Ольга Головастая
Социально-нравственное направление. Формирование доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Главной задачей в социально-эмоциональном воспитании детей является формирование у дошкольников положительного отношения к себе, ко всем людям, развитие социальных чувств, взаимопомощи.
Важность проблемы очевидна, и именно в дошкольный период детства закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и окружающим. Работая в данном направлении, первое, что я использую такие качества как искренность, доброта, уважение, интерес, понимание в отношении к каждому ребенку и к коллективу детей в целом. Дети очень тонкие психологи, они чувствуют искренность и фальшь. Поэтому, важно с детьми выстроить цепочку взаимопонимания действий.
Публикация «Социально-нравственное направление, Формирование доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Дети приходят в группу, в которой уже существуют некоторые традиции, правила пришедшие из жизни многих детей. Например, девиз группы, который мы учим наизусть и объясняем значение каждого слова.
Лучистое солнышко не делится на части,
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья ты можешь, ты должен,
Ты в силах друзьям подарить.
В своей работе использую методы активного социально-психологического обучения. Одна из форм обучения детей старшего дошкольного возраста – занятия-тренинги
-- адаптационные;
-- социально-психологической компетентности;
--общения;
-- эколого-психологические.
Занятия с элементами социально-психологического тренинга провожу во всех режимных моментах в интересной и доступной для детей форме – это игра (игра-драматизация, сюжетно-ролевая, подвижная, словесная, дидактическая).
Читаю детям много литературных произведений, заучиваем наизусть, беседуем, учимся оценивать поступки героев, понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Предполагаю, что тем самым ребенок будет стремиться к совершенствованию.
Использую также методы:
- групповой дискуссии, когда дети высказывают свое мнение по тому или иному вопросу, а воспитатель анализирует, обобщает;
-анализа конкретных ситуаций, завершенных и незавершенных, литературных или жизненных. При этом понимаю, что, предлагая ситуацию из жизни детей своей группы, не называю истинные имена участников истории, чтобы не нанести психологическую травму кому-либо из воспитанников;
- метод проективного рисования, который позволяет детям графически или рисунком выразить свои чувства, переживания, мысли. Оценку рисункам не даю. Обращаю внимание лишь на то, как с помощью художественных средств передаются эмоциональные переживания.
Формированию дружественных взаимоотношений способствует прекрасно организованная предметно-развивающая среда. В которой ребята организуют совместную деятельность: игровую или продуктивную, познавательную, экспериментально-исследовательскую и т. д. Дети играют вместе и рядом, имеют возможность согласовывать свои действия в деятельности, постигают навыки сотрудничества, общения, взаимопомощи, заботы, внимания, сопереживания – основ гуманного взаимоотношения. Здесь более сильные, быстрые, успевающие помогают менее успешным, проявляют внимание и заботу к сверстнику.
Коллективные работы по продуктивным видам деятельности стараюсь планировать к праздникам, ко дню рождения детей. Это сотрудничество позволяет ребятам проявить свои наилучшие качества трудолюбия и дружбы, потому что эти произведения детского искусства украсят группу или будут подарены имениннику в день рождения. Также практикую, по решению детей, отмечать хорошие неординарные поступки ребят подарками их творчества.
Эффективным и немало важным считаю также метод рефлексии: вербальный и невербальный. Дети способны к самоанализу своих чувств, переживаний, мыслей, поступков, поведения, способности увидеть себя «со стороны».
Основная стратегия воспитания дружеских отношений это внимание и сопричастность к сверстнику, формирование чувства общности, видеть в сверстнике друга – фундамент, на котором строятся нравственные отношения. Формируя эти чувства, учу ребенка принимать и воспринимать чужие трудности и радости как свои (появление в семье новорожденного, приезд в гости бабушки или дедушки, желание поделиться вкусной конфетой, одной, но на вех, болезнь друга и т. д.)
Очень интересно проводить с детьми:
Занятия-интервью. Например, «Что значит быть членом семьи?», «Я частица своей семьи». Поясняю детям, что в буквальном смысле группа не семья, но она живет по правилам семьи, где все дружат, помогают друг другу, гордятся успехами и достижениями сверстников.
«Выбор друга». Предлагаю нарисовать себя сидящим за столом и рассадить «других членов семьи».
Коллаж «Моя группа». На изображенном космическом корабле с двумя иллюминаторами необходимо нарисовать себя и своего друга.
Портрет «Наша дружная семья» висит в группе.
Игра «Мои добрые дела». Предлагаю ребятам разрезные открытки. Потом они находят пару и ведут беседу и т. д.
Благодарим ритуалом Большой палец - вверх ; большой палец – вниз. Поощрение. Благодарности.
Также использую в своей работе систему игр и игровых заданий, содержание которых направлено к сверстникам, его внешности, настроению, действиям, поступкам. Замечательно «прижилась» у нас психологическая гимнастика – общение детей без слов с помощью жестов и мимики. Это общение исключает ссоры, споры, снимает напряженность, замкнутость, страх.
Языком игр являются условные сигналы. Я играю вместе с детьми, показываю образцы действий, комментирую происходящее, направляю внимание. В игру приглашаю только желающих, но ненавязчиво стремлюсь заинтересовать всех детей. Моя задача - поддержать каждого, показать, что все игроки не противники, не конкуренты, а равноправные партнеры, проявляющие доброжелательные отношения, внимание друг к другу. С проблемным ребенком в паре играю я. Если ребенок увлечен, переключаю его на игру со сверстниками, более доброжелательными по отношению к данному ребенку.
В трудной ситуации мягко вывожу ребенка из игры. Предлагаю какое-либо индивидуальное занятие. В конце игры предлагаю поблагодарить друг друга в виде какого-либо ритуала. Это способствует формированию сплоченности, комфортного самоощущения.
Метод музыкотерапии помогает снять усталость, напряженность.
Одним из обязательных условий является выполнение педагогом и детьми правил общения в группе. Детей знакомлю с ними постепенно в организованной и нерегламентированной деятельности. Правила формируются просто и доступно, их можно изобразить в виде схематических рисунков:
- быть доброжелательным дружелюбным (правило доброжелательности);
- говорить, что чувствуешь сейчас (правило здесь и сейчас);
- нет «дразнилкам» и «обзывалкам» (избегать оценок личности);
- стараться участвовать всем и во всем (правило активности);
- внимательно слушать друг друга (слушать и слышать);
- хранить секреты (соблюдать конфиденциальность);
Конечно, веду себя естественно и искренне. Принимаю и оказываю безусловную, теплую заботу о ребенке как о личности заслуживающей уважения. Высоко ценю каждого ребенка, вне зависимости от его личностных качеств. Дети любят, когда их называют ласково: ласточка, солнышко, цветочек, принцесса и т. д. В общении отсутствуют суждения и оценки. Я стараюсь идентифицировать себя с ребенком. Это позволяет мне взглянуть на ребенка с его точки зрения, понять и почувствовать его. В данной ситуации дети начинают делиться своими переживаниями, тревогами, проблемами, а их преодолеть легче, когда мы вместе.
Сплочению коллектива способствует также карта последовательности действий. Обязанности у нас меняются, решения принимаются коллегиально. Дети наделяют полномочиями своих друзей, выдвигают свою кандидатуру, обосновывая свой выбор.
Коллектива, дружбы в группе не может существовать без активного участия родителей. Родители – субъекты формирования доброжелательных отношений. Все наши цели и задачи, планы работы знакомы родителям. В тесном сотрудничестве мы стремимся к воспитанию нравственно здоровой личности ребенка.