Анна Бутусова
Социально-коммуникативный кейс «Этикет». Картотека игр по этикету
▼ Скачать + Заказать документы
В состав социально – коммуникативного кейса «Этикет» входят:
- картинки, с изображением проблемных ситуаций (аккуратность и опрятность, правила приветствия, правила поведения за столом, правила поведения в общественном транспорте);
- дидактические игры на липучках;
- настольные игры;
- специализированные игры и пособия;
- карточки, альбомы и плакаты с загадками, стихами, советами;
- атрибуты к ролевым играм;
- раскраски с фломастерами и цветными карандашами;
Публикация «Социально-коммуникативный кейс „Этикет“, Картотека игр по этикету» размещена в разделах
- Вежливость, этикет. Игры, дидактические пособия
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- диски или флэш – накопители (ИКТ) с интерактивными играми и аудио сопровождением.
Цель данного кейса : обучение детей элементарным общепринятым нормам и правилам поведения в обществе.
Задачи:
- научить детей основам эстетического отношения к своей внешности;
- дать понять, что внешность человека играет не последнюю роль в жизни;
- продолжать закреплять знание культурно – гигиенических правил;
- формировать основы культуры речевого этикета (приветствия, прощания);
- способствовать воспитанию доброты и положительного отношения к окружающим;
- познакомить детей с главными правилами столового этикета;
- способствовать усвоению правил культуры еды;
- закрепить знания детей о предметах сервировки стола;
- формировать и расширять у детей представления о правилах поведения в общественном транспорте;
- побуждать детей к использованию в речи вежливых форм обращения;
- воспитывать уважение к незнакомым взрослым и сверстникам.
Создание проблемной ситуации.
Проблемная ситуация может содержаться в картинке – иллюстрации, в этикетной задачке, в настольных, дидактических или ролевых играх, а также в обучающих презентациях.
1. Игра «Наведи порядок».
Цель: формирование навыков соблюдения порядка и чистоты.
Задачи:
- учить последовательно, убирать вещи на свои места;
- развивать память, мышление, наблюдательность и мелкую моторику рук;
- воспитывать аккуратность, ответственность и уважение к труду других людей.
Материалы: два игровых поля, на которых изображены холодильник и шкафы трех видов – вещевой, посудный, для игрушек; картинки на липучках, в виде продуктов, одежды, посуды и игрушек.
Ход игры: детям предлагается разложить (прикрепить) все предметы по местам.
2. Игра «Полезные и вредные привычки».
Цель: закрепление знаний о культурно – гигиенических нормах и правилах.
Задачи:
- систематизировать знания детей о полезных и вредных привычках, их влиянии на здоровье;
- развивать внимание, память, мышление и мелкую моторику пальцев рук;
- развивать познавательную и речевую активность детей.
Материалы: два игровых поля (полезные привычки и вредные привычки); карточки для раскладывания (на липучках).
Ход игры: правильно прикрепить необходимые карточки на оба поля.
3. Игра «Предметы гигиены».
Цель: закрепление знаний о культурно – гигиенических нормах и правилах.
Задачи:
- формировать знания и представления о предметах личной гигиены;
- развивать устойчивый интерес к правилам и нормам здорового образа жизни;
- развивать внимание, память, мышление и мелкую моторику пальцев рук;
- развивать познавательную и речевую активность детей.
Материалы: игровое поле (предметы гигиены); карточки для раскладывания на липучках.
Ход игры: дети раскладывают карточки и объясняют, что они означают.
4. Игра «Почини одежду».
Цель: формирование бережного отношения к вещам.
Задачи:
- развивать аккуратность и опрятность;
- развивать зрительное восприятие;
- развивать логическое мышление и внимание;
- развивать мелкую моторику пальцев рук.
Материалы: листы А 4 с предметами одежды, на которых имеются пробелы (дырки); заплатки, нужного размера и цвета (на липучках).
Ход игры: детям необходимо разложить заплатки по нужным местам.
5. Лабиринты (авторское).
Цель: закрепление знаний о культурно – гигиенических нормах и правилах.
Задачи:
- развивать культурно – гигиенические навыки;
- развивать зрительно – пространственную ориентировку на листе;
- развивать логическое и пространственное мышление;
- развивать зрительное восприятие;
- развивать концентрацию внимания.
Материалы: два игровых поля с лабиринтами для мальчиков и девочек.
Ход игры: детям предлагается провести грязного мальчика или девочку по лабиринту до ванны.
6. Игра «Мамино настроение» (авторское).
Цель: прививать детям основы эстетического отношения к своей внешности.
Задачи:
- формировать культурно – гигиенические навыки;
- дать понять детям, что внешность и опрятность человека играет важную роль в общении с другими людьми;
- развивать зрительное восприятие, логическое мышление и внимание;
- развивать умение распознавать эмоции других людей.
Материалы: два игровых поля с изображением ребенка (чистого и грязного); две фигурки мамы (на липучках, с разным настроением (веселая и сердитая).
Ход игры: детям необходимо подобрать фигурку мамы по отношению к ребенку (грязному или чистому).
7. Игра «Большая стирка».
Цель: формирование понятия «опрятный внешний вид».
Задачи:
- развивать культурно – гигиенические навыки;
- развивать логическое мышление, восприятие, внимание и речь.
Материалы: на игровом поле изображены два кармашка на липучках в виде стиральной машины и в виде вещевого шкафа; карточки с грязной и чистой одеждой.
Ход игры: необходимо разложить карточки с изображением грязной одежды в стиральную машину, карточки с изображением чистой одежды – в шкаф.
8. Игра «Что сначала, что потом».
(эта игра есть и в интерактивном виде на флэш – накопителе).
Цель: формирование понятия «опрятный внешний вид».
Задачи:
- развивать опрятность и аккуратность;
- развивать логическое мышление;
- развивать внимание и связную речь.
Материалы: четыре последовательные картинки с изображением девочки делающей себе прическу в виде хвостиков.
Ход игры: необходимо разложить картинки по порядку : что зачем идет и объяснить.
9. Игра «Сделай прическу».
Цель: формирование понятия «опрятный внешний вид».
Задачи:
- закрепить культурно – гигиенические навыки ухода за волосами;
- упражнять детей в завязывание резинок для волос;
- развивать мелкую моторику пальцев рук.
Материалы: лицо девочки с длинными неухоженными волосами (нитки); разноцветные резиночки.
Ход игры: детям необходимо сделать девочке прическу, с помощью резиночек.
10. Ролевая игра «Чистюля» (авторская игра для детей с нарушением зрения).
Цель: закрепление знаний о культурно – гигиенических нормах и правилах.
Задачи:
- развивать тактильную чувствительность пальцев рук;
- учить детей понятиям «предметы личной гигиены» и «предметы общего пользования»;
- развивать мышление, память, внимание и восприятие.
Материалы: тканевый мешочек; зубная щетка; зубная паста; рулон туалетной бумаги; расческа; мыло; мочалка.
Ход игры: все предметы гигиены находятся в тканевом мешочке. Дети по очереди просовывают руку в мешочек и на ощупь находят один предмет, обследуют его и называют. Затем вытаскивают и кладут на стол. Когда все предметы выложены на стол, дети делят их на две группы: предметы личной гигиены и предметы общего пользования.
11. Игра «Сервировка стола».
Цель: закрепление знаний детей о предметах сервировки стола.
Задачи:
- учить детей правильно сервировать стол;
- учить детей правильно называть и узнавать предметы сервировки.
Материалы: картинка А4 с изображением правильной сервировки стола; картинка А4 пустая с липучками в определенных местах; предметы сервировки плоскостные на липучках.
Ход игры: дети раскладывают предметы сервировки с помощью липучек. Затем проверяют себя с помощью картинки с изображением правильной сервировки стола.
12. Игра «Сравни картинки».
Цель: закрепление знаний детей о предметах сервировки стола.
Задачи:
- совершенствовать и систематизировать знания детей о сервировке стола;
- развивать логическое мышление, память, внимание, зрительное восприятие и речь.
Материалы: четыре картинки с изображением сервировки стола.
Ход игры: в каждой картинке, с изображением сервировки стола, допущена одна или несколько ошибок. Дети рассматривают картинку и называют предмет или место, где допущена ошибка и как можно ее, исправить.
13. Игра «Что, чем едят».
Цель: формирование знаний этикета за столом.
Задачи:
- формировать представления детей о том, каким способом употребляются различные блюда;
- развивать логическое мышление, внимание, память и зрительное восприятие;
- развивать мелкую моторику и связную речь детей.
Материалы: четыре игровых поля с изображением способов употребления различных блюд (рука, ложка, вилка, вилка и нож); карточки с изображением различных блюд и продуктов на липучках.
Ход игры: дети прикрепляют карточки с изображением определенных блюд и продуктов на поле, соответствующее тому или иному способу употребления пищи.
14. Игра «Определи на ощупь» (авторское пособие для детей с нарушением зрения).
Цель: формирование знаний этикета за столом, при помощи тактильных ощущений.
Задачи:
- дать детям представления о том, каким способом употребляются различные блюда;
- развивать тактильную чувствительность пальцев рук;
- развивать мышление, память, внимание и восприятие.
Материалы: повязка на глаза. Доска, с прикрепленными к ней липучками; игрушечные столовые приборы (ложка, вилка, нож); игрушечные тарелочки с различным содержимым (гречневая крупа, макароны, две половинки игрушечной котлеты).
Ход игры: Дети на ощупь определяют, что лежит на каждой из тарелок. Называют, чем едят гречневую кашу, макароны и котлету. Исследуют столовые приборы и прикрепляют их к определенным тарелкам с едой.
15. Игра «Вкусный завтрак».
Цель: закрепление знаний детей о предметах сервировки стола.
Задачи:
- совершенствовать и систематизировать знания детей о сервировке стола;
- развивать логическое мышление, память, внимание, зрительное восприятие и речь.
Материалы: игровое поле с теневым изображением предметов сервировки, различных продуктов и блюд; картинки с изображением продуктов, блюд и предметов сервировки (на липучках).
Ход игры: детям необходимо правильно подобрать картинку к тени и прикрепить ее с помощью липучек.
16. Тактильная книга «Правила поведения за столом» (авторское пособие для детей с нарушением зрения).
Цель: формирование умения вежливо и культурно вести себя за столом.
Задачи:
- учить детей правилам столового этикета;
- способствовать воспитанию желания быть культурным человеком;
- развивать тактильную чувствительность пальцев рук;
- развивать мышление, память, внимание и восприятие.
Материалы: тактильная книга, с изображением различных проблемных ситуаций и поучительных стихотворений о правилах этикета за столом.
Ход игры: дети рассматривают книгу, которую можно еще и потрогать. Некоторые элементы книги выполнены из различных материалов (мех, кожа, крупы, нитки и т. д.) Педагог – психолог читает стихи о правилах поведения за столом. Дети и психолог обсуждают увиденное и услышанное.
17. Рельефно – графическое пособие «Четвертый лишний» (авторское пособие для детей с нарушением зрения).
Цель: закрепление знаний детей о предметах сервировки стола и о понятии «опрятный внешний вид».
Задачи:
- учить детей правильно называть и узнавать предметы сервировки стола;
- развивать аккуратность и опрятность;
- формировать бережное отношение к вещам;
- развивать тактильную чувствительность пальцев рук;
- развивать логическое мышление, внимание, память, зрительное восприятие и речь.
Материалы: Книга содержит страницы с цветовым изображением различных предметов и страницы, на которых помещается контурное изображение этих же предметов, но выполненное на специальном приборе PIAF. Этот прибор используется для печати тактильной графики и придает контурному изображению выпуклость.
Ход игры: дети рассматривают картинки и называют лишний предмет. Дети с крайней степенью слабовидения обследуют выпуклые страницы книги на ощупь и тоже выделяют лишний предмет.
18. Игра «Правильно – неправильно» (авторское).
Цель: закрепление знаний о правилах поведения в общественном транспорте.
Задачи:
- уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения в общественном транспорте;
- формировать навыки доброжелательного отношения к окружающим людям и дисциплинированности;
- развивать память, мышление, внимание и речь.
Материалы: игровое поле, разделенное на две части – зеленая и красная; карточки с изображением правильного и неправильного поведения людей в общественном транспорте.
Ход игры: детям предлагается разложить карточки. На зеленое поле выкладываются карточки с изображением правильного поведения людей, на красное – с неправильным. Объяснить свой выбор.
19. Ролевая игра – песенка.
Цель: закрепление знаний о правилах поведения в общественном транспорте.
Задачи:
- уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения в общественном транспорте;
- формировать навыки доброжелательного отношения к окружающим людям и дисциплинированности;
- воспитывать в детях нравственно – эстетические чувства и эмоции.
Материалы: атрибуты для игры (платок, очки, кукла, шляпа, бусы, рюкзак, кепка, рожок с мороженым, банты); стулья (импровизация вагона поезда); флэш – накопитель с музыкальным сопровождением (минусовка песни «Мы едем, едем, едем…»); музыкальный центр или магнитофон; стихи к новой песне.
