Анна Разделкина
Социально — личностное развитие ребенка в процессе игровой деятельности
Социально - личностное развитие ребенка в процессе игровой деятельности
Подготовил педагог – психолог
МБДОУ «Детский сад присмотра
и оздоровления № 151» г. Саратова
Разделкина А. Э.
Наверное, все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается, и задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Публикация «Социально — личностное развитие ребенка в процессе игровой деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Способность общаться – это дар или то, чему можно научиться? Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя:
1. Желание вступать в контакт с окружающими;
2. Умение организовывать общение, включающее в себя умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;
3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.
Всему этому надо учиться. Умение не приходит к человеку само собой, оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение. Однако наша задача, взрослых, может помочь ребенку в этом нелегком труде. Ребенок учится в семье, в детском коллективе и в общении со взрослыми - родителями, воспитателями, педагогами. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития малыша. Конечно, количество социальных контактов ребенка зависит от темперамента, но большинство маленьких детей пытаются установить дружеские контакты со сверстниками. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из - за неумения организовывать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Часто это приводит к снижению самооценки, замкнутости, возрастанию робости в контактах. Задача взрослого помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.
В процессе постепенного приобщения ребенка к обществу у него постепенно формируется спокойное и адекватное отношение к общению развиваются необходимые навыки общения, совершенствуется речь.
Я предлагаю игры, которые помогут вам развить коммуникативные способности у детей младшего и среднего дошкольного возраста. В игре дети учатся помогать друг другу, учатся проигрывать. В игре формируется самооценка. Играя, дети помогают друг другу овладеть определенными физическими, когнитивными и социальными навыками.
«Дружба начинается с улыбки»
Сидящие или стоящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему самую добрую, какая есть, улыбку, по очереди.
«Комплименты»
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что - то похвалить. Принимающий похвалу кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение продолжается по кругу.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:
1. Некоторые дети не могут сказать комплимент, им просто необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «сладкое», «цветочное»
2. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.
Игра «Слепой и поводырь»
Упражнение в парах. Один из участников – «слепой», второй – его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия, которые созданы заранее (столы, стулья, дети) У «слепого» завязаны глаза. Цель «поводыря» – провести его так, чтобы он не споткнулся и не упал, не ушибся. После прохождения маршрута можно поменяться ролями. Для повышения интереса можно менять маршрут.
Эта игра способствует развитию доверия друг к другу и развитию чувства безопасности по отношению к другим людям. После игры желательно обсудить ее ход, спросить, что он чувствовал, будучи «слепым» и «поводырем», в какой роли было более уютно, что хотелось сделать во время игры, как изменить ситуацию и т. д.
Весёлая игра «Прогулка в зоопарке»
Эта игра может быть и парной, и индивидуальной.
Перед ребенком стоит задача вытащить из коробки или мешочка фигурку какого-либо животного и изобразить его так, чтобы родитель или другой ребенок угадал, что это за животное. Показывать животных можно и индивидуально. При показе нужно изображать характерные черты животных.
Примеры животных: лягушка, заяц, кошка, олень, лошадь, медведь, змея, лиса, черепаха, белка, курица.
Вариант игры в командах. Одна команда, достав из мешочка животное, изображает, как оно двигается, а вторая команда, угадав это животное, озвучивает его, изображая голос животного.
«Разговор с руками»
Цель: научить детей контролировать свои действия.
Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно, но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.
Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.
Игра – беседа «Объясни поступок»
Цель: развивать представление детей о добрых и плохих поступках с опорой на сюжетные картинки; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать доброжелательность и чуткость у детей.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход игры:
Дети играют в парах. Каждой паре воспитатель предлагает сюжетную картинку. Дети рассматривают картинку, описывают, что видят и оценивают поступок, и обсуждают его вслух.
Игра – беседа «Самые хорошие поступки»
Родитель и ребенок делятся информацией о том, какой хороший поступок они совершили сегодня, и рассказать о нем. Эту игру можно проводить в конце дня и она может стать хорошей семейной традицией.
Я постаралась описать лишь небольшую часть игр, в которые могут играть родители дома вместе со своими детьми. Также можно использовать и другие игры направленные на развитие социализации ребенка, коммуникации, внимания, положительного отношения к себе и к другим.