любовь тиманова
Сообщение «Организация развивающей среды»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Организация педагогом развивающей предметной среды как условие создания игрового пространства дошкольниками.
Одной из важных проблем в работе педагогов детских садов является проблема полноценного формирования игры- ведущей деятельности детей дошкольного возраста.
Доказано, что в игре развивается психика, личность ребёнка, происходит формирование его взаимоотношений с окружающими, формируется психологическая готовность к школе.
Публикация «Сообщение „Организация развивающей среды“» размещена в разделах
Между тем многолетние наблюдения показывают, что дети практически перестали играть. Современным дошкольникам становится тесно в мире готовой кукольной мебели, дорогостоящих игрушек, продуманных взрослыми тематических игровых уголках. Во многих детских садах воспитанники не имеют свободы выбора игрушек и игровых средств, не могут переосмыслить предметы, способы действия с ними, придумать интересный сюжет, т. е. творчески подойти к созданию своего игрового пространства.
Психологи отмечают, что создание детьми игрового пространства зависит не только от качества организованной педагогом в группе предметной среды, но и от понимание им особенностей развития игровой деятельности ребёнка. Подчас воспитатели затрудняются понять, проанализировать игру старшего дошкольника, в которой игровое пространство может быть представлено не только предметами, игрушками, но и словесным обозначением (например, с помощью слов "как будто, понарошку"). К тому же игры старших дошкольников, по словам психологов, могут разворачиваться и в вербальном плане.
Педагогами нашего дошкольного учреждения накоплен опыт работы по созданию развивающей предметной среды в группах старшего дошкольного возраста. Попытаемся раскрыть некоторые особенности этой работы.
Прежде всего, создание предметной среды в нашем детском саду осуществляется с учётом принципов её организации, разработанных В. А. Петровским, Л. М. Клариной, Л. А. Смывиной, Л. П. Стрелковой. Г. А. Ковалёвым, Ю. Г. Абрамовой. Прокомментируем некоторых из них.
Так принцип разнообразности и сложности среды, реализуется через создание взрослым множество мини- сред (для разных видов предметной, продуктивной, игровой деятельности и пр.). Обширный комплекс игрушек и оборудования нового поколения, наличие возможностей для проявления активности и самостоятельности всеми участниками образовательного процесса.
Принцип связанности различных уголков, миниоцентров мы понимаем как многофункциональное использование пособий, оборудования, так и "перетекание" уголков, мини- сред, например игровой в экспериментальную или художественно- преобразующую.
Принцип индивидуализированности реализуется через создание в группе для каждого ребёнка личного уголка, где бы он ощущал эмоциональный комфорт, наличие в среде материалов, оборудования, соответствующих поло-ролевым предпочтениям, психофизиологическим особенностям детей.
Кроме того, для осуществления развивающей направленности предметной среды уделяем большое внимание её динамичному, гибкому изменению, с помощью оборудования нового поколения, маркеров пространства воображаемого мира.
Например, учитывая особенности развития игры детей, значительное место отводим созданию настольных макетов. Универсальный макет - модель "Наш детский сад", представляет собой уменьшенную копию дошкольного учреждения. С удовольствием дети играют с макетом-моделью "Кукольный дом". Он выглядит в виде небольшой плоскости с закреплённым на ней сооружением - домом. некоторые части макета устойчиво закреплены, а другие играющие дошкольники расставляют по своему усмотрению. В качестве дополнения родители вместе с ребятишками выполнили тематические фигурки - персонажи, бытовые предметы, используя которые дети могут населять, оживлять макет. Воспитанники, педагоги детского сад город" или "а, школьник подготовили незавершённый макет-карту "Наш город Кстово", представляющий собой довольно большую плоскость с обозначенными на ней автомагистралями, различными сооружениями, особенностями ландшафта. С помощью различных современных средств, материалов дети могут видоизменять макет по своему замыслу: придумывать различные варианты сюжетов, подбирать предметы-заместители, разыгрывать с помощью фигурок-персонажей события, происходящие в городе. По желанию детей мини-карта "Наш город Кстово" может превращаться в "Волшебный изумрудный город" или "Путешествие Незнайки и его друзей на Луну".
Современные игры требуют от детей умения сотрудничать друг с другом, понятно излагать свои мысли. Овладеть коммуникативными навыками помогают маркеры, выполняемые детьми из подручных средств в вертикальной, горизонтальной плоскостях: таксофон, рация, пульт управления, знаки дорожного движения, а также легко трансформируемые элементы среды. Использование ширм, мобильных подиумов, средообразующих модулей позволяет дошкольникам не только сосредоточиться в игре на общении с собеседником, но и создать целую предметную ситуацию, масштабную пространству игровой комнаты. Они могут не только представить игровое действие, но и реально его совершить: по настоящему забраться в пещеру или дом, подняться на вершину мачты. По мере развития сюжета дети могут трансформировать игру в деятельность экспериментирования, затем в художественно-преобразующую деятельность по изменению среды.
Организовать игровое пространство воспитанники могут с помощью готовых игрушек - различных конструкторов "Лего", современных технических средств - игрушечной железной дороги, а также продуктов детского творчества, выполненных в разных видах деятельности ("пластилиновый город", поле боя для солдатиков, познавательная пирамида). С целью обогащения игрового опыта побуждаем детей придумывать лабиринты, ловушки, задачи-перевёртыши, правила игры с ними, а затем с помощью разных материалов оформляем их в виде моделей на бумаге, магнитной доске, ковролине.
Таким образом, мы на практике убедились, что использование педагогами системы вышеперечисленных требований к построению предметной среды создаёт основу для развития у детей творческих способностей самостоятельного создания игрового пространства, а значит полноценного овладения дошкольниками игровой деятельности, их психического и личностного развития.