Ольга Никитина
Социальная адаптация детей младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
▼ Скачать + Заказать документы
Социальная адаптация детей с интеллектуальной недостаточностью является одной из наиболее актуальных проблем современной, российской специальной (коррекционной) школы.
В основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации главной целью обозначено обеспечение социализации детей и успешной интеграции в общество.
Публикация «Социальная адаптация детей младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация и дезадаптация школьников
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Коррекционная школа 8 вида. (VIII вид)
- Начальная школа. 1-4 классы
- Темочки
Проблема адаптации детей лишённых попечения родителей, на сегодняшний день одна из самых острейших. Особенно остро эта проблема стоит в учреждениях компенсирующего вида.
Необходимо приспособить ребёнка с ограниченными возможностями к жизни в обществе, чтобы став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслужить, выполнять трудовые операции, соблюдать общепринятые правила и нормы поведения.
В настоящее время государством принимается ряд мер, направленных на улучшение положения детей, воспитывающихся в детских домах. Однако декларируемая и проводимая обществом политика социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, целью которой является их социальная защищённость, на практике зачастую не приводит к ожидаемым результатам. Как показывают статистические данные, значительный процент выпускников государственных сиротских учреждений оказывается неприспособленным к самостоятельной жизни. Согласно данным Генеральной прокуратуры РФ о выпускниках сиротских учреждений, 10% из них приходят к суициду; 40%-становятся преступниками; 40%- попадают в разряд алкоголиков и наркоманов; и только 10% адаптируются в обществе.
Главная цель учителя - дефектолога - социальная адаптация умственно отсталых детей, которая позволит им в дальнейшем занять независимую позицию в обществе, определиться в своей социальной «нише».
В норме социальная адаптация у детей происходит по подражанию, а так же под влиянием различной информации, которую они, в отличие от умственно отсталых, в состоянии самостоятельно усвоить, принять к сведению, использовать. Социальная адаптация детей с интеллектуальной недостаточность существенно затруднена в силу ограничений накладываемых на него дефектом в области познавательной деятельности. Этим определяется особая значимость и специфика коррекционно - педагогической работы с аномальными детьми, которая обеспечивается специальным обучением одновременно с коррекцией основных дефектов развития, приводящая к умственной отсталости так и сопутствующих индивидуальных дефектов, обусловленных соматическими, психическими и социальными проблемами развития ребёнка. Поэтому умственно отсталого ребёнка надо обучать тому, что нормальный ребёнок усваивает не задумываясь, с лёгкостью, т. е. всему, что для него будет жизненно необходимым. Основная проблема состоит в том, что школа формирует знания, умения и навыки по каждому учебному предмету, не учитывая их значения для социальной адаптации учащихся, имеющих отклонения в интеллектуальном развитии. Мы считаем, что для успешного решения этой проблемы необходимо вести планомерную работу по формированию всесторонне развитой личности ученика.
«Он - член общества, не только постоянно подвергающийся воздействию социальной среды, но и сам сознательно выстраивающий отношения с людьми и всей совокупностью социальных явлений».[ ]
У детей обучающихся в школе VIII вида, процесс формирования личности осложняется, прежде всего, тем, что они не умеют обобщать и использовать накопленный обществом опыт. Это явление Л. С. Выготский [ ] назвал «социальным вывихом», имея в виду, что умственно отсталому ребёнку трудно усвоить имеющийся социальный и культурный опыт. Главную задачу педагога Л. С. Выготский видел в том, чтобы «вправить» ребёнка в окружающую среду, помочь ему включиться в жизнь общества, знать в нём своё место.
Не менее важна и другая проблема – процесс формирования совокупности принципов, взглядов, убеждений, определяющих направление развития личности и её отношение к действительности. Следует помнить, что раз формирование сознания умственно отсталого школьника менее всего поддаётся коррекции. Ему трудно освоить опыт существования в окружающем мире во всей его полноте, многообразии всех связей в мире природы и человеческом обществе. Необходимо направить все усилия, чтобы помочь ребёнку с интеллектуальной недостаточностью приспособиться к жизни. Л. С. Выготский рекомендовал искать «обходные» пути решения этого вопроса.
