Наталия Пимашова
Как правильно построить беседу с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение: «Как правильно построить беседу с детьми?»
Беседа с ребенком – это только часть вашего с ним общения, но она – именно та часть, которая начинается еще до его рождения. Находясь в утробе матери, младенец уже в состоянии слышать голоса матери и тех, кто находится с ней в постоянном контакте. Когда ребенок рождается, он уже способен распознавать эти голоса. Именно слушая речь взрослых, дети учат язык. Важно помнить, что ребенок в каждом возрасте находится на определенном этапе развития и не способен понимать окружающий мир и события так же, как взрослый. Важная способность родителя – научиться говорить с ним на его уровне. Младенцы и малыши, которые только учатся ходить, еще не могут говорить, но они уже в состоянии понимать физические и эмоциональные изменения в окружающих их людях. В возрасте от 3-х до 5-ти лет дети обладают так называемым «магическим мышлением». Они искренне верят в то, что окружающий мир может изменяться от их пожеланий или чаяний (загадав подарок надень рождения или Новый год, он обязательно появится или обидчик будет наказан, если пожелать ему зла). Каждый день дети познают новые вещи, и у них всегда есть желание обсудить свои переживания по этому поводу. Часто все, что они хотят от вас – это увидеть в вас заинтересованного слушателя.
Публикация «Как правильно построить беседу с детьми» размещена в разделах
В условиях детского сада беседа используется как важное средство коллективного общения детей. Беседа-это организованный, целенаправленный разговор воспитателя с детьми по определенной теме, который состоит из вопросов и ответов. Беседа как метод обучения используется в основном в старших группах. Однако отдельные беседы (например, о труде взрослых в детском саду, о временах года) можно успешно проводить в средней группе (со второй половины года). Беседа в первую очередь является методом уточнения и систематизации представлений детей, полученных ими в процессе повседневной жизни и на занятиях. Характер бесед требует от ребенка умения активно воспроизводить свои знания, сравнивать, рассуждать, делать выводы.
Посредством бесед дети :
- обогащают и активизируют словарь;
- усваивают сведения о конкретных предметах и явлениях;
- углубляют представления о том, что они воспринимали на прогулках, экскурсиях;
- учатся концентрировать свое внимание на одном предмете ;
- учатся правильно применять грамматические формы слов;
- учатся четко произносить слова, правильно ставить ударения;
- развивают умение слушать и понимать вопросы, правильно формулировать ответ на них-коротко или подробно, в зависимости от характера вопроса, правильно задавать вопросы.
При подготовке воспитатель:
- определяет тему беседы
- ставит цели и задачи
- подбирает содержание, наглядные пособия, технические средства, продумывает, как учесть индивидуальные особенности детей и обеспечить дифференцированное руководство ими во время беседы.
Беседа является сложным методом обучения, ее ход зависит не только от подготовки самого воспитателя, но и от уровня развития детей, их знаний, от степени их активности и самостоятельности. Она требует от ребенка напряжения внимания, он должен все время следить за ходом беседы, не отвлекаться от темы, слушать своих товарищей, вспоминать, обобщать, быть готовым отвечать, в то же время сдерживать себя от выступления, когда не спрашивают. Перед воспитателем стоит задача поддерживать в течение всего занятия активность детей, мобилизуя их внимание.
В беседе выделяют такие структурные элементы, как начало беседы, основная и заключительная части. Начать беседу можно по-разному – с упоминания, с рассказа, с рассматривания картинки, игрушки, предмета, с загадывания загадки, чтения стихотворения, которые имеют прямое отношение к теме. В основной части беседы раскрывается ее конкретное содержание. По ходу беседы воспитатель дает объяснение, утверждает детские ответы, обобщает их, показывает наглядный материал и т. д. В заключительной части беседы можно прочитать художественное повествование, провести дидактическую игру, прослушать магнитофонную запись.
Содержанием беседы является программный материал по ознакомлению детей с окружающей действительностью: с предметами быта, труда, с бытом и трудом людей, явлениями природы, общественной жизнью, праздниками, с играми, учебой и трудом детей в детском саду. В беседах можно обсудить прослушанные сказки, рассказы, стихотворения, рассмотренные картины, кинофильмы и т. д. Воспитатель должен глубоко продумывать содержание бесед, отбирать для обсуждения те факты и явления, которые подводят детей к обобщающим выводам и в то же время требуют дополнительных объяснений, сведений, чтобы дети полнее и глубже осмыслили материал наблюдений. Содержание бесед должно педагогически ценным, способствовать осуществлению задач всестороннего воспитания детей и вместе с тем быть посильным, психологически близким ребенку-дошкольнику. Значительное место в успешном проведении беседы имеет предварительная подготовка к ней воспитателя и детей. Беседа должна строится на основе жизненного опыта и знаний детей. В зависимости от содержания беседы, в ней в различных сочетаниях используются такие приемы, как вопрос, объяснение, показ наглядного материала. В процессе беседы воспитатель иногда сообщает новые сведения, чтобы уточнить или углубить знания детей о тех предметах и явлениях, о которых идет речь. В беседе можно использовать различные приемы словарной работы – объяснение воспитателем значения отдельных слов, повторение слова хором вместе с воспитателем.
Успех и результативность бесед во многом зависит от правильно поставленных перед детьми вопросов. Все вопросы можно разделить на две группы:
- к первой те, которые требуют от детей простого ответа или описания предметов и явлений. Это вопросы: Что? Кто? Какой? Куда? и др. Они ставятся в начале беседы для того, чтобы восстановить в памяти ребенка то, что он видел, пережил.
- вторая требует от детей некоторых логических обобщений, умозаключений, установления причинных связей, раскрытие содержания темы. Это вопросы: Для чего? Почему? Зачем? Чем похожи? Как узнать? и др. Такие вопросы поискового проблемного характера должны играть ведущую роль в беседе, особенно в старших группах. Вопросы воспитатель должен формулировать четко, конкретно, коротко. В самом вопросе не должно быть непонятных детям слов и должна быть только одна мысль. В ходе беседы воспитатель спрашивает как можно больше детей, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого. застенчивых – подбадривать, оживленных -сдерживать. Недопустимо спрашивать одних и тех же детей. Важным показателем активного участия детей в беседе являются их вопросы. Воспитатель должен быть внимательным к вопросам детей, которые возникают у них в процессе беседы : одобрить удачные, отметить наблюдательность, любознательность. Проводя беседу, воспитатель должен помнить, что она должна иметь характер организованного разговора, проходить свободно, не напряженно, в обычных, непринужденных условиях, и способствовать развитию живой, образной речи детей.
Советы, помогающие наладить общение с ребенком:
- выслушайте малыша внимательно – покажите, что он важен для вас!
-не бойтесь исправлять его ошибки!
- не будьте противоречивыми!
- используйте те слова, которые понимает ребенок.
- во время общения будьте с ребенком на одном уровне!
- во время беседы используйте спокойный тон!
- критика поведения ребенка редко помогает!