Ирина Невзорова
Педагогический проект «Русская матрёшка»
▼ Скачать + Заказать документы
Я хочу рассказать вам о своем педагогическом проекте : «Русская Матрёшка». Он рассчитан на 3 года, для средней, старшей и подготовительной группы. Почему я занилась разработкой этого проекта?
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Проблема заключается в том, что в наше время достаточно всяких игрушек и детей ни чем не удивишь. И именно сейчас, как никогда раньше, необходимо знакомить детей с историей русского народа, народными художественными промыслами, пытаясь связать прерванную нить поколений. Знакомя детей с русской народной игрушкой, традициями, обычаями, мы уделяем внимание духовному воспитанию, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению уровня познавательных способностей детей, развиваем воображение и эстетический вкус.
Публикация «Педагогический проект „Русская матрёшка“» размещена в разделах
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
Воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.
ВИД ПРОЕКТА :
Практико-ориентированный, познавательный, информационный,
творческий, долгосрочный. (3 года).
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
1. Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.
2. Дать представление о цветовой гармонии.
3. Развивать сенсорные навыки.
4. Помочь увидеть необыкновенное в обычном.
5. Показать связь мира природы с миром человека.
6. Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.
7. Поддерживать естественный интерес и любознательность детей.
8. Формировать предпосылки к поисковой деятельности, интеллектуальной инициативе.
9. Учить сотрудничать, уважать свой и чужой труд.
10. Развивать эмоциональную сферу.
11. Освоить некоторые классические художественные элементы.
12. Развивать речевые умения и обогащать словарный запас.
13. Создать коллекцию игрушек.
14. Оформить мини – музей «Русская Матрёшка».
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
1. Тематические беседы, занятия, праздники самостоятельная деятельность детей;
2. Чтение художественной литературы;
3. Просмотр видеоматериалов;
4. Прослушивание аудиозаписей;
5. Создание творческих работ детьми (рисование, аппликация, лепка, художественный труд);
6. Театрализованные и дидактические игры;
8. Создание индивидуальных, совместных с родителями мини-проектов.
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
1. Подготовительный
2. Исследовательский
3. Деятельностный
4. Заключительный
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- дети узнают, какие виды матрешек существуют, какими ремеслами знаменита Русь;
- повысятся познавательные способности;
- расширится интерес и желание к творческой деятельности;
- сформируются предпосылки поисковой деятельности, возможные способы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- будет создана система мероприятий по формированию интереса у детей к народной игрушке;
- улучшится творческое взаимодействие с семьями воспитанников в ходе реализации проекта;
- сформируются у детей навыки бережного отношения к результатам своего и чужого труда;
- будет собран мини- музей матрешки;
- активизация родителей к участию в процессе воспитания детей.
Откуда появилась эта дивная игрушка?
Существует легенда, что идея создания разъемно-вкладной игрушки была позаимствована из Японии с острова Хонсю. Это была японская деревянная игрушка, в которой находилось пять вкладышей - восточный мудрец Фукуруджу.
Впервые в России матрёшка появилась в конце 1898 года. По образу японской деревянной игрушки токарь Василий Звёздочкин выточил фигурки, а художник Сергей Малютин расписал их.
Он изобразил на фигурках девочку в платке и сарафане с чёрным петухом в руках. Игрушка состояла из 8 фигурок.
Все они отличались чем то друг от друга.
Распространённым именем в то время было Матрёна – так и появилась всеми любимая Матрёшка.
В каждой местности свои каноны росписи матрёшек, свои цвета и формы. Существует несколько видов матрёшек. Загорская, Семёновская, Майдановская, Хохломская, Матрёшки сказки, авторские.
Свою работу с детьми я начала с тематических бесед, на которых я рассказывала об истории возникновения матрешек, их создания и видах. Через эти беседы я вызвала у детей интерес к изготовлению матрёшек. Мы лепили матрешки. Использовали разные техники – пластилинографию, скатывание комочков, облепливание готовых форм. А для украшения сарафанов матрешек мы брали разный материал. (семечки, каштаны, фасоль, и т. д.)
Так же с детьми были сделаны коллективные работы из солёного теста. Техника тестопластики. Дети обучались разным росписям матрёшек. На бумаге, деревянных болванках, используя краски, карандаши, фломастеры и другие художественные средства.
Так же были выполнены работы из бумаги –техника оригами, мозаика, мятой бумаги, объёмной аппликации, из ткани и фетра.
С детьми много было разучено песен, потешек, стихов и хороводов про матрёшек. Мною были созданы костюмы «Матрёшки» для участия в играх ряженья и в празднике, посвященному 8 Марта.
Дети очень любят играть с матрёшками. Существует очень много игр. И я сделала несколько игр своими руками. Это игра «Одежка для Матрёшки», где дети создают одежду для матрёшки. Игра: «Настроение Матрёшки» - игра эмоции. Игра: «Матрешка»-выложи от большой к маленькой и наоборот.
Игра:«Матрёшки- застёжки»- на развитие мелкой моторики. Да же на прогулке мы с детьми сделали матрёшек из снега и росписали их акварельными красками.
В проект также были вовлечены и родители детей. С ними проводилась работа в виде консультаций, бесед и мастер – классов по росписи матрёшек из солёного теста и деревянных болванок. После чего родители стали дома с детьми изготавливать свои матрешки и приносить их в детский сад.
Поскольку проект еще не завершен, а работ с матрешками очень много, то мы решили сделать выставку: «Весёлая Матрёшка».
Перспективы на будущее: создание матрёшек в техниках папье-маше, квиллинг, вышевка ленточками и роспись деревянных досок с изображением матрёшек. Оформление мини-музея: «Русская Матрёшка». Проведение праздника народной игрушки.
Используемая литература:
1. Казакова Т. Г. Занятия с дошкольниками по изодеятельности: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей – М: Просвещение, 1996г.
2. Журналы: «Дошкольное воспитание», №9,10, 2008 г. №4, 1994г.
3. Алехин А. «Матрёшки», Москва, 1989 г.
4. Русская матрёшка. М: Мозаика, 2003г.
5. Берестов В. «Матрёшкины потешки», М: 1992г.
6. Котова И. Н., «Русские обряды и традиции. Народная кукла» - СПб. : Паритет, 2010г.
7. Дайн Г. «Русская народная игрушка», М:, 1981г.
8. Кондакова Н. «Матрёшка/ Новая игрушка». – 1993 №3; 1996 №10
9. Воробьёва О. Я. «Декоративно – прикладное творчество. Традиционные народные куклы. Керамика.» - Волгоград: Учитель, 2009г.