Любовь Петрова
Социально-бытовая адаптация «Первые шаги к самостоятельной жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Республиканский реабилитационный центр
для детей и подростков с ОВЗ
Петрова Любовь Николаевна
___
Аннотация. В статье рассматривается особенности подготовки детей с ОВЗ к самостоятельной жизни.
Ключевые слова: адаптация, социализация, самостоятельность, самообслуживание.
Публикация «Социально-бытовая адаптация „Первые шаги к самостоятельной жизни“» размещена в разделах
Постановка проблемы: в настоящее время основной проблемой является адаптация детей с ОВЗ к социуму, приобщения к навыкам самообслуживания.
Социально-бытовая адаптация-это вид социальной реабилитации и абилитации, которая заключается в приобретении навыков самообслуживания и деятельности в быту, приспособлении к новым условиям жизни.
Вся работа на занятиях способствует развитию самостоятельности детей при выполнении заданий. Занятия включают в себя формирование у детей с ОВЗ социально-бытовых представлений и навыков, необходимых для их подготовки к самостоятельной жизни. Во время занятий по социально-бытовой адаптации дети учатся готовить пищу, стирать и гладить одежду, выполнять другие виды работ, соблюдая правила безопасности на рабочем месте. Продолжительность занятий для детей от 4 до 7 лет -20 минут, для детей от 7 до 17 лет 25 минут.
Целью занятий по социально-бытовой адаптации является подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни.
Для достижения цели, перед нами стоят следующие задачи
Задачи:
1. сформировать новые умения и навыки, закрепить уже имеющиеся;
2. воспитать уважение к труду;
3. развить умение своими силами достигать результата;
4. развить чувство удовлетворения от проделанной работы.
Самостоятельная жизнь обычно начинается после завершения школы, подготовка к ней начинается в школьный период. Все занятия имеют какую-либо трудовую деятельность в соответствии с возрастом и способностями ребенка и направлены на соблюдение техники безопасности, трудовой дисциплины, умения взаимодействовать друг с другом.
Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный план работы по формированию навыков самостоятельности.
Предлагаем более подробно рассмотреть этапы, которые актуальны и дома и в процессе реабилитации:
1. Дети действуют по определенному образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия (этап подражания).
2. Ребята в состоянии выполнить самостоятельно части работы, находят некоторые способы их осуществления (этап частичной самостоятельности).
3. Младшие школьники выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, в любимых, наиболее значимых видах деятельности (этап более полной самостоятельности).
С чего же начать процесс самостоятельности? У нас в центре проводятся занятия, где дети приучаются к самостоятельности выполняя элементарные навыки самообслуживания :
• Правильно стелить постельное бельё, заправлять постель.
• Качественно проводить влажную уборку, отжимать тряпку, наливать нужное количество воды в ведро.
• Правильно стирать носки, ухаживать за своим телом, следить за внешним видом.
• Как правильно пользоваться иголкой и ножницами, как вдеть нитку в иголку, сделать узелок, какова длина нитки, как сделать мелкий ремонт одежды, пришить пуговицу.
• Готовить простые блюда
Мы учим детей пользоваться электроприборами (работа с утюгом, микроволновкой, электрической плитой, духовкой и мелкими бытовыми приборами).
Подготовка к самостоятельной жизни, полноценная социальная адаптация невозможны без знаний о финансах. На занятиях знакомим детей с понятием семейного бюджета и финансовой грамотности.
Постоянное внимание уделяем индивидуальной работе с детьми по формированию умений вести себя в обществе, культуре взаимоотношений, привитию этических норм поведения: умение встречать гостей и др.
Важным моментом социализации является умение организовать свой досуг, с пользой для себя провести свободное время.
Работая с детьми, мы придерживаемся следующих правил:
• Предоставьте ребенку его права. Помните, что он имеет право на выбор по собственному желанию занятия, время препровождения, друзей и участников его деятельности.
• Не «стойте над душой». Ребенок, привыкший к тому, что каждое его действие контролируют взрослые, никогда не научится самостоятельно работать.
• Определите область его ответственности за часть его собственных дел. Перестаньте постоянно опекать ребенка.
• Хвалите ребенка за любую инициативу. Старайтесь, чтобы ваша оценка была позитивной, но объективной. Поэтому, похвалив за положительные моменты работы, вместе с ребенком проанализируйте причины неудач.
• Развивайте силу воли ребенка. Научите проявлять выносливость, смелость, мужественность, терпение.
• Постарайтесь привлекать ребенка к запоминанию того, что было
Формируя навыки самостоятельности необходимо :
• доброжелательное отношение
• терпение
• многократные повторения
• доверие
• поощрения
Ребенок должен чувствовать, что его работа действительно кому-то нужна, приносит пользу. Тогда, выполняя ее многократно, он сформирует устойчивый навык и будет хотеть ее выполнять.
В результате занятий по СБА дети осваивают навыки самообслуживания. Овладение навыками самообслуживания напрямую влияет на самооценку ребенка, позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах.
Литература:
1. Формирование у детей с ОВЗ по зрению практических навыков по социально-средовой и социально – бытовой ориентировке. Методический сборник. - г. Тюмень 2018г
2. Авдеева И. С., Борисенко М. Г., Лукина Н. А Помоги мне сделать это самому. -СПб 2005.
3. Бронников В. А. Обучение социально-бытовым навыкам. -2002
4. Бейкер Б., Брайтман А. Обучение детей бытовым навыкам, 1999