Вера Фролова
Социализация детей с ОВЗ через театральную деятельность в комбинированной группе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация детей с ОВЗ через театральную деятельность в комбинированной группе ДОУ.
В нашем детском саду существуют три комбинированных группы, где вместе находятся дети с ЗПР и дети с НПР. В условиях детского сада проходит процесс социализации и адаптации детей с ОВЗ с сочетанными диагнозами (ОНР, ЗРР, алалия, ДЦП, аутистические проявления).
Публикация «Социализация детей с ОВЗ через театральную деятельность в комбинированной группе ДОУ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Дети с ОВЗ интегрированы в группы детей с нормой психического развития. В комбинированной группе вместе с воспитателем работают специалисты: учитель-дефектолог, учитель-логопед, психолог.
Работая в такой группе, педагоги призваны решать проблемы взаимоотношений и созданию нормального эмоционального фона для оптимального развития детей. Нам важно повысить самооценку и межличностные отношения у детей с ЗПР, так как самооценка играет огромное значение в развитии самосознания, обеспечивает целостность личности, единство. В процессе социализации у детей развиваются такие личностные качества как отзывчивость, сопереживание, эмоциональность. Нам важно научить детей соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения, адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения,
У детей с ОВЗ наблюдаются типичные для них особенности эмоционально – речевого развития:
• неустойчивость эмоционально-волевой сферы, что проявляется в невозможности на длительное время сконцентрироваться на целенаправленной деятельности, это один из факторов, тормозящий развитие познавательной деятельности;
• трудности в установлении коммуникативных контактов;
• проявляются эмоциональные расстройства: дети испытывают страх, тревожность, склонны к аффективным действиям;
• дети имеют стойкие лексико – грамматические нарушения, страдает монологическая и диалогическая речь;
• выражены недостатки внимания, памяти, мышления, что тоже играет огромную роль на взаимоотношения со сверстниками.
И как следствие для их деятельности характерна низкая продуктивность работы в условиях учебной деятельности, неустойчивость внимания при низкой работоспособности, и низкая познавательная активность, но при переключении на игру, продуктивность повышается.
Работая в группе комбинированного вида, мы сделали вывод, что дети не готовы к «эмоционально тёплым» отношениям со сверстниками, они ещё очень слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения. Нами отмечена, что самая трудная педагогическая проблема в работе с этими детьми – их социализация.
Нами используются несколько форм организации театральной деятельности.
• Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театральное занятие, театральная игра на праздниках и развлечениях.
• Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театральные игры в повседневной жизни;
• Мини - игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями
ФГОС большое внимание уделяют театральной деятельности детей, в процессе ее реализации появляется возможность интегрировать несколько образовательных областей:
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие.
В процессе изучения научной литературы и практических работ по данной теме, используя самые разнообразные методы и приемы обучения и воспитания детей с особыми нуждами, а также опираясь на знания о тенденциях развития детей дошкольного возраста, мы пришли к определенным выводам о том, что театрализованная деятельность является эффективным средством для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развития у них коммуникативных навыков.
В душе каждого ребёнка таится желание театральной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.
Анализируя выше сказанное, мы организовали дополнительные занятия по театрализованной деятельности в вечернее время для детей с ОВЗ и нормы.
Отличительные особенности данных занятий:
- структура организации занятий систематизирована;
- занятия адаптированы, как для здоровых детей, так и для детей с ОВЗ;
- в процессе работы осуществляется тесная взаимосвязь с родителями воспитанников. Родители активно помогают в организации театрализованных представлений, делают костюмы, связали героев и назвали театр «Фантазия из ниток», слепили из соленого теста сказку «Колобок», учат с детьми тексты ролей, посещают театры и выставки.
Наша цель:
• развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Реализуя этот проект, мы поставили перед собой несколько задач. Все они тесно переплетены между собой, дополняют друг друга.
1. Первая и самая главная задача - это социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Мы стараемся научить детей самому необходимому для выживания в обществе, поскольку неизвестно как в дальнейшем сложится судьба каждого из них.
2. Развитие эмоциональной сферы детей. Играя на музыкальных инструментах, исполняя танцы, песни, разные роли, где эмоциональные характеристики каждого героя позволяют детям испытать разнообразные чувства (гнев, страх, радость, печаль и т. д., мы значительно обогащаем эмоциональный опыт детей. Все эти задания очень удачно выполняют на занятиях театрализованной деятельностью, и умения, полученные на них, впоследствии, используются на музыкальных праздниках и спектаклях.
3. Повышение уровня самооценки у детей.
На этом этапе очень важно сформировать у детей уверенность в себе, в свои силы, свои возможности и способности. Выступая на праздниках, принимая участие в музыкальных постановках и театрализованных играх, перед зрителями, дети учатся преодолевать тревожность, робость, страх.
Коллективная театрализованная деятельность, учитывающие индивидуальные особенности каждого ребенка, предоставляют детям равные возможности для участия в инсценировках и праздниках. При таком подходе даже самые робкие дети учатся справляться с волнением и страхом.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей любого возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т. д.).
Мы создали картотеку театральных игр.
С их помощью дети учатся, умело передают характер персонажей голосом и действием, предавая интонацией, различный характер животного, продолжают развивать мышление, внимание и двигательную активность. Ребята с удовольствием обыгрывают конкретные ситуации при помощи готовых реплик, монологической и диалогической речи. Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства:
жесты, мимику, пантомимические движения.
Наблюдая, в игре детей с ограниченными возможностями здоровья зрители имеют возможность увидеть их в качестве формирующихся личностей способных на определенные творческие достижения и нуждающихся в общении и внимании со стороны других людей.
В нашей работе мы используем любые способности и возможности детей. Дети с тяжелым недоразвитием речи, танцуют в группе, парами или индивидуально. Дети с умственными нарушениями исполняют танцы совместно с взрослыми, договаривают слова в конце строчки в стихотворениях.
С применением метода театрализованных игр в развитии детей, наблюдается положительная динамика, уравновешивается эмоциональное состояние детей, развиваются коммуникативные навыки, более успешно протекает социальная адаптация.
Участвуя в театрализованных постановках, музыкальных спектаклях и играх-драматизациях, «особые» дети быстрее адаптируются в среде детского сада. Положительные изменения проявляются у них как в личностном, так и психическом развитии. Способность к вступлению во взаимодействие с другими детьми и взрослыми у этих детей значительно выше и формируется гораздо быстрее, чем у детей, которые не участвовали в театрализованной деятельности.
Таким образом, все дети принимают активное участие в играх, песнях, танцах и инсценировках. Благодаря этому у детей стимулируется развитие сохранных возможностей. Неговорящие дети учатся общаться с другими детьми и взрослыми с помощью мимики, жестов, системы символов (пиктограмм). Дети с выраженными двигательными нарушениями учатся петь, двигать ручками, ножками или головой в такт музыке. Пассивные дети преодолевали свои страхи, возбудимые, испытывая эмоции своих героев, становились более спокойными и уравновешенными.
Благодаря театру ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу.