Светлана Гричишкина
Социально-педагогический проект по пластилинографии с использованием сказкотерапевтических методов «Чудеса из пластилина»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Чудеса из пластилина»
Вид проекта : долгосрочный
Тип проекта : творчески-познавательный, информационный.
Срок реализации проекта : с сентября 2023 года по май 2024 года
Актуальность: Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений у детей с ментальными нарушениями, нами был организован проект художественной направленности основной идеей, которого является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники искусства – пластилинографии. Не менее актуально встал вопрос, как сделать такое обучение интересным и увлекательным, чтоб усваивание материала происходило легко, просто и ненавязчиво в форме игры или сказки, поэтому было принято решение остановиться на новой педагогической технологии сказкотерапии.
Публикация «Социально-педагогический проект по пластилинографии с использованием сказкотерапевтических методов „Чудеса из пластилина“» размещена в разделах
- Лепка. Проекты, проектная деятельность
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Поделки. Мастерим с детьми
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Проекты, планы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2023
Гипотеза: Предполагается, что использование нетрадиционной техники работы с пластилином - пластилинографии будет способствовать развитию мелкой моторики рук и творческих способностей детей, а благодаря использованию эффективной педагогической технологии - сказкотерапии дети в непринужденной форме вместе со сказочными героями научатся преодолевать разные трудности, научатся общаться с миром и друг с другом, сочувствуя и сопереживая героям.
Цель проекта : Развитие творческих способностей и мелкой моторики рук у детей с ментальными нарушениями посредством нетрадиционной творческой деятельности пластилинографии и современной технологии сказкотерапии.
Задачи:
•Развивать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии, развивать изобразительную деятельность детей.
•Осваивать основные приемы пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);
• Развивать мелкую моторику ;
•Снижение уровня тревожности, развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
• Формировать умение принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию;
• Формировать умение обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета;
•Применять в работе с детьми приёмы, используемые в сказкотерапии.
Предполагаемый результат:
для детей:
•улучшится мелкая моторика и координация движения рук.
•улучшатся коммуникативные навыки с помощью техники по пластилинографии.
•улучшится творческая активность, усидчивость, память, внимание, воображение и аккуратность при работе с пластилином.
для педагогов:
• сформируются навыки владения технологией педагогического проектирования в работе с детьми с нарушением интеллектуального развития.
Средства достижения поставленных задач:
• Пластичный материал (разноцветный пластилин).
•Дополнительные предметы для декорирования (бусины, палочки, трубочки, колпачки, стержни и др.).
•Коллекции раскрасок, иллюстраций.
•Образцы работ, фотографии.
•Таблицы с технологическими карточками способов лепки.
•Использование здоровьесберегающих технологий: физкультминутки, пальчиковые игры.
•Чтение художественных произведений, потешек.
•Музыка.
Условия реализации проекта :
• Создание комфортной психологической обстановки.
• Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей с нарушением интеллектуального развития.
• Создание условий для развития творческой, познавательной, речевой и эмоционально-волевой сферы.
• Создание условий для развития коммуникативности, успешности, инициативы детей с нарушением интеллектуального развития на основе сотрудничества со взрослыми.
• Использование интересных и эффективных методов и приемов работы с использованием сказкотерапевтических методов
Продукт проекта :
• Выставка творческих работ детей.
• Оформление презентации проекта «Чудеса из пластилина».
Структура проекта
Несколько этапов формирования навыков пластилинографии и задачи по каждому из них.
№ ЭТАП Задача перед ребёнком
1. Подготовительный – Освоить прием надавливания.
– Освоить прием вдавливания.
– Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.
– Освоить правильную постановку пальца.
– Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.
– Научиться работать на ограниченном пространстве.
2. Основной – Научиться не выходить за контур изображения.
– Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
– Использовать несколько цветов пластилина.
– Научиться пользоваться специальной стекой.
– Научиться доводить дело до конца.
– Научиться аккуратно, выполнять свои работы.
– Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми.
– Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий.
– Научиться действовать по образцу воспитателя.
