Марина Павельева
Социально-педагогический проект для воспитанников СРЦН «Дети против алкоголя»
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-педагогический проект «Дети против алкоголя!»
Паспорт проекта
Вид проекта : творческо-информационный.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники проекта : Воспитанники старшей и младшей стационарных групп ГКУ СРЦН «Надежда»
Актуальность.
Публикация «Социально-педагогический проект для воспитанников СРЦН „Дети против алкоголя“» размещена в разделах
- Наркотики, курение, алкоголь, ПАВ. Профилактика
- Проекты, проектная деятельность
- Социальные центры. Материалы для педагогов СРЦН
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2022
В последнее время всё чаще можно увидеть подростков в состоянии алкогольного опьянения, они перестали стесняться замечаний, огласки и т. д. Эта проблема касается всех. Все раньше и раньше подростки начинают употреблять алкоголь. Вначале за компанию, а затем и просто так, без причин. Частое употребление алкоголя становится вредной привычкой и может привести к раннему алкоголизму.
Подростковый возраст – это особый период в жизни человека, в это время закладываются основы физического и душевного здоровья, а молодой, незрелый организм особо чувствителен к действию токсических, ядовитых веществ.
Эта проблема актуальна и для нашего учреждения, ведь большинство наших воспитанников либо сами уже употребляли спиртное, либо проживают в среде пьющих родителей.
Основные причины употребления алкогольных напитков в подростковом возрасте:
-доступность алкогольной продукции;
-расширение ассортимента алкогольных напитков;
-негативный пример взрослых;
-отсутствие жизненных идеалов и стремлений у молодежи и подростков;
-скрытая реклама;
-проблема свободного времени
-нежелание принимать советы и помощь взрослых.
Цель.
-Профилактика алкоголизма в подростковом возрасте при совместной работе воспитателей и воспитанников ГКУ СРЦН «Надежда».
-Формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения подростков к употреблению алкогольной продукции.
-Формирование мотивации к здоровому образу жизни и профилактика алкоголизма у подрастающего поколения.
-Формирование потребности быть здоровым через отказ от употребления алкоголя и алкогольных напитков.
Задачи проекта :
- формирование знаний и представлений о негативном влиянии и последствиях употребления алкоголя;
- формирование навыков ответственного отношения к здоровью, умения противостоять внешнему социальному и психологическому давлению;
- формирование негативного отношения к алкоголю;
- обучение воспитанников навыкам сопротивления (умению говорить «нет») и умению распознавать опасные ситуации (в том числе групповое давление) путем обыгрывания ситуаций и проведения бесед;
-формировать у детей и подростков представление о социальных и психологических последствиях алкоголизма (в том числе пивного алкоголизма);
-определить меры профилактики употребления спиртных напитков;
- создать занятость детей в свободное время, предупреждение безнадзорности несовершеннолетних;
Предполагаемый результат.
1. Подростки осознают вред алкоголя и считают его вредной привычкой;
2. Воспитанники имеют представления о способах сохранения своего здоровья;
3. Формирование у подростков представлений об общих человеческих ценностях, здоровом образе жизни;
4. Получение знаний о вреде употребления алкоголя и способах отказа от него;
5. Активное участие воспитанников в мероприятиях по профилактике алкоголизации населения;
6. Повышение уровня информированности подростков по данной проблеме. Уменьшение числа подростков, злоупотребляющих алкоголем.
Воспитанники должны знать :
- болезни, связанные с употреблением алкогольных напитков;
- причины и последствия алкоголизма;
- вредное влияние алкогольных напитков на организм человека.
Воспитанники должны уметь :
- применять полученные знания на практике;
- вести активный здоровый образ жизни;
- уметь говорить «Нет»;
Воспитанники должны приобрести навык:
- работы в коллективе;
- высказывания своих мыслей;
- изучения научной литературы.
Методы :
-предоставление информации. Этот метод основан на информировании о конкретных ситуациях, представляющих опасность;
-воспитания противодействия к алкогольным напиткам. В этом подходе у детей формируются умения противостоять ситуациям, провоцирующим употребление алкогольной продукции, а также отрицательное отношение к употреблению алкоголя;
-тренинги позволяют подготовить ученика к ситуациям, когда его будут склонять к употреблению алкогольных напитков. Учитывая, что дети в основном сами выбирают себе друзей, необходимо создать у ученика потребность не вступать в контакт с теми подростками, которые имеют неоднократный опыт употребления алкогольных напитков;
-предоставление альтернативы. Если дети будут заняты какой-то интересной деятельностью, то у них не будет ни времени, ни желания употреблять алкогольные напитки. Детям предоставляется широкая возможность заниматься спортом, наукой, искусством и т. п. ;
-педагогические технологии, которые позволяют включить учеников в интересную, неконфликтную работу на уроке. Введение эффективных технологий, при которых каждый ученик будет успешным, позволит избежать девиантного поведения. Особое внимание следует уделить технологии оценивания.