Ход игры: четверых детей наряжаются – бабушкой, женщиной с ребенком, мальчиком с рюкзаком и девочкой с мороженым. Остальные изображают пассажиров поезда. Все вместе поют песню под музыкальное сопровождение. После каждого куплета в вагон поезда входит кто – нибудь из наряженных детей. Дети вместе с педагогом – психологом обыгрывают несколько проблемных ситуаций и решают их.
20. «Культура поведения в транспорте» (игра с нанизыванием).
Цель: закрепление знаний о правилах поведения в общественном транспорте.
Задачи:
- уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения в общественном транспорте;
- формировать навыки доброжелательного отношения к окружающим людям и дисциплинированности;
- развивать память, мышление, внимание и речь.
Материалы: игровое поле со штырями (фломастерами) разного цвета (зеленого и красного); картинки с проблемными ситуациями по правилам поведения в общественном транспорте.
Ход игры: дети нанизывают картинки на штыри, в зависимости от ситуации (как можно и как нельзя себя вести) в общественном транспорте. На зеленый фломастер нанизываются картинки с правильным поведением, а на красный с неправильным.
21. Игра - планшет «Пассажиры» (ситуативная).
Цель: закрепление знаний о правилах поведения в общественном транспорте.
Задачи:
- уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения в общественном транспорте;
- формировать навыки доброжелательного отношения к окружающим людям и дисциплинированности;
- развивать память, мышление, внимание и речь.
Материалы: игровое поле, разделенное на две части. Одна часть представляет собой раскрытые двери в салон автобуса, другая – пассажирское сидение около окна; в нескольких местах игрового поля прикреплены магниты; фигурки людей разного возраста и разного вида (вид спереди, вид сзади).
Ход игры: разыгрываются разные проблемные ситуации:
- кто кому уступает место;
- кто первый выходит из автобуса;
- кто первый заходит в автобус;
- как можно вести себя в общественном транспорте и как нельзя.
22. Игра – планшет «Привет – пока!» (ситуативная).
Цель: закрепление правил культурного поведения в обществе.
Задачи:
- закрепить представления детей о правилах приветствия и прощания с другими людьми;
- развивать навыки общения с окружающими людьми;
- формировать основы культуры речевого этикета (приветствия, прощания);
- формировать навыки доброжелательного отношения к окружающим людям;
- развивать мышление, внимание, речь и мелкую моторику пальцев рук.
Материалы: игровое поле со специальными штыречками и липучками на разных сторонах поля; лицо мальчика – веселого и грустного; картинки с изображением – семьи, сверстников или друзей, разных взрослых людей; жгутики с прикрепленными на них картинками разных способов приветствия и прощания.
Ход игры: разыгрываются разные проблемные ситуации:
- с каким выражением лица надо здороваться с разными людьми;
- каким способом можно поздороваться с родными, со сверстниками, с чужими взрослыми людьми;
- каким способом можно попрощаться с с родными, со сверстниками, с чужими взрослыми людьми.
Дети самостоятельно прикрепляют жгутики к штыречкам и проговаривают свой выбор.
23. Ролевая игра «Поздоровайся по этикету» (авторское).
Цель: закрепление правил культурного поведения в обществе.
Задачи:
- закрепить представления детей о правилах приветствия других людей;
- развивать навыки общения с окружающими людьми;
- формировать основы культуры речевого этикета (приветствия);
- формировать навыки доброжелательного отношения к окружающим людям.
Материалы: фигурки людей (плоскостные) на веревочках или карточки с изображением людей разного пола и возраста.
Ход игры: дети делятся на пары. Каждый ребенок выбирает себе карточку или фигурку человека не глядя (вытаскивает из мешка). Одевают фигурки себе на шею. Каждая пара детей должна правильно поздороваться друг с другом. Например: мальчик и бабушка. Мальчик должен поздороваться первым и произнести правильные приветственные слова (Здравствуйте! Добрый день! и т. д.)
24. Игра «Разрезные картинки».
Цель: закрепление знаний о правилах этикета в обществе.
Задачи:
- закрепить представления детей о правилах приветствия других людей;
- уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения в общественном транспорте;
- закрепить знания детей о правилах поведения за столом;
- развивать логическое мышление, внимание, память, зрительное восприятие и речь.
Материалы: картинки с изображением проблемных ситуаций по правилам этикета разделенные на 4, 5, 6 частей.
Ход игры: дети собирают из частей целое.
25. Игра «Собери пазл».
Цель: закрепление знаний о правилах этикета в обществе.
Задачи:
- формировать основы культуры речевого этикета (Будь здоров);
- уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения в общественном транспорте;
- развивать логическое мышление, внимание, память, зрительное восприятие и речь.