Общение как определённый вид деятельности _ вот на что следует обратить особое внимание.
Общение - фундамент человеческой жизни, необходимость и потребность людей, способ их существования и жизнедеятельности. Вся человеческая жизнь – определённая система отношений, и каждый должен «вписаться» в неё, найти оптимальное соотношение между «Я» и «Не Я».
Вступая в разные социальные контакты, умственно отсталый ребёнок чаще всего терпи неудачи, поскольку его попытки общения либо не имеют цели, либо не подкрепляются необходимыми коммуникативными средствами, поэтому и не продуктивны. У таких детей отсутствуют содержательные формы общения, им не хватает социального опыта. Чувство недоверия к окружающему тоже мешает общению, а само общение носит скорее характер самодемонстрации с расчётом на ответную эмоциональную реакцию.
Умственно отсталого ребёнка необходимо учить общению, развивать его коммуникативные способности.
Если ребёнок не имеет успеха и позитивного навыка в общении, в решении социальных конфликтов или преодолении неудач, то он не может быть сильным как психически, так и физически.
Анализ социально неуверенного поведения указывает на то, какие навыки отсутствуют у ребёнка и какие причины лежат в основе этого.
Социально компетентное поведение обеспечивает ребёнку адекватное отношение к позитивным и негативным ситуациям.
Компоненты социально компетентного поведения:
• умение сказать «Нет»;
• умение выражать желания и потребности;
• владение навыками эффективного общения: умение налаживать контакты, вести и заканчивать разговор;
• выражать как позитивные, так и негативные чувства.
Социально компетентное поведение характеризуют следующие факторы:
1. Умение проявить волю, принять собственное решение.
2. Выбор рационально обоснованного поведения: понимать и правильно принимать социальный сигнал; распознавать принципы механизмов социального управления (самокритично и рефлексивно наблюдать, оценивать собственное поведение); контролировать своё состояние и освобождаться от социального страха в общении с другими.
3. Умение управлять блокирующими чувствами (ненависть, агрессия, гнев, переформировывать их в продуктивную форму поведения, вычленять затрудняющие поведение факторы и устранять их.
4. Проявлять самоутверждающее поведение и реализовывать без агрессивного самоутверждения, и не за счёт других. Предоставлять другому, возможность сформировать свои представления и аргументы.
5. Адекватно воспринимать и интерпретировать похвалу. В общении с другими не занижать и не завышать самооценку.
6. Узнавать конфликтную или близкую к ней ситуацию. Наряду с прогнозированием и правильной оценкой конфликтной ситуации развивать стратегию её устранения, искать различные возможности удовлетворения различных притязаний.
Социально компетентное поведение у детей с лёгкой степенью умственной отсталости формируется через развитие социально уверенного поведения и социально неуверенного поведения
Опытно-экспериментальное исследование социальной адаптации детей младших классов специальной школы 8 вида
Заключение.
В своей работе мы рассмотрели параметры социальной компетентности детей младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. В результате исследования были выявлены очень низкий и низкий уровень социальной неуверенности.
Вступая в различные социальные контакты, ученик младших классов школы VIII вида чаще всего терпит неудачи, поскольку его попытки общения либо не имеют цели, либо не подкрепляются необходимыми коммуникативными средствами, либо это ребёнок с социально неуверенным типом поведения.
Позитивный процесс социализации детей с интеллектуальной недостаточностью, с социально неуверенным типом поведения не происходит автоматически. Он возможен, если взрослый эмоционально сопереживает ребёнку, принимает его, выражает искреннюю веру в возможности ребёнка и создаёт атмосферу взаимопонимания, учит детей толерантному отношению друг к другу. Умственно отсталого ребёнка необходимо учить общению и развивать его коммуникативные способности.