МААМ-картинки

Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством ранней профориентации

Оксана Попова
Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством ранней профориентации
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством ранней профориентации-через знакомство детей с профессиями специального назначения»

Социально-коммуникативное развитие детей является важной проблемой в педагогике.

Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

Публикация «Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством ранней профориентации» размещена в разделах

Социально-коммуникативное развитие – это процесс усвоения норм и ценностей, принятых в обществе; развитие и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками; формирование позитивных установок к различным видам труда; формирование основ безопасного поведения.

Социально-коммуникативное развитие

Социально – коммуникативное развитие дошкольника

направлено на решение следующих задач:

Формирование положительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой Родины.

Формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира «в быту, социуме, природе».

Овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно- моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

Развитие эмоционально – ценностного восприятия произведения искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы.

Решение всех этих задач возможно через раннюю профориентацию детей

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и ФГОС дошкольного образования.

Многие задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлены на:

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эформирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

.

То есть, ребёнок должен научиться включаться в социальную коммуникацию. Система ранней профориентации позволяет обучить дошкольников принципам построения коммуникации в социальной среде, так как формирует социальные и коммуникативные навыки и умения детей.

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

С какого возраста можно и нужно начинать работу по профориентации?

Специалисты по возрастной психологии тщательно изучали характеристики и особенности детей разного возраста. В результате многолетних исследований было выявлено, что 90 % показателей, составляющих характер человека, закладываются в возрасте до 34 месяцев после рождения, что соответствует 2,5-3 годам жизни ребенка. К концу 3 года жизни ребенка психологические, антропометрические и другие врожденные признаки получают максимальное проявление. К этому возрасту происходит окончательное формирование врождённых данных, которые нуждаются в развитии и могут быть или развитыми или нет.

Из этих данных становится понятно, почему работу по ранней профориентации желательно начать с 3-х лет Это связано с тем, что профессиональное самоопределение тесно сплочено с развитием личности на всех возрастных этапах, и именно данные возрастные периоды можно рассматривать как подготовительные, закладывающие основы для профессионального самоопределения в будущем. И от того, насколько взвешенно и последовательно ведется работа по профориентации детей, зависит, будут ли они испытывать трудности при выборе профессии в более старшем возрасте.

Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы, путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т. д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать, и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.

Главная цель ранней профориентации детей - это развитие эмоционального отношения ребенка к профессиональному миру, предоставление ему возможности проявить свои силы в различных видах деятельности, расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых.

Из всего следует, что процесс профориентации осуществляется не только для решения вопросов трудового воспитания и для обеспечения познавательного развития детей, а так же, как средство адаптации дошкольника к многообразию мира профессий и обособления его в нём.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире.

Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила нам основанием для разработки проекта: «Знакомство детей с профессиями специального назначения».

«Знакомство детей с профессиями специального назначения».

Цели проекта : формирование и расширение представлений детей об особенностях героических профессий людей : пожарный, полицейский,спасатель; обогащение социального опыта дошкольников через расширение представлений у них о профессиях специального назначения, формирование основ безопасного поведения в быту, в социуме; трудовое, патриотическое воспитание детей; формирование чувства долга, мужества, отваги.

Основные результаты реализации проекта связаны:

1. С позитивной динамикой в социальном развитии дошкольников;

2. С обогащением представлений детей о мире профессий спец. назначения;

3. С формированием знаний и умений о безопасном поведении в социуме, быту; с формированием личностных качеств;

3. С обогащением педпроцесса;

4. С положительным влиянием на родителей и педагогов.

Важными условиями социально-коммуникативного развития дошкольников через систему ранней профориентации являются :

грамотное оснащение и наполнение предметно-пространственной среды в группе, позволяющей включать дошкольников в разные виды культурных практик с целью формирования у детей представлений о трудовой деятельности человека, о разнообразии и особенностях ведущих профессий. Можно создать в группе «Центр профессий».(мы подобрали дидактические,настольно-печатные игры, художественные произведения, беседы, занятия, картотеки пальчиковых, подвижных, сюжетно-ролевых игр, видео-презентации, виртуальные экскурссии, развивающие мультфильмы,связанные с профессиями спец. назначения.)

Продуманная профессионально-ориентированная среда,откроет возможность для индивидуального раскрытия ребенка, его интересов и возможностей, позитивной социализации, научит взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, позволит каждому ребенку в действии познакомиться в доступной форме с профессиями.

