение реагировать в нестандартных ситуациях);
динамика и степень включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
Формы работы:
С детьми:
Организованная образовательная деятельность;
Чтение произведений, рассматривание иллюстраций;
Создание игровых и проблемных ситуаций;
Практическая художественная деятельность;
Экскурсии, посещение музея ДК «Ладожской», музея МБОУ СОШ №25 с дальнейшей беседой;
Рассматривание репродукций, картин художников;
Прослушивание музыки известных композиторов, аудиозаписей песен военных лет;
Дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры;
Праздники и развлечения; выставки детских работ;
Участие в конкурсах;
Беседы;
Просмотр презентаций и фильмов о войне;
Подборка статей о жителях ст. Ладожской, участвовавших в ВОВ и адаптация текстов для дошкольников.
С педагогами:
Методические объединения
Педагогические советы
Семинары
Консультации
Обмен опытом
Самообразование
С родителями:
Родительские собрания
Консультации
Совместные акции
Выставки
Праздники, досуги
Социальное партнерство :
Важной задачей современного общества является создание и поддержание такого образовательного пространства, которое соответствует лучшим культурным традициям страны и базовым жизненным ценностям народа, а также способствует развитию и становлению всесторонне развитой личности, формированию у подрастающего поколения духовного и нравственного начал. Духовно-нравственное воспитание тесно связано с патриотическим, которое предполагает глубокое чувство любви и привязанности к своей малой Родине и Отчизне в целом, приобщение к её истории.
В рамках проекта организовываются праздники, досуги, развлечения и благотворительные акции; дети становятся участниками культурных мероприятий, они учатся выражать себя в искусстве, общаться и дружить.
В нашей группе мы постоянно организовываем и проводим различные мероприятия по патриотическому воспитанию совместно с социальными институтами :
Взаимодействие с ДК «Ладожской»;
Взаимодействие с детской библиотекой;
Взаимодействие с МБОУ СОШ №25;
Взаимодействие с «Советом ветеранов» ст. Ладожской
Сотрудничество с родителями:
Чтобы у детей появилось чувство любви к Родине недостаточно знаний получаемых в процессе познавательной ОД. Нужна система воспитательно-образовательной работы по патриотическому воспитанию, основанная на сотрудничестве педагогов, воспитанников и родителей. Именно с семьи начинается любовь к Родине, к своим близким. Каждая семья имеет свои традиции, свою историю, свой опыт, передаваемый из поколения в поколение. Ценности семейной жизни, приобретённые ребенком с первых лет, имеют исключительно важное значение в становлении его личности. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. По этому работа воспитателей по нравственно- патриотическому воспитанию невозможна без участия семьи. Функции семьи в нравственно-патриотическом воспитании детей :
Обеспечение диалога между поколениями в формировании личности;
Привитие любви к родному краю, преданности памяти своих предков-защитников Отечества ;
Формирование знаний о генетических корнях своей семьи, рода, фамилии;
Через семью ребёнок осознаёт такие понятия, как «малая Родина», «Государство», «родная земля», «родной язык», «моя семья», «мой дом».
Работа с родителями построена на следующих принципах :
принципы комплектности;
принцип доступности ;
принцип гуманизации;
принцип дифференциации и индивидуализма;
принцип системности
принцип непрерывности.
При этом семья и детский сад не заменяют друг друга, а дополняют:
- Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды (изготовление атрибутов, деталей костюмов - пилотки, платочки и т. д. к мероприятиям);
- Памятки «Фильмы военной тематики для детей»;
- Домашний просмотр фильмов, мультфильмов о ВОВ с детьми, доступных их пониманию;
- Выставка «Эти годы военные»;
- Рекомендация для родителей «Расскажем детям о Великой Отечественной войне»
- Практикум «Оформи портрет» (для организации «Бессмертного полка»)
- Консультация «Патриотическое воспитание дошкольника»
- Фотовыставка «Герои, защищавшие нашу станицу»
Организация работы педагогических кадров:
Сегодня патриотическому воспитанию детей уделяется много внимания. В связи с этим, важным моментом является внесение регионального компонента в образовательную программу, по которой работает наш детский сад. На мой взгляд, воспитывать патриота необходимо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях, на своём отношении и видении жизни народа. И при этом помнить и о сегодняшнем дне, т. е. о настоящем.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Работа с кадрами направлена на формирование творческого коллектива единомышленников. В связи с этим организована следующая работа: совместное обсуждение и определение генеральных линий развития дошкольного учреждения; создание творческих групп, разрабатывающих отдельные аспекты совершенствования педагогического процесса; изучение, обобщение, научное обоснование, распространение и внедрение передового педагогического опыта; использование широкого спектра действенных форм повышения квалификации педагогического персонала, организация практических форм работы, предполагающих самообразование и совершенствование технологий педагогического процесса.
