Комогорцева Людмила
Лэпбук — новая форма работы с детьми
▼ Скачать
«Что такое ЛЭПБУК?»
Цель: ознакомление педагогов с новым видом совместной деятельности, изготовление тематического ЛЭПБУКА.
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования современные педагоги ищут новые подходы, идеи, способы обучения, для того чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников. Одним из таких средств обучения сегодняшних дошкольников является лэпбук или иными словами тематическая или интерактивная папка. Это такая книжка-раскладушка или самодельная бумажная папка с множеством разнообразных деталей, кармашками всевозможных форм, мини-книжками, книжками-гармошками, конвертами разных форм, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию. В этой папке собирается материал по определенной теме.
Публикация «Лэпбук — новая форма работы с детьми» размещена в разделах
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде:
-информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал,
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально; обладает дидактическими свойствами, является средством художественно — эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его части); его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Что такое ЛЭПБУК?
Что же это такое?
Это сравнительно новое средство обучения, пришедшее к нам из зарубежной педагогики.
В дословном переводе с английского языка ЛЭПБУК (lapbook) значит «наколенная книга». По - другому, ЛЭПБУК называют «тематическая папка», «книжка раскладушка», но суть от этого не меняется.
ЛЭПБУК представляет собой интерактивную папку с кармашками, конвертиками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой собраны материалы по определенной теме, которую можно изготовить самостоятельно.
При этом ЛЭПБУК - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ребенку нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
Зачем нужен ЛЭПБУК?
Для чего делают такие книжки?
ЛЭПБУК - это хороший способ для ребенка, играя закрепить пройденный материал.
Все материалы ЛЭПБУКА соответствуют определенной теме и несут в себе познавательную и развивающую функции.
Значение для педагога:
- способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;
- способствует оформления результатов совместной проектной деятельности;
-способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.
Значение Лэпбука для ребенка :
-способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме;
-способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме;
-способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме.
Модель взаимодействия «Дети-родители- педагоги»
Работа с ЛЭПБУКОМ отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова:
• включенность воспитателя и родителей в деятельность наравне с детьми;
• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Преимущества использования ЛЭПБУКА
В чем же преимущества использования в своей работе с детьми ЛЭПБУКА?
ЛЭПБУК помогает :
- структурировать сложную информацию;
- развивать познавательный интерес и творческое мышление;
- разнообразить даже самую скучную тему;
- простому способу запоминания;
- объединить семью (группу детей в детском саду) для увлекательного и полезного занятия.
Соответствие требованиям ФГОС
ЛЭПБУК отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:
-информативен;
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
-обладает дидактическими свойствами. Несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т. д. ;
-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
-вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);
-его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Этапы создания ЛЭПБУКА
Если у вас появилось желание изготовить ЛЭПБУК, давайте поэтапно разберем, что для этого надо?
1. Определиться с темой. Тема для папки может быть совершенно любой. Как и ее сложность.
Для детей младшего возраста можно брать «широкие, обобщающие» темы: зима, осень, транспорт и т. п. У вас получится книжка с самыми общеизвестными знаниями. Это хорошо подойдет для совсем маленьких детей, для которых эти знания являются новыми.
Для детей старшего возраста - темы берут более узкие, несущие конкретную информацию - это будет более продуктивно, например: снег, снегирь, санки…
2. После того, как вы избрали тему, вам надо взять бумагу и ручку и написать план. Ведь ЛЭПБУК - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему (содержание). А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.
3. Следующий этап самый интересный : Теперь надо продумать его содержание, как в ЛЭПБУКЕ будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это можно разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т. д.
Необходимые материалы для изготовления
Теперь можно приступать к сборке ЛЭПБУКА. Что для этого необходимо приготовить?
- распечатанные шаблоны ЛЭПБУКА (можно на цветной бумаге);
- картонная папка-основа или лист плотной бумаги формата А3 или 2 листа А4);
- ножницы;
- клей-карандаш;
- цветные карандаши, фломастеры;
- скотч;
- степлер.
Вырезаем детали, приклеиваем все на свои места. А после этого начинаем занятия с ребенком.
Вывод
Данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы способствует развитию личности, мотивации и способностей ребенка.