-«мозговой штурм» - методика, используемая для выдвижения как можно большего количества разнообразных идей, развивающая творчество.
- ролевые игры - это небольшие сценки произвольного характера, отражающие модели жизненных ситуаций. В ролевых играх участникам предоставляется возможность показать существующие стереотипы реагирования в тех или иных ситуациях, разработать и использовать новые стратегии поведения, отработать, пережить свои внутренние опасения и проблемы.
Реализация мероприятий:
Беседа «Алкоголь и детский организм».
Цель: формирование навыков ЗОЖ и ответственного отношения к своему здоровью; сделать небольшой экскурс в историю происхождения алкоголя; расширять представления о вреде алкоголя.
Эпиграф к занятию «Пьянство- есть упражнение в безумии» (Пифагор).
Цикл занятий блока «Алкоголь» программы «Верный путь», дал ребятам возможность узнать об истории его происхождения, а также о смысле издавна известного выражения «вакханалия», узнать о том, как в древности в разных государствах наказывали алкоголиков. Воспитатель рассказал на примере опытов с крысами, как быстро происходит привыкание организма к алкоголю.
Мы с ребятами изучили статьи 6.10, 20.20, 20.21, 20.22 КоАП РФ, узнали как по закону наказывают лиц, употребляющих алкоголь и вовлекающих в его употребление несовершеннолетних.
Вместе, в ходе дискуссии, мы вспомнили как и на какие органы оказывает влияние алкоголь, закрепили знания просмотром мультипликационного фильма формата «Общее дело»- «Опасное погружение», в котором в очень доступной форме показано, какие органы подвергаются разрушению и изменению под действием алкоголя.
Дети завершили изготовление буклетов для акции «Дети против» (против вовлечения несовершеннолетних в распитие алкогольной продукции).
Волонтерская акция «Дети против!»
Цели:
1. Пропаганда здорового образа жизни;
2. Гражданско – патриотическое воспитание молодежи;
3. Формирование представления о негативных представлениях воздействия алкоголя на физическое и духовное здоровье человека.
Воспитанники и воспитатели ГКУ СРЦН «Надежда» организовали акцию по распространению в городе буклетов о вреде употребления алкоголя.
Акция «Не покупайте детям алкоголь!», которую провели волонтеры центра «Надежда», была адресована взрослым покупателям магазинов, торгующих спиртным. Ребята раздавали в руки, наклеивали на доски объявлений, раскладывали на прилавки листовки с призывом к взрослым не откликаться на просьбы подростков купить им спиртные напитки.
Необходимо помнить, что ответственность предусмотрена не только за продажу алкоголя и сигарет несовершеннолетним, но и для покупателя, который приобрел продукцию для передачи детям.
В магазинах, реализующих алкоголь, можно наблюдать ситуацию, когда продавец просит у покупателя паспорт, чтобы убедиться в его совершеннолетии, такие требования законны.
Волонтерами ГКУ СРЦН «Надежда» была проведена акция в рамках реализации программы «Верный путь», где воспитанники центра обращались к жителям города Поронайска:
УВАЖАЕМЫЕ ВЗРОСЛЫЕ!
Вы в ответе за нас – ДЕТЕЙ!
Не покупайте и не продавайте
подросткам алкоголь и табачные изделия!
АЛКОГОЛЬ И ТАБАК -УБИВАЮТ!
Взрослые, покупающие спиртные напитки для детей, не задумываются, чем может обернуться такая «помощь», откуда денежные средства, каким будет поведение подростков после распития спиртных напитков, что подростки могут стать жертвами преступлений и сами совершить противоправные действия.
Статьёй 6.10. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Наказание: Административный штраф в размере от 1500 до 3000 рублей.
Статьёй 6.23. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака.
Наказание: административный штраф в размере от 1000 до 2000 рублей
Совместное мероприятие с краеведческим музеем г. Поронайска «Вредные привычки»
В рамках проведения совместных мероприятий, воспитанники Центра «Надежда» посетили Поронайский краеведческий музей, сотрудники которого подготовили для них беседу «Вредные привычки».
Цель: дать представление о вредных привычках, их влиянии на здоровье человека; формировать сознательно отношение к своему здоровью; пропаганда здорового образа жизни.
Для ребят была подготовлена презентация «Вредные и полезные привычки», после просмотра которой состоялась беседа-диспут. Мы выясняли, что же такое «привычка», почему привычки делят на вредные и полезные, как вредные привычки, такие как курение, употребление алкоголя и наркотиков влияют на организм человека и особенно ребенка.
В конце беседы каждый ребенок получил красочный информационный буклет по пропаганде ЗОЖ и профилактике ПАВ.
Воспитательный час "Алкоголь и алкогольная зависимость"
С воспитанниками Центра был проведен воспитательный час на тему «Алкоголь - алкогольная зависимость»
Ребята сами сделали и показали презентацию «Алкоголь -яд», затем все вместе посмотрели видеоролик «Влияние алкоголя на организм».
Также воспитанниками были подготовлены доклады на данную тему.
Цели: воспитание здорового образа жизни, формирование устойчивого навыка неприятия алкоголя, умения активного противостояния пагубным привычкам.
Задачи.
1. Ознакомить воспитанников с материалами по истории развития алкоголизма, свидетельствующих о пагубных последствиях употребления спиртных напитков.
2. Воспитать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Сформировать знания, которые помогут учащимся укрепить свое здоровье. Привить активное отрицательное отношение к любым проявлениям пьянства, сформировать убеждение, что здоровье человека - личное и государственное богатство, а сохранение - его общественная задача.
3. Возбудить познавательный интерес воспитанников к проблемам : влияния алкоголя на организм человека, алкоголь как враг здоровья, семьи, общества и д. р.
Круглый стол «Новый год без вредных привычек»
С целью выявления среди воспитанников отношения к проблеме табакокурения, алкоголизма, наличия пагубных привычек в семьях детей, возможности первичной пробы табака и алкоголя, в ГКУ СРЦН «Надежда» был организован круглый стол.
Еще задолго до начала мероприятия ребята получили задание прочитать литературу, просмотреть интернет-ресурсы и подготовить интересующие по теме вопросы. Вопросы подростки записывали на листах и складывали в импровизированный «почтовый ящик». Во время круглого стола дети высказывались по проблеме, доставали вопросы из «почтового ящика», взрослые и ребята постарше отвечали на эти вопросы. О причинах и последствиях употребления алкоголя рассуждали сами воспитанники, дискуссия получилась очень оживленной и интересной. Мы взяли себе на заметку подобную форму мероприятия.
Видеопрофилактика: вредные привычки.
Цели:
• формирование у подростков представлений об общечеловеческих ценностях и здоровом образе
жизни, препятствующих вовлечению в наркогенную ситуацию;
• передача учащимся знаний о социальных и психологических последствиях ПАВ, с целью
устойчивого отказа от приема психоактивных веществ;
Регулярно в своей работе мы уделяем внимание такой важной проблеме, как профилактика ПАВ.
Воспитанникам были показаны видеоролики «Запретный плод», «О влиянии алкоголя на организм», «Вредные привычки». Проведены беседы о влиянии табакокурения и алкоголя на детский организм. Все вместе отвечали на вопросы викторины «Все о вредных привычках», а в завершении все рисовали рисунки по этой теме.
Заключение.
Профилактика алкоголизма требует осуществления разнообразных мер, препятствующих употреблению алкоголя. В основе профилактики алкоголизма лежит здоровый образ жизни, воспитательная работа с воспитанниками, противоалкогольная пропаганда. Большое количество подростков употребляет спиртные напитки. Это глобальная проблема нашей страны. Нужно сделать все, чтобы спасти человечество от хронического заболевания «алкоголизм». Нельзя мириться с прогрессирующем распространением пьянства, наносящего ущерб здоровью людей, а особенно детей.
Проблема алкоголизма нуждается в коллективном решении и требует осуществления широких социальных, педагогических, медицинских, правовых мер.
Список литературы
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Алкоголизм
2. Бабаян Э. Я., Пятов М. Д. Профилактика алкоголизма. -М., Медицина, 1981.
3. Волкова С. В., Бабенко Л. И. Методическое руководство по обеспечению первичной профилактики алкоголизма среди несовершеннолетних. М. : Издательство Твое время, 2003. 31 с.
4. Зайцев С. А. 100 вредных детских привычек и как от них избавится // Книжный дом, 2008;
5. Захаров Н., Горбовец А. Пить –или не быть! Вот в чем вопрос. Пиво как оружие массового поражения// ОБЖ. -2005.-№ 5.
6. Извекова О. Пивные дети // Аргументы и факты, 2003, август, № 34.
7. Короленко, Ц. П. Личность и алкоголизм/ Короленко Ц. П., Завьялов В. Ю. Новосибирск, Наука, 1998. - 165 с.
8. Простакова Т. М. Кризис подросткового возраста. // Феникс, 2009;
9. Тихомиров С. М. Первичная профилактика потребления алкоголя. Учебное пособие. –М., Армпресс, 2004.
10. Шаповалов К., Шаповалова Л. Употребление алкоголя и его последствия// ОБЖ. - 2006.-№ 10-12.