- Привлечение педагогов ДОУ к созданию «Книги памяти о героях Ладожской»
- Представление проекта на педагогическом часе, анализ активности всех участников образовательного процесса.
Этапы реализации:
1 этап – организационно-подготовительный (ответственный воспитатель : Мартыщенко Т. Г.) :
№ Содержание деятельности Сроки
1.
Определение проблемного поля и поиск ресурсов, подготовка к реализации: педагогическая диагностика, анализ предметно-развивающей среды, изучение литературы (журналы, книги, Интернет).
Подбор подвижных, речевых, настольно-печатных, дидактических игр.
Подбор иллюстративного материала по теме, материалов, атрибутов для игр, подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, аудиозаписей.
Введение в проблему: рассматривание иллюстраций и фотографий о ВОВ.
Оформление подборки рассказов «Детям о войне». 11.02.2019г. -22.02.2019г.
2. Разработка сетевой паутинки проекта совместно с детьми : Что мы знаем? Что хотим узнать? Где будем искать информацию?
Отработка схемы последовательных действий совместно с детьми (Кто, что будет делать.)
Привлечение родителей к предстоящей деятельности: проблемная ситуация «Что мы можем рассказать детям о ВОВ?». 25.02.2019г.
26.02.2019г.
27.02.2019 г.
2 этап – основной-практический (ответственный воспитатель : Федорова В. А.) :
1. Беседа по ознакомлению с историей района и страны в годы ВОВ; «День защитника отечества», «Кто такие герои?», «Боевая слава нашего народа»
Беседы о ВОВ с просмотром презентаций:
«Великая Отечественная война»,
«Великий подвиг кубанцев в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками»,
«Памятники воинской славы»;
Рассматривание и обсуждение репродукций картин, иллюстраций, альбомов, фотографий на тему «ВОВ»;
Чтение художественной литературы, разучивание стихотворений с детьми, слушание музыкальных произведений о ВОВ;
Слушание песен военных лет и песен о войне;
Просмотр мультфильмов «Солдатская сказка»,
«Василий Тёркин»;
ОД «Девушки-партизанки – Герои Великой Отечественной войны»;
«Дети в годы Великой Отечественной войны»;
Рисование «Пограничник с собакой»
Рисование «Салют Победы» (способ использования пены)
Конструирование из бросового материала «Самолёт»,
из набора «ЛЕГО» - автомат
Конструирование из строительных наборов «Военная техника»
Лепка «Пушки»
Аппликация «Вечный огонь»
Выставка рисунков «На поле танки грохотали»
Выставка книг «Детские писатели детям о войне»
Дидактические игры: «Назови рода войск», «Кому, что нужно?», «Каждой картинке своё место», «Да-нет», «Отгадай военную профессию»,
Разрезные картинки «Военные профессии»;
Коммуникативные игры «Шофёры», «Перенести раненого»;
Подвижные игры: «Кто быстрее соберёт автомат», «Полоса препятствий», «Забей гол»;
Игры - эстафеты: «Крепость», «Панфиловцы», «Партизаны;
Сюжетно-ролевые игры: «Танкисты». «Моряки», «Пограничники», «Госпиталь», «Военный репортер», «Летчики»;
Физкультурный досуг «Города-герои»
Развлечение «Защитники отечества»
Работа с родителями:
Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды (изготовление атрибутов, деталей костюмов - пилотки, платочки и т. д. к мероприятиям);
Памятки «Фильмы военной тематики для детей»;
«Домашний просмотр фильмов, мультфильмов о ВОВ с детьми, доступных их пониманию»;
Выставка «Эти годы военные»;
Рекомендация для родителей «Расскажем детям о Великой Отечественной войне»
Практикум «Оформи портрет» (для организации «Бессмертного полка»)
Консультация «Патриотическое воспитание дошкольника»
Фотовыставка «Герои, защищавшие нашу станицу»
Работа с педагогами:
Привлечение педагогов ДОУ к созданию «Книги памяти о героях Ладожской»
Представление проекта на педагогическом совете, анализ активности всех участников образовательного процесса. 15.02.2019 г. - 22.02.2019г.
