Лучший педагог года

Воспитание экологической культуры через разные виды детской деятельности

Шидакова Аминат
Воспитание экологической культуры через разные виды детской деятельности

Сообщение из опыта

«Воспитание экологической культуры через разные виды детской деятельности»

Слайд 1 Тема сообщения

Слайд 2

Своё выступление хотелось бы начать со слов Василия Александровича Сухомлинского

«Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

Публикация «Воспитание экологической культуры через разные виды детской деятельности» размещена в разделах

В настоящее время вопрос экологического воспитания дошкольников – важный, интересный и актуальный. Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу - значит творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы наш Дом стал краше и богаче.

Слайд 3

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Это заключается в том, чтобы воспитать у детей любовь к родной природе, способность воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умение бережно относиться к растениям и животным.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в самостоятельной деятельности и в НОД. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы, организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.

Слайд 4

Я определила для себя основную цель работы: Воспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.

Слайд 5

Поставила задачи:

- развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе;

- воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы;

- формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.

В своей работе по экологическому воспитанию наряду с основной общеобразовательной программой я использую парциальную программу С. Н. Николаевой «Юный эколог».

Слайд 6

В своей группе провожу работу по экологическому воспитанию дошкольников, создан центр природы, у нас имеется природоведческая литература, дидактические пособия, игры экологического содержания.

Благодаря этому у детей формируются знания о растениях, условия их существования, природоохранные навыки, развивается наблюдательность, познавательная активность.

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность. Чтобы удовлетворять интересы детей, пополнила исследовательскую лабораторию материалами для простейшего экспериментирования.

Создав необходимые условия для экологического воспитания детей, я старалась подбирать наиболее эффективные методы и приемы работы с детьми.

Поэтому вся моя дальнейшая работа представляла собой систему по формированию экологической культуры детей в процессе занятий и в свободной деятельности.

Слайд 7

В своей работе по экологическому воспитанию использовала различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.

Слайд 8

Чтобы более широко раскрыть представления детей о природе, углубить знания детей, использовала ИКТ. Они, в силу своей наглядности, красочности и простоты, позволяют мне более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий обобщения и систематизаций знаний.

Слайд 9

Основную роль в формировании системы первоначальных экологических представлений, понятий и знаний я отводила организованной образовательной деятельности (ООД).

При взаимодействии с детьми использовала различные формы работы. Но особое место занимает экспериментирование - в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к определенным суждениям и умозаключениям. Экспериментируем мы как на занятиях, так вне занятий, большие возможности для экспериментирования нам предоставила природа. Во время опытов уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Слайд 10

На занятиях ознакомительного типа знакомила ребят с животными, растениями и условиями их обитания, которые не представлены в ближайшем окружении и не могут быть познаны через наблюдения. В работе использовала демонстрационные и учебные пособия, рассматривание иллюстраций, картин, чтение детской художественной литературы, что позволило сформировать у детей отчетливые представления.

В зимне-весенний период проводим наблюдения за набуханием почек и появлением первых листочков на веточках, которые находим на улице и ставим в вазу.

Слайд 11

Для более полного осмысления содержания этих занятий в своей работе применяла новые педагогические технологии: алгоритмы, схемы, благодаря которым дети получали много знаний о родной природе, которые позволяют сопоставлять, анализировать. Проводя такие занятия, углубляла и обобщала с детьми хорошо знакомый им материал, с помощью моделей и других форм наглядности показываю экологические зависимости природы.

Слайд 12

Провела Всероссийский урок «Эколята – молодые защитники природы» по теме «Юные друзья леса». В ходе организованной образовательной деятельности дети отвечали на вопросы, отгадывали загадки и выполняли игровые задания.

Слайд 13

Экологическое воспитание детей проходит через все виды деятельности. На занятиях по речевому развитию дети восхищались красотой природы, знакомясь с произведениями писателей, поэтов. Хорошим средством привлечения внимания детей являются сказки о животных, которые легко и органично входят в жизнь ребенка.

В книжном уголке есть книги и загадки о животных, которые мы читаем постоянно и рассматриваем иллюстрации.

Так же ребята смотрели фильмы о природе и животных.

Слайд 14

В деятельности по изобразительному искусству ребёнок получает возможность творить, создавать красивое в своих работах. Работая в этом направлении я стараюсь сформировать в детях такие качества личности, как умение одухотворять живую и неживую природу; способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, готовность почувствовать боль и радость живых существ, сопереживать им; стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой; умение восхищаться красотой и многообразием природных форм.

Слайд 15

Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживанием, вести к преобразованию окружающего мира. Формы и методы работы с детьми по формированию у детей экологического сознания разнообразны : выполнение музыкально-ритмических движений, слушание музыки, игра на музыкальных инструментах.

Слайд 16

В своих детях стараюсь воспитывать, в первую очередь, такие ценнейшие качества, как способность внимательно наблюдать действительность, чувствовать прекрасное в природе и искусстве, ответственно относиться к своим маленьким трудовым обязанностям, эмоционально откликаться на нужды других людей и стремиться помочь им в случае необходимости.

В группе также есть методические пособия, альбомы с изображением животных и растений, энциклопедии для детей, которые они рассматривают в свободное время.

Слайд 17

Из своего опыта работы могу сказать, что формирование у детей ответственного отношения к природе – процесс длительный и сложный. Когда ребёнок познаёт мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили объекты природы, поэтому прогулки также широко используются для экологического воспитания детей, на которых знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На основе таких наблюдений в природе у детей формируются первоначальные представления о природе, которые в дальнейшем помогут им увидеть и понять связи и отношения природных явлений.

Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества предмета использую загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки.

Непосредственное общение с природой вызывает у детей большой интерес.

Слайд 18

Играя, наблюдая, проводя опыты с камнями, песком, опавшими листьями ребята становятся любознательными, у них появляется множество вопросов. Дети научились наблюдать за природными явлениями, отмечать новое, устанавливать связь между отдельными явлениями, передавать свои впечатления.

Слайд 19

Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни.

Слайд 20

С целью знакомства детей с природой, воспитания любви к ней, создания у детей практического опыта трудовой деятельности организую работу в уголке природы, где содержатся комнатные растения, за которыми дети ежедневно ухаживают. Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям.

Слайд 21

В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать, а помогают им в этом разработанные мною дидактические, пальчиковые игры, календарь природы, где дети регулярно фиксируют погоду и состояние живой природы условными знаками

Слайд 22

Большую радость доставляет детям труд на участке, в цветнике. Непосредственно соприкасаясь с предметами природы, дети приобретают конкретные знания о ней.

Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им удовольствие и радость. Работая, дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарем, усваивают приемы ухода за растениями, получают много сведений о росте и развитии растений.

Слайд 23

Одно из самых действенных средств экологического воспитания дошкольников - игра. Экологические игры в нашей группе имели место и на занятиях, и в деятельности взрослого с детьми (в наблюдениях, в трудовой деятельности, в содержании праздников и развлечений) и в самостоятельной экологически ориентированной деятельности детей. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и лучше усваивают материал.

В формировании у детей эмоционального заинтересованного отношения к природе использую разные виды игр.

В свободное время дети с удовольствием играют в настольно-печатные игры: «Ботаническое лото», «Кто где живет?», «Кто что ест?», Овощи-фрукты» и др.

Слайд 24, 25, 26

Наиболее эффективный способ реализации задач экологического воспитания - это организация проектной деятельности. Мною разработан и реализован экологический проект : «Огород на подоконнике» целью которого было развитие у детей основ исследовательской деятельности, формирование представлений об основных потребностях растения, условиях, которые необходимы для его роста. Дети рассмотрели все семена под лупой: лук петрушка, фасоль, тыква, укроп, горох.

Посадили: огурцы, фасоль, семена цветов на рассаду для клумбы, мы наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Наши наблюдения и все видимые изменения фиксировали в «Дневник наблюдения. Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности.

