Нина Иванова
Социально-педагогический мониторинг детско-родительских отношений при сопровождении семьи несовершеннолетних
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-педагогическое сопровождение воспитанников центра предполагает работу не только с детьми и подростками, но и с их семьями, нацеленную на оздоровление семейных детско-родительских отношений, нейтрализацию прямых и косвенных влияний семьи. Эта работа с семьей носит комплексный характер и к ней привлекаются все специалисты центра.
Прежде чем организовать работу с функционально несостоятельной семьей, необходимо ее изучить и выявить, в чем заключается неблагополучие семьи и в какой помощи она нуждается.
Публикация «Социально-педагогический мониторинг детско-родительских отношений при сопровождении семьи несовершеннолетних» размещена в разделах
В данной ситуации огромную роль играет мониторинг, который может быть использован как в работе с воспитанниками, так и с родителями. Любая информация, полученная от родителей в результате диагностики, может оказать и семье, и ребенку неоценимую услугу.
Использование воспитателем психолого-педагогической диагностики предполагает четкое определение целей и ожидаемых результатов. Занимаясь такой диагностикой, он должен ответить на следующие вопросы:
• Что я хочу получить в результате диагностики?
• Как я буду работать с полученным материалом?
• Что может измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена?
Социально-педагогический мониторинг составляют две группы методов. Первая группа методов, которую я применяю в своей работе, направлена на изучение положения ребенка в семье. При мониторинговой работе с детьми я использую следующие методы: «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс и С. Коуфман, а также методики «Моя семья» и «Неоконченные предложения».
Вторая группа направлена на выявление знаний родителей о ребенке и изучение родительских отношений с детьми. При работе с родителями применяю методы анкетирование и тестирование «Родительское отношение к детям» (А. Я. Варга, В. В. Столин).
Тест Р. Бернса и С. Коуфмана «Кинетический рисунок семьи» я провожу с целью исследования межличностных отношений в семье (глазами ребёнка, выявления отношений в семье, вызывающих тревогу у ребёнка.
Методика его проведения:
Воспитаннику предлагается лист бумаги, карандаши. Ставится условие: необходимо нарисовать свою семью так, чтобы её члены были чем-либо заняты.
Содержательными характеристиками рисунка являются: изображение деятельности членов семьи, их взаимное расположение по отношению друг к другу и к ребёнку, присутствие или отсутствие членов семьи и самого ребёнка, а также соотношение людей и вещей на рисунке.
Анализ результатов рисунков осуществляется по следующим показателям:
1. Наличие беспокойства у детей об отношении к ним взрослых.
2. Эмоциональное напряжение и дистанция.
3. Дискомфорт.
4. Наличие враждебности по отношению к взрослым.
На основании этих показателей определяются уровни влияния семейных отношений на ребёнка.
К высокому уровню детско-родительских отношений я отношу рисунки, где ребёнку комфортно в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, в центре рисунка – сам ребёнок в окружении родителей; изображает себя и родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах взрослых и ребёнка – улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях.
Средний уровень детско-родительских отношений : отсутствие кого-либо из членов семьи, наличие беспокойства, ребёнок рисует себя грустным, вдали от родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта).
Низкий уровень детско-родительских отношений : наличие одного из родителей с предметом, угрожающим для ребёнка (ремень, запуганное выражение лица ребёнка, ощущение эмоционального напряжения через использование в рисунке тёмных красок.
Через прорисовку таких деталей, как разведённые руки, растопыренные пальцы, оскаленный рот и т. д. можно определить наличие враждебности к родителям.
После того, как дети нарисуют семью, предлагаю ряд вопросов, ответы на которые позволяют нам выявить причины, вызывающие у детей тревожность в системе детско-родительских отношений :
-физическое наказание;
-отсутствие общения с родителями;
-неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм одного из родителей);
-общение с ребёнком на повышенных тонах.
Также для изучения уровней детско-родительских отношений в совей работе я использую метод «Моя семья» (Нечаев М. П.).
Сначала детям предлагается записать членов его семьи. А после ответить на ряд вопросов, используя ответы «конечно, да», «скорее да», «трудно ответить», «скорее нет», «нет».
Уровень семейного воспитания оценивается по всем семи показателям, суммируя баллы по каждому вопросу. Чем выше общая сумма баллов, тем выше уровень семейного воспитания.
Изменив некоторые формулировки вопросов, методику можно предложить родителям воспитанников. Педагогу ответы родителей позволяют определить, насколько теплая или холодная обстановка царит в семье. В случае неблагоприятной обстановки в семье может потребоваться беседа с родителями, чтобы нормализовать ситуацию.
Используя методику “Неоконченные предложения”, я могу получить дополнительные сведения об отношении родителей к детям и детей к родителям, выявить причины, вызывающие тревожность у воспитанников. По данной методике детям предлагается закончить ряд предложений без предварительного обдумывания. Опрос ведётся в быстром темпе, чтобы ребёнок отвечал бы первое, что придёт в голову.
Определить уровень знаний родителей о ребёнке и изучить тип родительских отношений с детьми мне помогает методика «Родительское отношение к детям» (А. Я. Варга, В. В. Столин). Эта методика представляет собой модифицированный тест – опросник родительского отношения, которое понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Методика проведения:
Родителям предлагаются бланки с вопросами (61 вопрос). На каждый вопрос возможен либо положительный, либо отрицательный ответ.
Основанием для оценки служил ключ к опроснику, который позволяет выявить уровень родительских отношений. Наиболее оптимальным является такой уровень родительских отношений, как кооперация – это социально желаемый образ родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных.
К нейтральному уровню можно отнести отношения по типу «симбиоз» и
«маленький неудачник». Родитель видит своего ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности. К отрицательному уровню родительских отношений мы отнесли такой тип родительских отношений, как отвержение и «авторитарная гиперсоциализация». Родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным. Требует от него безоговорочного послушания и дисциплины. По большей части испытывает к ребёнку злость, раздражение, досаду.
Диагностика и мониторинг в работе с семьей позволяет мне, как воспитателю:
1. Целесообразно и целенаправленно планировать воспитательную работу с группой в целом и каждым воспитанником в отдельности.
2. Сделать оптимальный выбор наиболее эффективных методов и приемов работы с детьми и их родителями, не вступая в противоречие с традициями и принципами семейного воспитания.
3. Выбирать правильный стиль общения с воспитанником и его семьей в конкретной ситуации и наиболее эффективные меры педагогического воздействия при подготовке к индивидуальным консультациям (беседам).
4. Избегать или предотвращать развитие конфликтных ситуаций.
Все это в свою очередь является залогом создания оптимальных условий и высокой эффективности коррекционно-воспитательной работы с детьми и их семьями.