– Научиться действовать по словесному указанию воспитателя.
3. Итоговый – Самостоятельно решать творческие задачи.
– Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
– Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
Календарно-тематический план занятий по пластилинографии с использованием сказкотерапевтических методов.
на 2023 – 2024 учебный год
Неделя Тема Цели
Сентябрь –русская народная сказка «Репка»
1-я «Солнышко посвети, репка быстрей расти» Познакомить детей с некоторыми приемами использования пластилина : раскатывание тонких колбасок, сгибание, отщипывание, сплющивание, прижимание к картону.
2-я «Расти репка крепкая, да вкусная» Учить размазывать пластилин по изображению репки, закреплять умение не выходить за контуры, развивать силу пальчиков при надавливании. Воспитывать творческое воображение.
3-я «Украсим внучке платье» Учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм.
Продолжать обучать детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина.
Продолжать обучать прикреплять «горошины» на расстоянии друг от друга.
Развивать мелкую моторику пальцев.
Октябрь- русская народная сказка «Колобок»
1-я «Колобок, румяный бок» Продолжать учить отрывать маленькие кусочки пластилина, прикреплять их к основе и размазывать пальцем. Закреплять навыки отрывать кусочки. Развивать глазомер. Воспитывать умение видеть красоту.
2-я «Катится наш колобок по зеленой травке- муравке» Учить из тонких столбиков, создавать образ зеленой травки, закреплять умение раскатывать столбики и прикреплять их к картону. Развивать силу пальчиков, координацию движений.
3-я «Осень в сказку пришла, чтоб порадовать колобка» (коллективная работа) Учить создавать образ осеннего дерева. Продолжать учить отрывать маленькие кусочки пластилина, прикреплять их к основе и размазывать пальцем. Закреплять навыки отрывать кусочки. Развивать глазомер. Воспитывать любовь к красоте природы.
Ноябрь – сказка «Яблоко» В. Сутеева
1-я «Наливное яблочко» Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых фруктов, передавать их природные особенности, цвет. Напомнить детям о свойствах пластилина : мягкий, податливый, продолжать знакомить детей с приемом пластилинографии – вливания одного цвета в другой.
2-я «Колючий ёжик не головы не ножек» Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (отщипывания, раскатывания).
3-я «Шубка для зайки» Закреплять приём - размазывания (в разных направлениях).
Продолжаем учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина.
Развивать мелкую моторику пальцев.
4-я «Елочка» Развивать умение создавать выразительный и интересный образ знакомых предметов (елочка, продолжая знакомить детей с приемом раскатывания. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, закреплять умение работать по контуру. Развивать детское творчество.
Декабрь- сказка В. Сутеева «Ёлка»
1-я «Снег, снежок белая метелица» Беседа с детьми о зиме. Формирование эмоционального восприятия окружающего мира. Закреплять приемы работы с пластилином – отщипывания, скатывания, сплющивания. Развитие мелкой моторики рук. Развитие эстетического вкуса.
2-я «Новый дом для зайчонка»
(коллективная работа) Закрепление приема раскатывания колбасок, жгутиков разной длины. Поощрение самостоятельности, оригинальности в создании домика из пластилина.
3-я «Новогодняя открытка» Создавать лепную картинку с выпуклым изображением. Развитие творческого воображения детей при украшении елочки, снеговика. Развитие мелкой моторики рук.
4-я «Зверюшки украшают новогоднюю ёлку»
(новогодние шары) Учить детей создавать композиции на основе интеграции рисования и пластилинографии.
Продолжать обучать детей размазывать пластилин по всей основе, не выходя за контур.
Развивать согласованность в работе обеих рук.
Январь- сказка «Снеговик»
1-я «Зимушка-зима все деревья замела» Расширение представлений о зиме, закрепление зимних признаков. Формирование интереса детей к зимним явлениям (снегопад, рассматривание деревьев на участке после снегопада, изображение их посредством приемов пластилинографии.
