Милена Колыванова
Социально-педагогический проект по правовому просвещению воспитанников детского дома-интерната «С правом по жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Постановка проблемы с указанием причин.
Детский дом-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья готовит своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Значит, воспитанники с интеллектуальной недостаточностью должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.
Темочки:
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Права ребенка. Проекты, планы
- Проекты, проектная деятельность
- Работа педагогов детского дома, дома ребенка
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Выпускникам детских домов приходиться выходить во взрослую жизнь раньше, чем ребенку из семьи. Их жизненный опыт очень мал, часто полностью отсутствуют навыки, необходимые для самостоятельной жизни.
Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в современном социуме – основная задача учреждений общественного воспитания. Одним из важнейших вопросов успешной постинтернатной адаптации является правовая компетентность выпускников детских домов.
Необходимость разработки и реализации проекта по правовому просвещению воспитанников детского дома-интерната для умственно отсталых детей обусловлена рядом причин:
• социальная актуальность и педагогическая значимость
• недостаточная теоретическая и методическая база
• наличие правовой безграмотности
• низкий интеллект
• бедность мотивационной сферы
• агрессивность, стремление обвинить в своих бедах окружающих, неумение и нежелание признавать свои ошибки
• поверхностность, поспешность, нервозность контактов;
• ограничение контактов с внешним миром, неумение общаться
• иждивенческая позиция («нам должны», «дайте», отсутствие ответственности;
• замедленное самоопределение, снижение инициативы
• чрезмерная открытость и доверчивость, а также (особенно) психопатические черты - возбудимость, неустойчивость, нервно-психические расстройства (интеллектуальная недостаточность и эмоционально-волевая незрелость)
• неспособность к самостоятельному выбору своей судьбы
• «перегруженность» отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения
Воспитываясь в семье, ребенок гармонично адаптируется в общество, учится соизмерять свои потребности с возможностями, обслуживать себя, заботиться о близких. В детском доме у детей ограничены контакты с внешним миром и обеднены условия для приобретения собственного опыта. Низкий уровень социальной компетентности, свойственной воспитанникам-сиротам, впоследствии нарушает процесс включения их в жизнь общества, снижает возможность усвоения принятой системы ценностей, правовых норм, знаний и представлений. Если не проводить специальную работу по правовому воспитанию ребенка-сироты, то, выйдя из стен детского дома, он будет испытывать большие затруднения, оказавшись один на один с самостоятельной жизнью.
2. Актуальность проекта.
Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения воспитанников детских домов имеет особую актуальность и является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения воспитанников детского дома – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения требований законов, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.
Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание воспитанников с ограниченными возможностями здоровья приобретает актуальность в подростковом возрасте, начиная с 16 лет, и особую значимость имеет в 18-23 лет, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов. Адресатом проекта являются воспитанники от 16 до 23 лет.
Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится личным убеждением подростка.
Важно, чтобы воспитанники хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали виды правонарушений и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. В рамках правового воспитания уделяется внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения подростков.
Подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Федеральные законы гарантируют права сирот на материальное обеспечение, на образование и профессиональную подготовку. Тем не менее, выпускники детского дома чаще своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, чаще теряют работу или жилье, с трудом создают семью, легче становятся алкоголиками и наркоманами, а так же жертвами суицида. Искусственно ограниченное пространство государственного учреждения, заданность жизни извне, ограниченность личного опыта и понятийной сферы детей в условиях детского дома приводит к неразвитому социальному интеллекту, как следствие – незнание и непонимание законов и правил человеческого общежития, своих гражданских прав, а также обязанностей граждан перед обществом. Отсюда неспособность нести свою социальную ответственность и отстаивать свои права.
Каждый выпускник детского дома-интерната должен усвоить нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, о браке, регулирующие отношения родителей к детям и детей к родителям, законодательство о здравоохранении, основные положения гражданского и уголовного кодексов.
Анализ результатов анкетирования воспитанников, бесед, социальной адаптации выпускников детского дома-интерната показали, что воспитанники в недостаточной степени знакомы со своими правами и обязанностями. Они не способны делать выбор, принимать решение и нести за него ответственность, тяжело привыкают к трудовой дисциплине и служебным обязанностям, сложно ориентируются в нормативно-законодательной базе. Исходя из этого, возникла необходимость в создании проекта, реализация которого направлена на подготовку воспитанников к самостоятельной жизни через формированию устойчивой правовой грамотности.