Слайд 27

Новой формой работы по экологическому воспитанию в нашем ДОУ являются Природоохранные акции. Акция «Поможем зимующим птицам» стала уже традиционна в нашем детском саду. Она продолжалась на протяжении всей зимы, привлекала родителей к участию акциях экологической направленности.

Цель этой акции - воспитание у детей и их родителей эмоционально-положительного отношения к птицам, развить желание помочь им.

Акция нашла отклик у детей, а так же их родителей. Они с удовольствием всей семьёй изготовили кормушки и приняли участие в акции. Дети через беседы, наблюдения, а так же в различных видах познавательной и продуктивной деятельности узнали о различных видах птиц своей местности, характерные особенности их внешнего вида, поведения.

В ходе проведения акции дети поняли, что они делают хорошее дело – помогают выжить птицам в самое трудное время года. Но самое главное, что дети поняли, что в наших силах помогать птицам, заботиться о них и то, что мы можем и должны заботиться о наших братьях меньших

Слайд 28

Природоохранная акция «День Земли» (21 марта).

Цель этой акции: углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.

В ходе проведения акции помогла детям понять, что планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в н м, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Совместно с детьми изготовили плакат «Земля наш общий дом».

Слайд 29

В рамках акции интересно прошло развлечение «Земля-наш общий дом», дети приложили максимум стараний, умений и знаний по экологическому воспитанию : это знания о природе, ее явлениях, жизни диких животных, птиц, насекомых и т. д.

Слайд 30

Очень тесно веду работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использую традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы).

Я считаю, что такой подход способствует не только формированию экологической компетентности, но и сотрудничеству, эмоциональному и

нравственному развитию в отношениях родителей и детей.

Слайд 31

Родители вместе с детьми ежегодно и с удовольствием участвуют в тематических выставках поделок из природного материала, выставках рисунков о природе. Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.

Я думаю, что такой подход способствует не только формированию экологической компетентности, но и сотрудничеству, эмоциональному и

нравственному развитию в отношениях родителей и детей.

Слайд 32

Таким образом я считаю, что система педагогической деятельности, направленная на воспитание у дошкольников экологической культуры и выбранные мной формы работы с детьми являются эффективными. Работая над экологическим воспитанием детей, я заметила, что у ребят появился устойчивый интерес к миру природы, который способствовал пониманию экологических проблем, развитию милосердия, любви к природе. Экологические знания позволили развивать логику, мышление, интеллект, творчество, что так важно при подготовке детей к обучению в школе.

Я уверена, что пройдет время, дети вырастут, научатся беречь и любить природу, чтобы сохранить ее для последующих поколений.

Слайд 33

Результат моей работы - постепенно все дети становятся инициативными, у них появляется интерес и ответственное отношение к делу.

Публикации по теме:

Воспитание экологического сознания и экологической культуры дошкольников в детском саду и домаВоспитание экологического сознания и экологической культуры дошкольников в детском саду и дома Воспитание экологического сознания и экологической культуры дошкольников в детском саду и дома В современном мире воспитание экологического.

Конспект наблюдения на прогулке за природой «Воспитание экологической культуры в воссоздании растительной природы на окошке»Конспект наблюдения на прогулке за природой «Воспитание экологической культуры в воссоздании растительной природы на окошке» Конспект наблюдения на прогулке за природойВоспитание экологической культуры в воссоздании растительной природы на окошкеЦель: - Развитее.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: " Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.

Личная концепция по проблеме «Воспитание экологической культуры у дошкольников» АЛГОРИТМ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА. [/h3] 1. Обоснование проблемы:В настоящее время как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания.

Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста»Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 8 «Солнышко» «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного.

Презентация «Воспитание экологической культуры дошкольников» (часть 2) Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию презентацию: "Воспитание экологической культуры дошкольников", в которой делюсь своим опытом,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание экологической культуры через разные виды детской деятельности
Опубликовано: 27 ноября 2023 в 16:12
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД