Ольга
Социализация развитие общения нравственное воспитание в первой младшей группе. Взаимосвязь со сверстниками
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация развитие общения нравственное воспитание в первой младшей группе
Взаимосвязь со сверстниками
Общаться в той или иной форме умеет каждый человек с самого раннего возраста. Когда малыш плачет, стараясь обратить на себя внимание мамы, он уже вступает в коммуникацию и социально взаимодействует с другими людьми. Однако для того чтобы достигнуть успеха этого недостаточно. Важно, чтобы ребенок умел эффективно выстраивать общение с другими людьми.
Публикация «Социализация развитие общения нравственное воспитание в первой младшей группе, Взаимосвязь со сверстниками» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
У маленьких детей есть определенные особенности в восприятии нашего мира. Чем младше малыш, тем более образным мышлением он обладает.
В возрасте 2-3 лет все большее значение приобретает общение со сверстниками. Это связано с тем, что возникает содержательное общение сверстников на равных, поэтому:
- дети стремятся заинтересовать собой, привлечь внимание сверстника;
- чутко отзываются на любое действие сверстника;
Именно с момента, когда начинает проявляться интерес к другому ребенку, нужно учить детей общаться друг с другом.
В целях развития общения детей взрослый :
- помогает ребенку увидеть в сверстнике – человека;
- организует совместные игры детей;
- учит доброжелательному общению;
-поощряет привлечение внимания к сверстникам, называние по имени,
ласковые слова и т. п.
В яслях дети в основном играют с игрушками и лишь совсем немного проявляют интерес к сверстникам. Поэтому особых проблем в отношениях между детьми в детском саду в ясельном возрасте почти не возникает.
Однако в возрасте 3 лет дети начинают активно подражать взрослым и устанавливают между собой «особые» отношения, которые носят очень избирательный характер. Ребенок разговаривает, играет и дает игрушки определенным детям – причем «друзья» меняются регулярно и часто. Если малыша спросить, почему он так делает и чем вызваны его симпатии – ответить он, скорее всего не сможет. Взаимные обиды детей в этом возрасте быстро забываются и не оказывают какого-либо влияния на психику ребенка.
В младшем дошкольном возрасте у детей начинают появляться первые «долгие» привязанности и формируются настоящие дружеские отношения. Проявляются эти отношения обычно в игре, когда ребенок активно общается с другими детьми.
В этом возрасте преобладает эмоционально-практическое общение основанное на подражании, совместной деятельности, ярких эмоциях.
Задачи:
• Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников, воспитывать чувство симпатии к ним. Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, воспитывать эмоциональную отзывчивость (обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, поощрять умение пожалеть, посочувствовать).
• Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.
• Воспитывать элементарные навыки вежливого обращения: здороваться, прощаться, обращаться с просьбой спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста».
• Формировать умение спокойно вести себя в помещении и на улице: не шуметь, не бегать, выполнять просьбу взрослого. Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям.
Формы работы: Коммуникативные игры, сюжетно ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, психогимнастика, рассматривание картин, беседы, чтение художественной литературы.
Занятия в форме игры можно использовать как средство формирования способностей к общению, так как именно в игре можно помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми
Коммуникативные игры
Игры направлены на развитие навыков общения, умения получать радость от общения, умение разрешать конфликты, слушать и слышать другого человека. Развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и жесты.
Снятие мышечного и психо-эмоционального напряжения, активизацию общения друг с другом формирование положительного отношения к сверстникам.
Сюжетно ролевые
Формирует умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников. Помогать играть рядом, не мешая друг другу. Развивает умение играть вместе со сверстниками.
Формирует умение выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой.
Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители.
Подводить детей к пониманию роли в игре. Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью.
Подвижные игры
Развивают у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием. Приучают к совместным играм небольшими группами. Поддерживают игры, в которых совершенствуются движения (ходьба, бег, бросание, катание).
Для налаживания диалогического общения используются настольно-печатные, дидактические игры, такие как лото, домино, игры с правилами. Играя парами, дети взаимодействуют друг с другом, соблюдают правила, вежливо обращаются друг к другу, аргументировано отстаивают свою точку зрения. Используя игру «Вежливые слова», дети закрепляют правила вежливого этикета.
На занятиях психогимнастики дети учатся выражать эмоции, преодолевают барьер в общении. Через развитие эмоциональной сферы дети лучше понимают себя и других, имеют возможности для самовыражения.
Особое значение в психогимнастике придается общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального эмоционального здоровья и развития ребенка.
Рассматривание картин
На примерах рассмотренных на картинах, формировать положительное отношении к сверстникам, взрослым и окружающим людям, сопереживанию, сочувствию. ( Например: «Спасаем мяч» - сочувствие к девочке.)
Беседы
Формировать у детей доброжелательное, вежливое, уважительное отношение к окружающим людям.
Формировать умение оценивать позитивные и негативные поступки сверстников. («Моя любимая игрушка», «Куклы мешают друг другу играть», «Правило вежливости», «Секрет волшебных слов», «Вежливые слова».
Чтение художественной литературы.
Рассказывая небольшие сказки, читая стихи, в которых в привлекательном для детей виде раскрываются воспитываемые положительные формы поведения. Бережное отношение к игрушкам и умение ими делиться.
( Например: А. Барто «Уронили мишку на пол» - бережное отношение к игрушкам.
Л. Толстой «Был у Пети и Мише конь» - делиться с игрушкой.
К. Чуковский «Доктор Айболит», Л. Н. Толстой «Была у Насти кукла».
«Как коза избушку построила» обр. М. Булатова -
Э. Машковская «Вежливые слова», С. Маршак «Уроки вежливости» -
умения здороваться и прощаться (по напоминанию взрослого); излагать собственные просьбы спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста».)
Мы живем в интересную эпоху, когда живое общение сменяется электронными коммуникациями. Многие малыши осваивают планшеты и родительские смартфоны, не достигнув и двухлетнего возраста. Правда, при этом у многих детей имеются социально-психологические проблемы в общении с окружающими : они не только не умеют, но и, как может показаться, не хотят общаться. Недостаточное развитие коммуникативных навыков у дошкольников вызывает серьезное беспокойство у психологов и воспитателей, ведь общение — обязательный атрибут развития любой человеческой личности.
Взаимодействуя с компьютером, телевизором или планшетом, ребенок пассивно воспринимает информацию, а для эффективной коммуникации этого недостаточно. Доказано, что дети, которые слишком часто играют в компьютерные игры с раннего детства, хуже разговаривают и испытывают сложности с пониманием эмоциональных реакций окружающих. Ребенок, который мало общается и не принимается другими детьми из-за неумения организовывать общение, становится неинтересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости.