Ершова Александра
Социально-педагогический проект «Игрушки из деревенского сундучка»
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-педагогический проект
Содержание работы.
Введение. 3-4
Теоретическая (реферативная) часть…4
Проектная часть…. 5-6
Заключение. Внедрение педагогического проекта. Оценка эффективности
проекта. …. …. 6-7
Приложение. ….… 8-10
Введение.
Цель:
Содействовать обеспечению полноценного взаимодействия ДОУ с семьёй по реализации образовательных областей «Социализация», «Познание», «Художественное творчество».
Задачи:
Публикация «Социально-педагогический проект „Игрушки из деревенского сундучка“» размещена в разделах
1. Уточнить и расширить знания детей и родителей о народных игрушках, воспитывать желание рассматривать народные игрушки, самостоятельно отмечая и называя её детали.
2. Упражнять детей в сравнении предметов по величине, цвету,высоте, ширине, способствовать координации руки и глаза.
3. Развивать способности детей в художественном творчестве, украшая элементы костюмов (налепы, передача цветового ритма, рисование прямых линий и округлых форм.)
4. Способствовать формированию эстетического вкуса, бережного отношения к народным игрушкам.
5. Содействовать обогащению родительского опыта практическими знаниями и умениями
Актуальность:
Рост интереса к проблемам семейного воспитания в нашей стране связан с новыми социально – экономическими условиями, кризисом института семьи. Важность и степень глубины роли семьи (родители, близкое окружение, значимые близкие) в воспитании ребёнка неоспоримы. Смена идеологических ориентиров или их отсутствие создают трудности, с которыми приходится сталкиваться современным родителям,так как им не хватает элементарной психологической грамотности для разрешения своих проблем. Поэтому часто наблюдается искажение детско – родительских отношений либо в сторону тревожности, либо отстранённости от ребёнка, переложение воспитательных функций на образовательные учреждения, развивающие центры.
Учебная и досуговая деятельность во многих семьях часто ставится во главу угла, тем самым родители склонны винить в проблемах и неудачах ребёнка самого ребёнка или тех специалистов, которые с ним работают.
Иногда родители стремятся приобрести для ребёнка большое количество книг, игр, пособий, но при этом не показывают варианты игры с новой игрушкой, проявляют пассивность в общении. В современных семьях ребёнок больше общается не с близкими, а с телевизором или даже с компьютером. Отсутствие у родителей воспитательских навыков, опыта и достаточного времени, необходимых для качественного взаимодействия с ребёнком, часто компенсируется родительской гиперопекой. Это приводит к накоплению негативных эмоций в отношении взрослых и детей, изменению общего климата в семье
Уровень современных научных знаний о ребёнке позволяет судить о раннем возрасте с точки зрения уникальности этого периода. Неслучайно ранние годы называют сенситивным периодом развития, когда закладываются основы интеллекта и мышления, высокой умственной активности. Именно по этому ранний возраст – важнейший стартовый период жизни человека.
В ранний период жизни ведущим видом деятельности ребёнка является предметная деятельность. Примитивные на наш взгляд действия, которыми занят ребёнок (бросает кубики, что- то строит из них, пытается большой шарик втолкнуть в малое отверстие, высыпает песок из ведра и. т. д., имеет исключительное значение для его интеллектуального развития. Благодаря этим действиям, ребёнок познаёт средства предметов, их количество, форму и. т. д. Так происходит накопление чувственного опыта.
Предлагаемый материал по знакомству детей с народной игрушкой способствует его расширению и многообразию.
Этапы проекта Проектные
мероприятия Срок Промежуточный результат
1 1 Анкетирование родителей по теме «Что мы знаем о матрёшке» (автор анкеты Зайцева Л. Е.) Апрель – май 2012 года
Выявить начальные знания родителей о народной игрушке.
2 Диагностика речевого и сенсорного развития детей (начало года).
(автор Т. И. Бабаева,
А. Г. Гогоберидзе). Прил № 1. Сентябрь 2012 года.
Определить и проанализировать уровни развития речевого и сенсорного развития.
3 Индивидуальные беседы с детьми и родителями Сентябрь 2012 года.
Способствовать возникновению интереса к народной игрушке, поисковой деятельности.
2 1 Непосредственно – образовательная деятельность. Образовательная область «Познание.»
- «День рождения матрёшки.»
- «Сестрички - матрёшки у самовара.»
- «Матрёшки и неваляшки» (интегрированного типа).
- «Игрушки из сундучка.»
- «Птицы над колыбелью»
- «Чудесный короб».
- «Посуда из бересты.»
- «Медвежата любят труд, молоточками куют».
- «Куклы необычные, взору непривычные.»
-«Лапти, да лапти мои.»
2 Непосредственно – образовательная деятельность. Образовательная область «Художественное творчество.»
- «Разноцветные дорожки для матрёшек.»
- «Нарядный платочек и фартук для филимоновской барышни.»
- «Новоселье у матрёшек» (интегрированного типа с конструированием).
-«Хвост с узорами– сапоги со шпорами.»
- «Украсим бочонок с мёдом для каргопольского медведя» (лепка).
- «Чудо - сахарница из бересты» (аппликация).
-«Украсим коврик лоскутками.»
3 Развлечения.
-"На сорокином дворе.»
- «Федорино горе.»
4 Открытие мини – музея матрёшки.
5 Информационные консультации для родителей.
- «Откуда к нам пришла матрёшка.» Прил № 3.
- «Матрёшка, матрёшка, откройся немножко.»
- «Искусство создания щепной птицы.»
6 Создание картотеки игр с матрёшкой.
Октябрь 2012г
Ноябрь 2012г.
Ноябрь 2012 года.
Декабрь 2012г.
Январь 2013г.
Январь 2013 г
Январь2013г.
Февраль 2013 года.
Февраль 2013 года.
Февраль 2013 года.
Октябрь 2012г.
Ноябрь 2012 года.
Ноябрь 2012г.
Декабрь 2012г.
Январь 2013г
Февраль 2013г.
Февраль 2013года.
Ноябрь 2012г.
.
Февраль 2013 года.
Декабрь 2012г.
Октябрь 2012г.
Ноябрь 2012г.
Февраль2013г.
Февраль 2013.
Вызвать интерес к матрёшке, желание взаимодействовать с ней.
Рассмотреть элементы костюма.
Показать способы игры с матрёшкой.
Упражнять в сравнении по высоте, цвету, размеру, назначению.
Познакомить с филимоновской игрушкой.
Рассматреть щепных птиц разных размеров.
Познакомить с каргопольской глиняной игрушкой.
Познакомить с назначением и свойствами берестяных изделий.
Рассмотреть многообразие богородских игрушек.
Игры с тряпичными куклами – самоделками.
Знакомство с прообразом современной обуви.
Упражнять рисованию прямых линий разного цвета и оттенка слева направо.
Закреплять передачу цветового ритма в костюме.
Закрепить знакомые способы постройки мебели.
Учить наклеивать круги и полоски в определенной последовательности.
Учить чередованию налепов определённых цветов.
Учить наклеиванию овальных форм.
Упражнять в нарезывании полоски бумаги на части по готовой линии.
Учить передавать мелодичность потешек с помощью филимоновских свистулек.
Закрепить назначение поделок из бересты, лоскутного шитья, тряпичных кукол – самоделок.
Привлечь родителей к пополнению экспонатов музея.
Расширить знания о традиционном русском сувенире.
Познакомить родителей с игрой с матрёшкой как классическим дидактическим материалом.
Познакомить с историей возникновения промысла.
Использовать игры с матрёшкой в разнообразных видах деятельности детей.
3 1 Выставка детских работ по художественному творчеству «Матрёшкины обновки.»
2 Фотостенд «Как мы играем с народными игрушками.»
3 Отсчёт на родительском собрании с мультимедийным сопровождением. «Что за чудо эти игрушки»
4 Итоговая диагностика детей по речевому и сенсорному развитию
(Автор - Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе.)
Март 2013 года.
Апрель 2013 года.
Апрель 2013 года.
Май 2013 года. Способствовать развитию навыков изо – творчества, формирование эстетического вкуса.
Наглядно представить использование народных игрушек в самостоятельной и игровой деятельности.
Проанализировать деятельность организаторов и участников проекта, подведение итогов проекта, разработка предложений по его дальнейшему развитию.
Определить и проанализировать уровни речевого и сенсорного развития знаний и умений, полученных детьми в ходе реализации проекта.
Заключение.
Внедрение педагогического проекта
Оценка эффективности проекта.
В настоящее время проект находится на стадии реализации на втором этапе. Однако уже у детей появился интерес к народной игрушке, желание её рассматривать. При использовании разнообразных игровых приёмов, создании игровых ситуаций дети упражняются в сравнении предметов по величине, цвету, высоте. С большим желанием дети украшают элементы костюма народных игрушек. Отмечается увеличение активного словаря детей, более грамматического оформления речи, её эмоциональности и выразительности.
В ходе проделанной работы проявилась высокая активность родителей группы. Например, 100 % семей участвовали в анкетировании по теме: «Что мы знаем о матрёшке.»,
72 %семей приняли участие в создании мини – музея матрёшки.
Опрос родителей показал, что деятельность по реализации проекта положительно влияет на установление доверительных отношений с педагогами и эмоционального контакта между родителями и детьми. Дети стали охотнее посещать ДОУ.
Организаторы и участники проекта отмечают, что начатая в данном направлении работа, существенно повышает конкурентность и имидж ДОУ «Медвежонок» в городе.