Материалы: картинки с целостным изображением проблемных ситуаций; эти же картинки, разделенные на части – пазлы.
Ход игры: дети собирают из частей целое.
26. Игра «Найди противоположности» (авторское).
Цель: закрепление знаний о правилах этикета в обществе.
Задачи:
- закрепить знания о культурно – гигиенических нормах и правилах;
- закрепить знания детей о правилах поведения в общественном транспорте;
- закрепить знания детей о правилах поведения за столом;
- развивать логическое мышление, внимание, память, зрительное восприятие, речь и мелкую моторику кистей рук.
Материалы: ламинированное игровое поле с прикрепленными на нем липучками по краям; карточки с изображением разных ситуаций правильных и неправильных; маркер; губка.
Ход игры: картинки с различными противоположными ситуациями крепятся на липучках с разных сторон листа хаотично. Ребенок находит противоположные друг другу ситуации и соединяет их с помощью маркера. Объясняет свой выбор. Картинки можно поменять местами на свое усмотрение.
27. Игра «Подскажи словечко».
Цель: закрепление знаний о правилах речевого этикета в обществе.
Задачи:
- формировать основы культуры речевого этикета;
- закрепить представления детей о правилах приветствия других людей;
- закрепить знания детей о правилах поведения за столом;
- формировать навыки доброжелательного отношения к окружающим людям;
- развивать логическое мышление, внимание, память, зрительное восприятие и речь.
Материалы: картинки с изображением различных проблемных ситуаций.
Ход игры: дети рассматривают картинку и произносят фразы подходящие по смыслу к изображению. Объясняют свой выбор.
28. Игра «Что хорошо – что плохо».
Цель: формирование у детей представления о хорошем и плохом поступке, поведении, умения правильно оценивать себя и других.
Задачи:
- учить детей отличать хорошее поведение от плохого;
- содействовать накоплению у детей опыта доброжелательных взаимоотношений с окружающими людьми и природой;
- воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности;
- воспитывать внимательное отношение и любовь к людям и окружающему миру;
- развивать умение сотрудничества.
Материалы: картинки - пазлы с изображением хороших и плохих поступков.
Ход игры: в игру можно играть как коллективно, так и в парах или даже одному ребенку. Детям нужно рассмотреть картинки; подумать, какие из них иллюстрируют хорошие поступки, а какие – плохие; распределить картинки на две группы хорошо» и «плохо», прикрепляя их, друг к другу, как пазлы.
29. Раскраски.
Цель: закрепление и обобщение знаний о правилах этикета в обществе.
Задачи:
- закрепить знания о культурно – гигиенических нормах и правилах;
- закрепить знания детей о правилах поведения в общественном транспорте;
- закрепить знания детей о правилах поведения за столом;
- способствовать воспитанию желания быть культурным человеком;
-развивать творческие способности детей;
- учить детей правильно закрашивать поверхность, не допуская пробелов, правильно держать карандаш;
- развивать мелкую моторику пальцев рук.
Материалы: раскраски на различные проблемные ситуации; цветные карандаши; фломастеры.
Ход игры: дети раскрашивают понравившуюся раскраску на свое усмотрение.
30. Загадки, стихи, поговорки.
Цель: закрепление и обобщение знаний о правилах этикета в обществе.
Задачи:
- закрепить знания о культурно – гигиенических нормах и правилах;
- закрепить знания детей о правилах поведения в общественном транспорте;
- закрепить знания детей о правилах поведения за столом;
- способствовать воспитанию желания быть культурным человеком;
- развивать мышление детей;
- приучать детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству;
- помочь увидеть вторичные значения слов;
- формировать умения самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Материалы: карточки с загадками, стихами и поговорками на различные проблемные ситуации кейса.
Ход игры: дети слушают стихи, поговорки и отгадывают предложенные загадки.
31. Информационные – накопители (ИКТ) с обучающими презентациями и музыкальным сопровождением:
- интерактивная игра - презентация по правилам приветствия;
- обучающая презентация по правилам поведения за столом;
- обучающая презентация по правилам поведения в общественном транспорте;
- музыкальное сопровождение к игре – песенке («Мы едем, едем, едем…»);
- обучающая презентация о культурно – гигиенических нормах и правилах «Грязнуля» и т. д.
Подобные технологии способствуют развитию социально – коммуникативных навыков у детей с нарушением зрения. Развивают у детей потребность в доброжелательном отношении к другим людям, вызывают желание стать культурным человеком.