Характер настоящего проекта определен как социально-педагогический. Особенность социально-педагогических проектов в том, что в них решаются проблемы, связанные с поиском наиболее эффективных путей решения проблем, существующих в социальной сфере.
Противоречие заключается в том, что, с одной стороны, освоение опыта социального поведения воспитанниками
а) с отклонениями от нормы, возникшие как следствие дефицита полноценного правового воспитания в условиях государственного воспитания
б) имеющими ограниченные возможности здоровья
является необходимым для обеспечения взаимосвязи с социальным миром, а с другой стороны, это освоение проходит в ситуации ограниченной социальной активности.
Как показывает практика, отсутствие у юношей и девушек данной категории необходимой правовой культуры нередко приводит к неверной оценке ими жизненных ситуаций, к нежелательным для общества и их самих последствиям.
3. Степень разработанности проблемы
Данная проблема достаточно широко представлена в нормативно-правовых документах (Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, законодательные акты о правах ребенка).
Научно- педагогическое обоснование проблемы правового воспитания в разные периоды развития российского образования рассматривались в работах Н. П. Вербицкого, И. Ф. Рябко, Е. В. Татаринцевой, В. В. Тишенко. Основой для построения нравственно-правового сознания и поведения, являются идеи Н. К. Крупской, А. С. Макаренко. Значимы для исследования работы Л. С. Выготского, В. А. Сухомлинского, в которых педагогический процесс рассматривается на основе гуманистического принципа сотрудничества взрослых и детей.
Анализ литературы показывает, что в современной науке к изучению правового воспитания выделяется несколько подходов. Так, одни ученые рассматривают данную категорию с позиции ее структурных компонентов, определяя при этом право как систему норм, выражающих государственные веления (С. С. Алексеев, Л. С. Явич, и др.). Правосознание как сферу духовного отражения всей правовой действительности, (И. А. Ильин, В. И. Каминская, П. И. Новгородцев, А. Р. Ратинов и др.). Нравственность как внутренний регулятор, правомерного поведения (B.C. Олейников).
Другие же акцентируют внимание на правах человека как общечеловеческой ценности (В. А. Караковский, М. А. Лазутова, Е. А. Лукашева, Г. В. Мальцев, А. Ф. Никитин, З. К. Шнекедорф и другие); на моральных и нравственных ценностях (А. Н. Гусев, Ю. М. Смоленцев, А. Н. Титаренко и др.); на нравственно-правовом воспитании детей (Г. П. Давыдов, Г. А. Кузнецов, О. Г. Шапиева и др.).
4. Объект проектной деятельности :
Процесс правового воспитания, система работы с выпускниками, направленная на коррекцию и дальнейшее развитие основных направлений по овладению ими основами правовой грамотности.
5. Предмет проектной деятельности :
Система правового воспитания выпускников.
6. Цель проекта – совершенствование правового воспитания у выпускников через обучение практическим навыкам реализации и защиты своих прав.
7. Задачи:
• организация правового просвещения среди воспитанников;
разъяснение их прав и обязанностей в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
• воспитание у выпускников уважения к закону;
• защита прав воспитанников;
• ознакомление с основными документами по защите прав детей, с Российским законодательством, отраслями права, устройством государства;
• обучение применения норм законов в реальной жизни;
• оказание помощи в поисках достойного выхода из сложных жизненных ситуаций.
8. Гипотеза исследования:
Процесс правового воспитания выпускников в условиях дома-интерната будет эффективным при соблюдении следующих условий, если:
- работа по правовому воспитанию проводится систематически;
- подобраны адекватные формы и методы работы по правовому воспитанию;
9. Материалы и другие ресурсы обеспечения проекта :
Материально-технические ресурсы:
- оборудованный кабинет для работы ( оборудование: компьютеры, принтеры, столы, шкафы, канцелярские товары);
Кадровые ресурсы:
- специалисты ГКУКО «Полотняно-Заводской детский дом-интернат для умственно отсталых детей» (социальные педагоги, психолог, воспитатели);
- привлечение социальных партнеров для реализации отдельных направлений проекта;
- творческий потенциал педагогов;
- опыт работы педагогов в режиме инновационной деятельности;
- компетентность педагогических кадров и привлеченных специалистов в вопросах, уровень их профессионализма.