2-я «Снеговик» Закреплять практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Продолжать учить различать предметы по величине. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (раскатывания и сплющивания). Поощрение инициативы детей украсить знакомый образ.
3-я «Снегирь» Закреплять умение размазывать пластилин по изображению,не выходя за контур. Развивать силу пальцев рук,умение соединять цвета. Расширять представление детей о зимующих птицах. Воспитывать любовь к родной природе.
Февраль- русская народная сказка «Заюшкина избушка»
1-я «Зайка» Совершенствовать технические и изобразительные навыки, закреплять умение работать по контуру. Развивать детское творчество, побуждать детей самостоятельно подбирать нужный цвет, сопоставлять размер (длинные уши, развивать мелкую моторику рук.
2-я «Краса лисьего хвоста» Развивать практические умения и навыки детей при создании хвоста сказочному персонажу (лисе) посредством пластилинографии. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (отщипывания, раскатывания, продолжать формировать умение создавать выразительный образ, через разные приемы лепки.
3-я «Мы избушку смастерим для лисы и зайца» Формировать у детей желание помогать персонажам сказки, сопереживать, сочувствовать. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином : отщипывать, скатывать разные по длине колбаски (длинные и короткие). Самостоятельность в выборе цвета материала.
4-я «Петушок» Продолжать учить раскрашивать перья хвоста петушка приёмом размазывания. Формирование навыков самостоятельной работы. Воспитывать аккуратность при работе с пластилином
Март- русская народная сказка «Три медведя»
1-я «Цветы для мамы медведицы» Беседа о празднике 8 марта. Закреплять умение создавать поделку,используя различные приёмы. Развитие мелкой моторики рук, творческое воображение.
2-я «Медвежонок Мишутка» Учить детей размазывать пластилиновый шарик, создавая шубку медвежонка
Закреплять умение детей способом размазывания создавать вертикальные линии сверху вниз, создавая водоросли в аквариуме.
Закреплять умение детей способом надавливания создавать камешки в аквариуме. Развитие мелкой моторики рук. Учить доводить дело до конца.
3-я «У медвежат в лесу набухают почки – распускаются листочки» Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе, растениях, познакомить детей с приметами весны. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином : отщипывать, скатывать разные по длине колбаски (длинные и короткие – веточки дерева, в своей работе пытаться передать характерные особенности, строение (ствол, толстые и тонкие ветки, скатывать комочки (почки, размещать их по всему дереву. Поощрять самостоятельность в правильном выборе цвета материала.
4-я «Веселый зонтик для Мишутки» Беседа о весне. Формирование интереса к весенним явлениям – капели, таянию снега. Продолжать воспитывать у детей умение создавать знакомый образ посредством знакомых приемов пластилинографии.
Апрель- сказка И. Ревю «Долгожданный Апрель»
1-я «Красивый хвостик у бельчонка» Напомнить детям о свойствах пластилина : мягкий, податливый, познакомить детей с приемом лепки заданного образа – сворачивании (скручивании) колбаски, развитие инициативы, творческих проявлений при оформлении работы.
2-я «Мудрая сова» Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии, развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (отщипывания, размазывании, работе внутри контура, развитие эстетического вкуса при оформлении работы.
3-я «Разноцветный хвост петушка» Формировать интерес к окружающему миру. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином : отщипывать, скатывать разные по длине колбаски (длинные и короткие - ножки, прием размазывания внутри контура. Развитие детского творчества.
Май- сказка К. Ушинского «Пчёлки на разведках»
1-я «Пчёлки» Напомнить детям о свойствах пластилина : мягкий, податливый, продолжать знакомить детей с приемом пластилинографии – размазывание внутри контура. Развивать фантазию, творчество.
2-я «Ягодки вишенки» Продолжать учить создавать объёмную картину. Закреплять приёмы пластилинографии- сворачивании (скручивании) колбаски, размазывание внутри контура. развивать цветовое восприятие. Воспитывать любовь к природе.
3-я «Жёлтые одуванчики» Закрепление умений и способов работы с пластилином в технике пластилинография. Диагностика по изо - деятельности (лепка).