вера васильченко
Социализация дошкольников посредством театра
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация дошкольников посредством театра
Значимость социализации дошкольника, начиная с дошкольного возраста, определена объединением обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения.
Публикация «Социализация дошкольников посредством театра» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театрализованная деятельность является источником развития гуманных чувств, моральных переживаний ребёнка, содействует приобщению его к духовным ценностям. Играя в театр, дети через образы, краски, звуки знакомятся с окружающим миром, с правилами поведения и общения. Диалоговый характер общения со взрослым побуждает их активно мыслить, делать выводы и умозаключения.
Представление о честности, справедливости, доброте, отзывчивости, дружбе, взаимопомощи, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости это те качества, которые формируют внутреннюю культуры ребенка.
Для реализации социального развития ребенка необходимо создать развивающую предметно-пространственную среду. Впервую очередь подобрать различные виды театров, реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей, атрибуты для различных игровых позиций, подобрать литературные произведения, которые служат богатым материалом для воспитания внутренней культуры ребенка, поскольку описанные в художественных произведениях (потешках, сказках, песенках, рассказах) отдельные стороны жизни людей и их взаимоотношения позволяют дошкольнику активно овладеть нравственными нормами поведения, проникнуться благородными чувствами и стремлениями.
Эффективнее использовать произведения, в которых не только описывается конфликтная ситуация, а, как в сказках, присутствует противопоставление друг другу добро и зло. Например, прочитав рассказ Николая Николаевича Носова "Карасик" с детьми старшего дошкольного возраста, провести беседу, разыграть сюжет с помощью кукл би-ба-бо, для того, чтобы дети глубже задумались над поведением героя.
Произведения фольклора, в частности, пословиц и поговорок, помогают создать проблемную ситуацию, решение которой требует от ребёнка нравственного выбора. Например: «Аленушка потеряла братца», «У бабы-яги сломалась ступа». В процессе таких бесед мотивировать детей на совершение добрых дел.
Смоделировать проблемные ситуации с доступным нравственным содержанием.
Как отмечала известный психолог Людмила Петровна Стрелкова, возможность моделировать в ходе игры реальные, значимые для ребенка межличностные отношения, дает ему возможность прочувствовать последствия своих поступков, выявить новые значения своей деятельности, обеспечить формирование ее новых социальных мотивов.
Работая с инсценировками нацеливать детей на освоение этических категорий, которые способствуют развитию мотивов нравственного поведения. Создавать ситуации, которые позволят ребятам быть лично причастным к процессам, протекающим в окружающей жизни и дать возможность «прожить» некоторое время в «реальных» жизненных условиях. Использование такого моделирования позволило дошкольникам осуществить массу социальных проб, принять на себя различные социальные роли, а просмотренные на видео мини постановки позволили увидеть результаты собственных действий.
В процессе театрализованных игр приучать детей прислушиваться и приглядываться друг к другу, находить в товарищах то, что стоит отметить, чему стоит поучиться. Постепенно у детей будет формироваться способность радоваться не только своим успехам, но и достижениям других. В совместной деятельности детям необходимо будет сотрудничать, договариваться, смирять свои капризы, сопереживать. Все эти подходы надеемся заложат развитие чувства товарищества, так необходимого ребенку в группе.
Некоторые детям дется возможность в постановках преодолеть боязнь ошибиться, сделать «не так, как надо», что имеет существенное значение для развития смелости, свободы детского восприятия и мышления. После окончания совместной деятельности лучше обсудить с детьми их впечатления, для этого можно предложить детям сесть в кружок и поделиться переживаниями – это поможет им испытать чувство удовлетворения, почувствовать общность многих проблем и своеобразие личности товарищей.
Ребята приобретут умение увидеть и проанализировать ситуацию с позиций разных персонажей, научатся выделять новые свойства и условия их разрешения. Все это повысит степень социальной и когнитивной компетентности ребенка.
Показанные и усвоенные во время проблемных ситуаций действия в результате упражнений, перерастут в устойчивые навыки культурного поведения.
Применяемые в своей работе разнообразные формы, заложат основу развития высокой коммуникативной культуры у детей, сформируют важнейшие морально-нравственные ценности.
Таким образом, с помощью театральной деятельности мы формируем внутреннюю социальную культуру ребенка – дошкольника.
Литература
Виноградова, А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников /А. М. Виноградова. - Текст : непосредственный//. - М. : 1999. - 215с.
Маханёва М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие / М. Д. Маханёва. - Текст: непосредственный//. - М. ; ТЦ Сфера, 2009. - 96с.
Мигунова Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб. -метод. Пособие /Е. В. Мигунова. - Текст: непосредственный//. – Великий Новгород, 2006. – 126с.
Стрелкова, Л. П. Уроки сказк / Л. П. Стрелкова. - Текст: непосредственный //. – : М. : 1989. - 124 с.