Светлана Ковалева
Социально-экологический познавательно-исследовательский проект «Друзья природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование у дошкольников, родителей и педагогов культуры природопользования, ответственности за совершение разнообразных действий в окружающей среде, умения правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей.
Задачи:
1. Расширить представления детей о природоохранной деятельности человека.
2. Воспитывать у детей и родителей бережное отношение к природе.
3. Привлечь детей, родителей и педагогов к рациональному природопользованию.
Публикация «Социально-экологический познавательно-исследовательский проект „Друзья природы“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
4. Активизировать творческий потенциал и возможности каждого ребенка с помощью формирования у детей практических навыков в развитии связной речи и других психических функций, умений по различным видам деятельности.
5. Вызвать у родителей желание принимать активное участие в педагогическом процессе.
Предполагаемый результат:
• Повышение уровня знаний дошкольников о природоохранной деятельности человека не менее, чем у 50 %.
• Выпуск экологической газеты «Помощники природы» (1 раз в квартал)
• Открытие мини-музея – апрель, май (оформление и представление материала, накопленного в рамках проекта)
Работа с детьми:
• Беседы: «Человек украшает землю», «Доброе дело для Земли»
• Целевая прогулка по территории детского сада (сад, цветник, огород, поле, лес)
• Наблюдение за трудом взрослых по уборке и озеленению территории.
• Презентация «Правила поведения в природе»
• Дидактические игры «Облака», «Путаница».
• Развивающие игры «Что произойдет?», «Радость – огорчение».
• Экспериментирование: сортировка и закапывание бытовых отходов.
• Чтение: «Рассказ о зеленой стране» Аракчеева, «Лесная неделя» Нестеренко.
• Труд: уборка территории.
• Изготовление вертушек и султанчиков из бросового материала для измерения силы ветра.
• Занятие «В гости к деревьям по экологической тропе».
• Досуг «День защитника природы».
• «Играем в театр» (создание персонажей из различных материалов).
• Коллаж «Наша планета-Земля»
Работа с родителями:
• Родительский клуб о целях и задачах проекта.
Анкетирование родителей – сентябрь
• Неделя по уборке территории «Помощники природы» - сентябрь
• Акция «Посади комнатное растение в группу».
• Консультация: «Поделки из бросового материала».
• Конкурс «Новогодняя игрушка из картонной коробки»
(семейный конкурс на лучшую поделку из бросового материала)
• Экологическая тревога «Войди в природу другом» (сажаем цветы) – апрель, май
• Развлечение «День Земли» - март
• КВН «Мы друзья природы»
• Листовки «Волшебные превращения» (что можно изготовить из бросового материала)
• Мастерская для родителей по изготовлению атрибутов из бросового материала (для спортивных игр, корригирующие коврики и т. д.)
• Конкурс «Златошвейка» (костюмы из бросового материала) – апрель
Используемая литература:
• Е. С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ»
• А. И. Иванова «Живая экология»
• Н. А. Рыжова «Наш дом природа»
Игры:
«Радость – огорчение»
Воспитатель называет природное явление, дети перечисляют его свойства, сначала те, которые они считают полезными, а затем те, которые считают вредными. Например: снег – это радость, потому что он необходим растениям, он бережет их от мороза и т. д. Снег – это огорчение, потому что дворнику нужно чистить дорожки и т. п.
Усложнение. Дети должны обосновать свои доводы с точки зрения какого-либо объекта, например растения, человека и т. д.
«Что произойдет?»
На столе лежит бумажный круг, разделенный, на пять секторов, и карточки с изображением частей природного мира (растения, звери, птицы, рыбы, человек).
Воспитатель предлагает поместить картинки на сектора (на каждый по одной, затем убирает одно из изображений и спрашивает у детей, что произойдет с оставшимися живыми объектами на Земле. Например: «Если не будет растений, что произойдет с птицами (зверями и т. д. ?» Затем возвращает карточку на место и убирает следующую. Изображение человека снимает в последнюю очередь.
Вывод: если одна из частей живой природы исчезнет, может погибнуть остальной мир, в том числе и человек. Все взаимосвязано в природе, и человек должен бережно относиться к окружающему миру.
«Путаница»
Воспитатель располагает на столе «модель мира» (круг, разделенный на две части: часть голубого цвета обозначает природный мир, часть белого цвета – рукотворный мир) и предметные картинки (до 20 шт.). Дети должны правильно расположить картинки, например: цветок поместить в голубую часть, автомобиль – в белую. Если они легко справляются с заданием, проводится игра «Все в мире перепуталось» : дети закрывают глаза, воспитатель меняет местами часть картинок. Дети открывают глаза и исправляют ошибки, давая обоснование.
«Облака»
Цель. Формировать у детей представления о разных видах трудовой деятельности.
Материал. Вырезанные из картона облака; карточки с изображением предметов для работы в саду, огороде, на участке.
Ход игры.
Воспитатель сообщает дошкольникам, что им необходимо навести порядок на участке детского сада. Задания записаны на облаках: «Собрать мусор», «Подмести дорожки», «Вскопать землю возле деревьев и кустов», «Прополоть клумбу», «Посадить цветы», «Посыпать песком дорожки».
Играют 3-4 человека. Ребенок берет облако, воспитатель читает, что на нем написано. Затем среди карточек, разложенных на столе, должен выбрать те, на которых изображены необходимые для работы предметы: лопата, метла, лейка и т. п.
Дети объясняют, как они будут выполнять задание.