Кулибаба Елена
Социально-значимый проект «Город Мастеров. Кубанское народное искусство»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт социально значимого проекта
«Город мастеров. Кубанское народное искусство»
Автор проекта : Кулибаба Елена Олеговна,
воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 85»
Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель
Социальные партнёры : дети подготовительной группы
Публикация «Социально-значимый проект „Город Мастеров, Кубанское народное искусство“» размещена в разделах
Актуальность проекта : В современном мире проблема нравственно-патриотического воспитания актуальна и сложна. Главный стержень патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и вырастить в душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Соприкосновение ребенка с народным искусством, традициями, историей, природой родного края, участие в народных праздниках необходимо для духовного обогащения ребенка, поддержания его интереса к прошлому и настоящему своей страны. Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотическое чувство к родному городу, к родной стране у него проявляется в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Я считаю, что именно эти чувства можно вызвать у детей в процессе работы по ознакомлению их с родным краем на примере народного искусства.
Народное искусство в нашей многонациональной стране занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественный гений народа : его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств; воспитывает лучшие черты народного характера - смелость, гуманность, преданность гражданскому долгу, Родине, честность, богатырскую силу, оптимизм: вносит свои наиболее значительные достижения в сокровищницу единой культуры российского народа. Знакомя детей в детском саду с культурой малой родины, народно-прикладным искусством кубанских умельцев, мы закладываем в его сердце самые лучшие чувства. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Цель проекта : формировать у детей чувство гордости за Отечество, за дружбу между народами и национальностями, населяющими нашу Родину, Кубань, уважения к их национальной культуре, народному искусству; использовать широкие возможности выразительных средств кубанского народного искусства в развитии детского творчества.
Задачи проекта :
-знакомить детей с богатством культуры народов, населяющих Кубань, с народными ремеслами и промыслами на Кубани : резьбой по дереву, различными видами плетения, кованью, гончарным делом, ткачеством, вышивкой
-воспитывать у детей желание познавать лучшие традиции Кубани.
-воспитывать уважение к труду народных умельцев, бережное отношение к предметам народного искусства, гордость за свою малую родину
-формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам народного декоративно-прикладного искусства
- развивать умения видеть красоту в природе, искусстве; воспитывать художественный вкус
-вовлечь родителей в активную совместную деятельность по ознакомлению детей с народными промыслами Кубани
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап:
-подбор краеведческой литературы о народных промыслах Кубани, открыток, фотографий, создание презентаций, буклетов
-пополнение развивающей среды предметами народного творчества
-обсуждение с родителями плана реализации проекта
-привлечение родителей к изготовлению кубанских костюмов для кукол
2. Основной этап:
-совместная деятельность, развивающие диалоги, рассматривание иллюстраций, альбомов
-передвижная выставка художественного музея им. Коваленко «Перо Жар-Птицы» и виртуальная экскурсия по музею
-просмотр презентаций: «Народные промыслы Кубани», «Старые виды ремесел», «Костюм казака и казачки», «Кубанская вышивка», «Что такое ковань?», «Кукла из талаша», «Из чего плетут плетень»
-чтение кубанских былин, сказок, пословиц о происхождении народных промыслов
-оформление выставки «Костюмы кубанских казаков» - рассматривание кукол в кубанских костюмах
-просмотр презентации «Народная тряпичная кукла»
-просмотр презентации «Кубанская вышивка»,
-рисование на ткани акриловыми красками «Праздничная салфетка»
-оформление выставки «Кубанские узоры»
-оформление альбома -работа с родителями: мастер-классы и выставки совместного творчества,
3. Заключительный этап:
-совместный мастер-класс с родителями : «Кубанская куколка-скрутка»
-оформление выставки совместного творчества «Кубанские народные мотивы»
-создание альбома «Декоративно-прикладное искусство Кубани»
Предполагаемые результаты:
Для детей:
-сформированы представления о народном искусстве Кубани, о его значении в жизни человека
-воспитание уважения к народному наследию, желание следовать старинным народным традициям
-сформированы умения использовать полученные знания в собственной продуктивной деятельности
Для педагогов:
-расширение кругозора в области кубанских традиций
-активизация самостоятельной и совместной деятельности детей со
взрослыми в рамках реализации проекта
-установление доброжелательных взаимоотношений педагогов,
специалистов и родителей в процессе реализации проекта
Для родителей
-привлечение внимания родителей к значимости народного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей
-включение родителей в совместную с детьми деятельность по созданию продуктов совместного творчества
-установление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной
организации жизни группы.
Продукты проекта :
-библиотека познавательной литературы по ознакомлению детей с миром народного искусства Кубани
-презентации: «Народные промыслы Кубани», «Старые виды ремесел», «Костюм казака и казачки», «Кубанская вышивка»
-конспекты бесед с показом слайдов: «Что такое ковань?», «Кукла из талаша», «Из чего плетут плетень»
-Лепбук «Кубанская вышивка»
-альбом «Декоративно-прикладное искусство Кубани»
-мини-музей «Народная кукла» (из совместных работ детей и взрослых)
-консультации для родителей: «Детям о традициях народного мастерства», «Влияние искусства на формирование творческой личности ребенка»
Главной задачей в реализации проекта было привлечь внимание детей и взрослых к миру народного искусства кубанских мастеров, заинтересовать их узнать, как можно больше о разнообразии его видов. Поэтому большая работа была проделана на подготовительном этапе.
С помощью родителей и коллег подобрала наглядный иллюстративный материал о народных промыслах Кубани : краеведческую литературу, открытки, фотографии, создала презентации: «Народные промыслы Кубани», «Старые виды ремесел», «Костюм казака и казачки», «Кубанская вышивка».
В группе оборудовала мини-экспозицию из предметов народного искусства кубанских умельцев : вышивка, посуда, фигурки из кого талаша, дерева, чеканка, что вызвало у детей и родителей интерес к проекту. Родители пошили кубанские костюмы для кукол, которые мы поместили в мини-музей кубанского быта в детском саду, что помогает воспитателям других групп проводить беседы с детьми.
С помощью родителей оформили иллюстрированный альбом «Кубанское декоративно-прикладное искусство», который используется в работе изостудии.
Оформила технологические карточки с «пошаговой» инструкцией рисования орнаментов кубанской росписи и изготовления куклы-скрутки.
В основной части реализации проекта организовала и провела мероприятия продуктивных видов деятельности: лепку посуды из глины и её роспись, роспись тканевой салфетки петриковской росписью, по изготовлению тряпичной кубанской куклы-скрутки. Вместе с детьми оформили лепбук «Кубанская вышивка». Из сделанных предметов оформили выставку в группе, а затем поучаствовали в праздничной ярмарке ко дню рождения детского сада.
Дети группы провели для детей средней группы «Звёздочки» мастер-класс по изготовлению куклы-скрутки, что способствовало повышению уровня значимости занимаемым делом по ознакомлению с народным творчеством.
Проводимая совместная работа по реализации проекта укрепила дружеские отношения с родителями воспитанников, повысила уровень знаний всех участников проекта в области народного искусства Кубани, что поспособствовало продолжению данного проекта с включением новых форм и видов кубанского декоративно-прикладного искусства.