Нормативно-правовая база :
Конституция Российской Федерации, действующее законодательство, нормативные правовые акты органов власти и управления.
Научно-методическое обеспечение:
Учебные пособия по праву, рекомендации и литература, необходимые для разработки мероприятий;
Информационные ресурсы:
Сеть Интернет, библиотека.
Человеческий фактор:
Человек, способный в условиях дефицита времени организовать работу по обозначенному направлению.
10. Перечень этапов:
Этап Содержание Сроки Ответственный (ФИО, должность)
1 этап Выявления состояния проблемы в практике детского дома-интерната
Вводная диагностика уровня правовых знаний воспитанников.
Диагностика и выбор форм и методов для дальнейшей реализации проекта. Подготовка документации по проекту, проведение тестирования, соцопросов с целью выявления знаний по праву Сентябрь – ноябрь 2013г. Социальный педагог
Мягкова М. И.
2 этап Распределение обязанностей по реализации проекта;
Проведение мероприятий, направленных на реализацию проекта.
Текущий контроль. Разработка комплекса мероприятий по проекту. Реализация основных мероприятий; Декабрь 2013г. -февраль -2015 г. Социальный педагог
Мягкова М. И.
3 этап Уточнение и обобщение результатов исследования.
Расширение опыта воспитанников и применение его на практике.
Итоговая диагностика и оценка результативности. Март - май 2015 г. Социальный педагог
Мягкова М. И.
11. Поэтапный план реализации проекта.
Первый этап (сентябрь-ноябрь 2013 г.) - поисковый, проектировочный
задачи мероприятия Сроки Ожидаемый результат
Выбор наиболее оптимальных форм и приемов для реализации проекта.
1. изучение нормативно-правовой базы;
2. изучение и анализ методической литературы, интернет - ресурсов по данной проблеме, существующих программ по правовому воспитанию;
3. оснащение материально-технической базы Сентябрь Приобретение пособий, разработка и накопление методических материалов.
Выявление актуальности, постановка целей и задач, получение необходимых знаний для реализации проекта; ожидаемые результаты
Кадровое обеспечение; 1. Общее собрание, участников проекта
2. Тестирование по проблеме.
3. Встреча с администрацией дома-интерната для обсуждения плана реализации проекта
4. Встреча с представителями органов самоуправления, сотрудниками ОВД
Октябрь 1. Принятие решения о разработке и реализации проекта;
2. Обоснование востребованности проекта, его объем, пути решения;
3. Тестирование воспитанников позволит определить состояние сформированной правовой компетентности воспитанников.
4. План реализации проекта;
5. Получение информации
по правовым знаниям
Определить объем и содержание работы по проекту. Составление перспективного планирования работы с воспитанниками, направленного на реализацию проекта
Ноябрь Готовое тематическое планирование
Второй этап (декабрь 2013 г. - февраль 2015 г.) - практический
Объяснить, что представляет собой «Декларация», рассказать историю ее создания, ознакомиться с основными правами человека. Первая встреча с правом. Понятие и история создания Декларации прав ребенка.
Понятие: «Декларация прав ребенка».
История создания Декларации прав ребенка. Декабрь 2013
Получение необходимых знаний по теме. Приобщение воспитанников к правовому обучению.
Сплочение коллектива.
Раскрыть сущность права, объяснить значение понятия права, рассказать об основных отраслях права Роль права в жизни человека и общества.
Понятие права.
Основные отрасли права. Декабрь 2013
Изучить основные права и обязанности ребенка, познакомить воспитанников с основными документами, закрепляющими их права (право на труд, право на образование, право на получение жилого помещения, право на медицинские услуги и др.) «Ваши права и обязанности»
Права и обязанности ребенка-инвалида.
«Мой путеводитель в мире прав» Январь 2014
Дать знания о способах защиты прав ребенка, рассказать о правоохранительных органах. «Умей себя защитить»
«Я ничего не боюсь»
«Моя полиция меня бережет» Февраль 2014
Дать необходимые знания по основным видам юридической ответственности «Я законопослушный гражданин»
Закон и порядок.
Понятие: юридическая ответственность Февраль 2014
Изучить основные виды действующего законодательства. Семейный, Жилищный,
Трудовой, Гражданский
кодексы. Знакомство с основными видами действующего законодательства РФ
Семейный и Жилищный,
Трудовой и Гражданский
кодексы Март 2014
Рассказать о значении государственных символов, о работе органов управления Наше государство
«Страна моя Россия»
«Мой город, поселок, село: органы власти управления» Март 2014
Объяснить грамотность написания заявлений, заполнения бланков, оформление юридических документов. Бланки, деловые письма, заявления, ходатайства, юридические документы
Понятие: юридические документы
Виды и формы деловых писем, заявлений, оформление юридических документов Апрель 2014
Дать представление о видах сбербанков. Рассказать о видах вкладов. Изучить основные права и обязанности вкладчиков. Сбербанк
Права и обязанности вкладчиков
«Сберегательная книжка - что это» Май 2014
Дать представление о службах коммунального хозяйства, о видах коммунальных услуг Службы коммунального хозяйства
Коммунальные услуги их стоимость
«Как платить за жилье» Июнь 2014
Провести текущий контроль уровня правовых знаний Тестирование Июнь 2014
Объяснить значение «уголовная ответственность» Знакомство с уголовным кодексом
Кража
Хулиганство, разбой Сентябрь 2014
Научить поддерживать благоприятные отношения с окружающими «Я и мои соседи»
«Ты мой сосед - давай дружить»
«Соседи тоже люди» Сентябрь 2014
Объяснить значение «потребительская корзина», научить применять действие закона на практике Делаем покупки.
«Потребительская корзина – что это?»
Закон о защите прав потребителей. Октябрь 2014
Дать представления о семье и браке. Объяснить как стать настоящими родителями. Научить планировать семейный бюджет. Семейное законодательство.
Законы о семье и браке. Материнство и отцовство.
Бюджет семьи. Ноябрь 2014
Рассказать о видах пенсий, пособий, дотаций
Раскрыть понятие «пенсия по инвалидности». «Пенсия - что это?»
Виды пенсий, пособий, дотаций, льгот.
Закон о пенсиях по инвалидности. Декабрь 2014
Объяснить, почему необходимо говорить правду. Рассказать об ответственности за клевету. «Научись говорить правду»
Закон о клевете.
«Не лги мне» Январь 2015
Объяснить что представляет собой «Конституция», ознакомиться с основными правами человека. Дать представление о выборах. «Что мы знаем о Конституции?»
Закон о выборах. Права и обязанности избирателя.
«Все на выборы». Февраль 2015
Третий этап (март - май 2015 г.) - заключительный
Определить перспективы и пути дальнейшей работы по изучению и формированию правовой культуры воспитанников,
разработать методические рекомендации для педагогов, Анализ результатов исследования, соотношение результатов реализации проекта с поставленными целью и задачами. март 2015 Готовые методические рекомендации для педагогов по правовому воспитанию.
Выявить степень удовлетворенности воспитательно-образовательным процессом. Организация круглого стола «Мир моих прав» Апрель 2015 Встреча участников проекта обсуждение дальнейшего плана работы
Выявить уровень знаний и умений Тестирование воспитанников. Составление графиков. Май 2015 Итоговая диагностика знаний и умений воспитанников. Выпуск памятки выпускника «Помощь в решении проблем»
План имеет ориентировочный характер и может изменяться и корректироваться.
12. Конечный продукт проекта.
В рамках данного проекта предусмотрено :
• приобретение знаний по правовому воспитанию;
• умение применять на практике полученные знания;
• улучшение социальной адаптации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в обществе с помощью полученных знаний по правовому воспитанию;
• повышение правовой грамотности и уровня информированности;
• снижение уровня социальной изоляции умственно отсталых детей;
• умение применять навыки, приобретенные в процессе реализации проекта;
• умение самостоятельно решать свои проблемы;
• умение принимать помощь;
• владение культурой обращения за помощью;
• сплочение коллектива через участие в совместной деятельности.
