Наталия Николаева
Экспериментально — исследовательская деятельность дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
C ообщение на тему: «Экспериментально – исследовательская деятельность дошкольников».
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
Публикация «Экспериментально — исследовательская деятельность дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Работа с педагогами, вопросы педагогам.
Ответьте пожалуйста на такие вопросы:
• Что такое исследовательская деятельность? (Ответы педагогов)
Исследовательская деятельность, по мнению А. И. Савенкова, следует рассматривать как «особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения».
Исследовательская деятельность по освоению окружающего мира – это вид активности ребенка, направленный на поиск объективной информации об устройстве окружающего мира путем личного практического экспериментирования с объектом исследования.
• Что такое детское экспериментирование? Ответы педагогов
Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.
• Какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника? Ответы педагогов
Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка, в процессе чего основополагающие законы природы выводятся ребёнком самостоятельно, как результат постановки опыта, проведённого наблюдения.
Вывод по вопросам.
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как)
Исследовательский метод рассматривается как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам обучения. Его основные составляющие – выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения.
Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие познавательного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с эстетическими правилами жизни в обществе.
Хочу остановиться на некоторых возрастных моментах в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Уже в младшем дошкольном возрасте познавая окружающий мир, ребёнок стремиться, не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им.
В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, обращают внимание на различную окраску объектов окружающей действительности. Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно – действенные и наглядно-образные способы познания. Игровая экспериментальная деятельность позволяет создать модель естественно – научного явления и обобщить полученные действенным путём результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Игры – эксперименты как социально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающей действительности.
Уважаемые педагоги, давайте вспомним, в какой непосредственной образовательной деятельности можно использовать экспериментально – исследовательскую деятельность? (Ответы педагогов).
Детское экспериментирование тесно связано с такими видами деятельности как : познаю мир, труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование математических представлений и др.
Затронуты такие области как: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая.
Например:
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формировании цели, во время осуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном.
Связь детского эксперимента с изобразительной деятельностью. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет результат эксперимента т. к. ребёнок точнее передаст его детали во время изобразительной деятельности.
Связь экспериментирования с формированием математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т. д.
Вывод после ответа педагогов
Опыты, эксперименты проводятся в совместной, самостоятельной деятельности, в процессе режимных моментов, а так же элементарные опыты включаются в непосредственно образовательную деятельность, опыты можно использовать на прогулке как часть наблюдения.
Задачами экспериментирования детей старшего возраста являются:
• Расширение представлений детей о физических свойствах окружающего мира: знакомство с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, растворимость и т. д.); с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление); развитие представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.)
• Формирование у детей элементарных географических представлений.
• Развитие эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру.
• Формирования стремления к выполнению правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Понимая значение экспериментирования для психического развития ребёнка, можно организовать такие игры – эксперименты в старшем возрасте :
- Игры – эксперименты с песком : «Волшебное сито», «Цветной песок», «Своды и тоннели», «Живой песок»;
- Игры эксперименты с водой : «Друзья-Враги», «Фонтанчики», «Тонет - не тонет», «Кораблики плывут», «Как выйти сухим из воды»;
- Игры эксперименты с магнитами : «Рисуем с помощью магнитов», «Стальной барьер», «Парящий самолёт».
В результате данной деятельности дети узнают много нового и интересного о свойствах песка, магнита и воды.
Для родителей воспитанников можно создавать «Рассуждалки» детей на различные темы, в которых в виде домашних заданий детям совместно с родителями предлагается решить те или проблемы (Почему снег тает на ладони?; Почему дует ветер).
Дети очень любят экспериментировать, и нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков, и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности детей.
Вот советы:
Меньше учите, больше делитесь.
Поощряйте поисковую активность детей.
Активизируйте внимание ребёнка.
Учите детей наблюдать и соблюдать правила поведения в природе.
Знакомство с окружающим миром должно быть увлекательным, радостным.
В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу:
"Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму".
Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.