25.02.2019г.
01.03.2019 г.
15.03.2019 г.
В течение всего периода
11.03.2019г.
29.03.2020 г.
17.03.2019 г.
25.04.2019г.
21.02.2019г.
06.05.2019г.
18.04.2019 г.
17.02.2019 г.
04.03.2019 г.
14.03.2019г.
07.05.2019 г.
30.04.2019г.
19.03.2019г.
В течение всего периода
23.04.2019 г.
22.02.2019г.
В течение всего периода
25.02.2019г.
13.03.2019г.
15.04.2019г. -30.04.2019 г.
01.04.2019г.
24.04.2019 г.
05.03.2019г.
16.04.2019 г.
В течение всего периода
30.05.2019г.
3 этап – заключительный: (ответственный воспитатель : Мартыщенко Т. Г. и Федорова В. А.) :
Выставка детского творчества «Война глазами детей»
Конкурс чтецов «Праздник со слезами на глазах»
Акция «Бессмертный полк»
«Письмо солдату»
Экскурсия к памятнику
Экскурсия в музей ДК «Ладожской»
Оформление «Книги памяти о героях ВОВ станицы Ладожской»
Праздник «День Победы» 22.04-07.2019 г. -30.04.2019г.
24.04. 2019г.
06.05.2019г.
08.04.2019г.
07.05.2019г.
12.04.2019г.
26.04.-10.05.2019г.
08.05.2019г.
Продукт реализации проекта :
-уголок патриотического воспитания, в котором собран теоретический и практический материал по теме проекта.
- литература для детей (стихи, рассказы, сказки);
-информационный материал для родителей (буклеты, консультации, папки – раскладушки информационный стенд «Для Вас, родители»);
- аудиотека, музыкальное сопровожение видеоматериал патриотического содержания;
- картотека сюжетно-ролевых игр
-альбомы по теме «Великая Отечественная война»;
-«Книга памяти о героях станицы Ладожской» — фотографии с описанием героических подвигов наших кубанских соотечественников;
Социальный эффект направленный на развитие детей:
Дошкольники приобрели опыт переживания к ветеранам.
Созданные условия, целенаправленная и последовательная система работы по нравственно-патриотическому воспитанию позволили добиться хороших результатов. Использование технологии проектирования в руководстве воспитания патриотизма детей старшего дошкольного возраста является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечила развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открыла возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализовала принцип сотрудничества детей и взрослых.
У детей частично сформировались такие понятия как: милосердие, сострадание, желание помогать, быть терпимыми, толерантными во взаимоотношениях, честными, чуткими. Научились быть примером для других, поступать благородно.
Повышена компетентность педагогов по патриотическому воспитанию дошкольников старшего возраста.
Налажен тесный контакт во взаимодействии с родителями в вопросах патриотического воспитания детей, произошла активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Налажено взаимодействие с социальными партнерами.
Перспектива дальнейшей работы по формированию патриотических качеств личности дошкольников.
В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношении к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.
Многое сделано в процессе реализации проекта «Этих дней не смолкнет слава» - это богатый дидактический и теоретический материал, который будет использован педагогами детского сада в решении педагогических задач по формированию патриотических качеств личности дошкольников. Этот проект позволит педагогам детского сада отобрать и использовать в своей деятельности наиболее эффективные методы, средства и формы организации работы с детьми, родителями и общественностью.