13 Критерии оценки эффективности реализации проекта
Эффeктивность реализации данного проекта определялась следующими показателями (критериями) :
- было проведено анкетирование и тестирование вoспитанников, непосредственно участвующих в реализации прoекта – 6 человек (2 мальчика, 4 девочки) Все воспитанники оценили участие в проекте как нужное и пoлезное мероприятие.
Обобщенные резyльтаты анкетирования воспитанников.
Исследование уровня правовых знаний как показателя правовой культуры показывает, что 1% воспитанников (участников проекта) имеют низкий уровень сформированности правовых знаний, 45% - высокий уровень, 54% - обладает средним уровнем сформированности правовых знаний.
Графически результаты замеров по критерию «Уровень правовых знаний» представлены в диаграмме:
Результаты замеров по критерию «Уровень правовых знаний»
Оценка индивидуальных достижений воспитанников.
Оценка ставилась в баллах на основе диагностики методом опроса, беседы и обучающего эксперимента.
а - Знание 10 принципов Декларации прав ребенка д -повышение уровня ответственности за несоблюдение законов
б – Знание нормативных документов по вопросам прав е- Умение применять на практике полученные знания
в - повышение уровня правовой грамотности ж- умение самостоятельно решать свои проблемы
г- снижение уровня социальной изоляции з- умение принимать помощь
Аравийский Владимир
Гусарова Анна
Горчакова Ангелина
Ильченко Анастасия
Корягина Юлия
Гусаров Андрей
15. Риски и возможности проекта.
Прогноз возможных негативных последствий Способы коррекции
• сопротивление со стороны членов педагогических коллективов внедрению инноваций
• потеря интереса и мотивации педагогического коллектива и воспитанников детского дома-интерната к осуществлению эксперимента;
• замедленное развитие эксперимента,
• воспитанники не осознают потребности в правовых знаниях
• недостаток материально-технических ресурсов • просветительская работа с участниками эксперимента;
• поддержание интереса и мотивации педагогического коллектива;
• научно - методическое обеспечение реализации проекта;
• организация серии занятий, игр по правовому воспитанию, внедрение исследовательского подхода в изучении права;
• своевременное принятие управленческих решений.
Новизна проекта :
В основе проeкта лежит направленность на интересы воспитанников - будущих выпускников, решение круга правовых вопросов, напрямую затрагивающих их жизнь, их прямое участие в разработке планов мероприятий, делает проект привлекательным для воспитанников. Участие воспитанников в данном проекте позволяет проявлять самостоятельность и повышает самооценку.
- получение информации о готовности выпускников к преодолению трудностей социализации и интеграции в общество;
- определение «проблемных зон», которые требуют повышенного внимания со стороны педагогов.
В системе подготовки воспитанников к самостоятельной жизни уровень профессионализма и личноcтные качества специалистов имеют первостепенное значение. Социальный педагог несет ответственность за реализацию поэтапного плана реализации проекта.
Дальнейшее развитие проекта
Проведенное исследование позволило наметить дальнейшие пути эффективной организации правового просвещения среди воспитанников.
В ходе эксперимента стало ясно, что участниками проекта должны быть воспитанники более раннего возраста. Раннее правовое воспитание способствует быстрому становлению личности воспитанника, обладающей гражданскими чувствами, умеющей отстаивать свои права, адаптироваться к условиям окружающей жизни.
Список литературы
1. Баранов, В. Н. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание / В. Н. Баранов // Теория государства и права; под ред. В. К. Бабаева. - М. : изд. «Лань», 2003. - С. 301-319.
2. Олиференко Л. Я., Чепурных Е. Е. Инновации в работе специалистов социально-психологических учреждений. – М., 2001.
3. Права ребенка. Основные международные документы – М., 1992.
4. Технологии социальной работы : Учебник / Под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой. - М. : ИНФРА-М, 2004. – 400 с. – (Высшее образование).
5. Шакурова М. В. Методика и технология социальной работы социального педагога : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М., 2002.
6. Якушев А. В. Социальная защита. Социальная работа : конспект лекций. – М., 2007.
Интернет-ресурсы:
7.https/www.google.ru/
8.https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnogo-samoopredeleniya-detey-sirot-v-usloviyah-obschego-i-professionalnogo-obrazovaniya