Реализация проекта проводится по 3 направлениям:

• Приближение детей к труду взрослых. Это, когда педагог знакомит детей с профессией как на занятии, так и вне: рассказывает о труде взрослых с показом иллюстраций: что за профессия, где работает (о месте работы, во что одет, что нужно для работы, какими чертами должен обладать и т. п. А также, можно организовать в детском саду встречу с интересными людьми какой-то профессии;

• Приближение труда взрослых к детям;

• Это организованные экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий- на работе

(предприятии, учреждении). Данное направление считается наиболее действенным способом ознакомления детей с трудом взрослых, способствует накоплению ярких эмоциональных впечатлений.

• Совместная деятельность детей и взрослых.. К этому направлению работы с детьми относятся игровая и продуктивная деятельность.

• Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.

Работа над реализация нашего проекта включает разнообразные методы

Наглядные:

экскурссии

наблюдения

дидактические пособия

рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рисунков.

просмотр видеозаписей

демонстрационный материал

Словесные

• рассказ воспитателя

• беседы

• малые фольклорные формы

• художественнные произведения

• проблемные ситуации

• высказывания и

• сообщения

Практические – это:

• трудовые поручения

• обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.

• игровые обучающие

• ситуации

• сюжетно-ролевые игры

Игровые,

к которым относятся:

дидактические игры

игровые упражнения

игры с правилами

словесные игры

игры-воображения

игры-театрализации

сюжетно-ролевые игры

сюрпризные моментыы

Нужно отметить и группу методов, которая непосредственно способствует продуктивной детской деятельности. Это:

• показ

• объяснение

• обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.

• обсуждение труда и его результатов

• оценка

Профессии «полицейский», «пожарный», «спасатель», «врач» относятся к профессиям службы спасения. Люди этих профессий, ежедневно занимаются решением вопросов, связанных с сохранением здоровья и жизни людей, животных, попавших в трудную ситуацию. Задача взрослых создать условия для воспитания культуры безопасного поведения у дошкольников : познакомить детей с ситуациями опасными для жизни, развивать умение находить конструктивный способ выхода из сложившейся ситуации, воспитывать навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях, воспитывать потребность к здоровому образу жизни. Эти задачи мы так же решаем с детьми в проектной деятельности,создавая проблемную ситуацию, при рассматривание демонстрационного материала, при показе видео-презентаций, при чтении художественной литературы, при беседах. Участвуя в данных мероприятиях, дети приобретают

социальный опыт, формируют безопасное поведение в социуме.

• Отрабатывая мероприятия по проекту с использованием всех этих методов и приемов,

• мы стараемся донести до детей значимость работы, которую выполняют люди профессий спец. служб, расширить кругозор детей. Познакомить с тем, что данные профессии обладают важными качествами: дисциплинированность, смелость, самоотверженность, решительность, быстрая реакция, ответственность, физическая сила и выносливость, чувство товарищества,

заложить у детей основы нравственного воспитания: чувство ответственности и сопереживания, чувство товарищества и взаимовыручки. Сформировать у детей желание физически совершенствоваться, знать правила безопасного поведения, уметь соблюдать и применять их в жизни. Тем самым, обогатить социальный опыт детей.

Основной вид деятельности, в котором наиболее эффективно осуществляется профориентационная работа с дошкольниками – это игра. По мнению А. Г. Асмолова «Детская игра -_это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть капитаном, врачом и. п.». Социализация ребенка – дошкольника проводится в большей степени через игру, как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности. Общеизвестно стремление детей в своих играх подражать взрослым и воспроизводить их действия и деятельность. В дошкольном возрасте широкое распространение получают сюжетно – ролевые игры, часть из них имеет профессионально ориентированный характер. Дети играют, присваивая себе роли пожарного, полицейского, доктора и др. Узнают какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы освоить интересующую профессию

Решение задач проекта по ознакомлению с профессиями спец. назначения строится на игровой основе: сюжетно-ролевых, дидактических, театрализованных игр («Собери картинку», «Кому что нужно», «Угадай профессию», «Что делает?» и др.)

Коллективные (групповые) игры по профориентации для школьников важны еще и потому, что в процессе игры дети общаются друг с другом, делятся своими мечтами, рассказывают, почему выбрали для себя ту или иную роль в игре. Они получают коммуникативные навыки: учатся взаимодействовать друг с другом, высказывать свое мнение и слушать других участников игры.

Одной из самых удачных и интересных, по нашему мнению, формой работы являются встречи с интересными людьми, когда дети из первых уст могут узнать о работе родителей, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе. Нередко дети идут по стопам своих родителей и наследуют их профессии. Так образуются династии врачей, учителей, артистов, ученых и т. д. Поэтому рассказ отца или матери приносит ребенку огромную пользу, вызывая живой интерес.

Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на всех участников образовательной деятельности. При взаимодействии детей со взрослыми одновременно развиваются социально-коммуникативные умения и навыки. А так же,в результате работы с родителями, пополняется

развивающая предметно-пространственная среда.

Все перечисленные методы и приемы тесно связаны с взаимодействием детей друг с другом, с педагогическими работниками, поэтому одновременно происходит развитие социальных и коммуникативных умений и навыков.

Данные формы способствуют:

естественному включению детей в систему социальных связей и отношений;

развитию социально-значимых качеств : ответственности и самостоятельности, инициативности;

проявлению у детей интереса к многообразию мира профессий;

формированию активной родительской позиции к вопросам профориентации детей.

Сложность работы по ознакомлению детей с профессиями, а так же с профессиями спец. назначения,заключается в том, что многие профессии взрослых недоступны для непосредственного наблюдения, а особенно сейчас,в сложный период-период карантина. Нет возможности взаимодействовать с соц. партнерами. Поэтому для решения задач по реализации нашего проекта необходимо применение современных образовательных технологий.

Такой эффективной формой работы с детьми является использование ИКТ: интерактивные игры (с познавательными заданиями и проблемными ситуациям, видеопрезентации, видеофильмы., виртуальные экскурсии. Они позволяют получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, дают возможность более подробно углубиться в мир профессий и детально разобрать значимость того или иного вида деятельности

Использование ИКТ в формировании у детей представлений о разных профессиях, имеет огромное значение, так как информационно-коммуникативные средства – это то, что требует современная модель обучения на современном этапе образования.

У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труд у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. Оценивая потенциал включения ребенка дошкольного возраста в процесс ранней профориентации, целесообразность и необходимость такой работы, следует отметить, что важнейшим результатом станет формирование у детей социально значимых качеств, способствующих адаптации и успешности социальной деятельности человека.

Вывод: Таким образом, работа над проектом по ранней профессиональной ориентации дошкольников поможет сформировать представления детей о мире профессий спец. назначения, поможет осознать ценностное отношение к труду взрослых, поможет проявлять самостоятельность, активность, инициативность и творчество, поможет приобрести опыт общения с людьми, сформирует у детей безопасное поведение в быту и в социуме.

Благодарю за внимание

Творческих успехов в работе

Публикации по теме:

Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста в процессе игр с куклойСоциально-коммуникативное развитие детей раннего возраста в процессе игр с куклой Мы все прекрасно знаем, что кукла – одна из древнейших игрушек человека. Она есть у каждого ребёнка. Кажется, всего лишь простая кукла,.

Игра на социально-коммуникативное развитие 1. Форма: игра 2. Возраст: старшая группа детского сада 3. Задачи: научить детей решать небольшие проблемы путём переговоров и принимать.

Игровая среда группы по ранней профориентации дошкольниковИгровая среда группы по ранней профориентации дошкольников Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми.

Интегрированное занятие на тему «Транспорт» (Социально-коммуникативное и речевое развитие)Интегрированное занятие на тему «Транспорт» (Социально-коммуникативное и речевое развитие) Цель: закреплять знания об обобщающем понятии "транспорт" Задачи: - познакомить с классификацией транспорта: наземный, воздушный, водный;.

«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» План – программа итогового НОД в областях «Речевое развитие». «Социально - коммуникативное развитие» с детьми средней группы на тему: «Путешествие.

Конспект НОД по образовательной области «социально — коммуникативное развитие» (оригами) «Домик для зайки»Конспект НОД по образовательной области «социально — коммуникативное развитие» (оригами) «Домик для зайки» Задачи: повышать интерес к занятиям по оригами через игру; учить делать из квадрата цветной бумаги дом; воспитывать аккуратность,.

Перспективное планирование ОО «Социально — коммуникативное развитие» (подготовительная к школе группа) Дорогие друзья и гости моего блога! Предлагаю вашему вниманию перспективное планирование по социально – коммуникативному развитию с детьми.

Рабочая программа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельностиСоциально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности По ФГОС (п.

Социально-коммуникативное развитие «Накроем стол для игрушек» Тема: «Накроем стол для игрушек» Возрастная группа: вторая группа раннего возраста Программное содержание: Цель: Учить детей сервировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством ранней профориентации
Опубликовано: 15 сентября 2022 в 19:53
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством ранней профориентации» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Попова (УИ 2004877) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД