Шидакова Аминат
Воспитание экологической культуры через разные виды детской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение из опыта
«Воспитание экологической культуры через разные виды детской деятельности»
Слайд 1 Тема сообщения
Слайд 2
Своё выступление хотелось бы начать со слов Василия Александровича Сухомлинского
«Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Природа, планета Земля, экология
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
В настоящее время вопрос экологического воспитания дошкольников – важный, интересный и актуальный. Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу - значит творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы наш Дом стал краше и богаче.
Слайд 3
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Это заключается в том, чтобы воспитать у детей любовь к родной природе, способность воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умение бережно относиться к растениям и животным.
Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в самостоятельной деятельности и в НОД. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы, организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.
Слайд 4
Я определила для себя основную цель работы: Воспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.
Слайд 5
Поставила задачи:
- развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе;
- воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы;
- формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.
В своей работе по экологическому воспитанию наряду с основной общеобразовательной программой я использую парциальную программу С. Н. Николаевой «Юный эколог».
Слайд 6
В своей группе провожу работу по экологическому воспитанию дошкольников, создан центр природы, у нас имеется природоведческая литература, дидактические пособия, игры экологического содержания.
Благодаря этому у детей формируются знания о растениях, условия их существования, природоохранные навыки, развивается наблюдательность, познавательная активность.
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность. Чтобы удовлетворять интересы детей, пополнила исследовательскую лабораторию материалами для простейшего экспериментирования.
Создав необходимые условия для экологического воспитания детей, я старалась подбирать наиболее эффективные методы и приемы работы с детьми.
Поэтому вся моя дальнейшая работа представляла собой систему по формированию экологической культуры детей в процессе занятий и в свободной деятельности.
Слайд 7
В своей работе по экологическому воспитанию использовала различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.
Слайд 8
Чтобы более широко раскрыть представления детей о природе, углубить знания детей, использовала ИКТ. Они, в силу своей наглядности, красочности и простоты, позволяют мне более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий обобщения и систематизаций знаний.
Слайд 9
Основную роль в формировании системы первоначальных экологических представлений, понятий и знаний я отводила организованной образовательной деятельности (ООД).
При взаимодействии с детьми использовала различные формы работы. Но особое место занимает экспериментирование - в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к определенным суждениям и умозаключениям. Экспериментируем мы как на занятиях, так вне занятий, большие возможности для экспериментирования нам предоставила природа. Во время опытов уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
Слайд 10
На занятиях ознакомительного типа знакомила ребят с животными, растениями и условиями их обитания, которые не представлены в ближайшем окружении и не могут быть познаны через наблюдения. В работе использовала демонстрационные и учебные пособия, рассматривание иллюстраций, картин, чтение детской художественной литературы, что позволило сформировать у детей отчетливые представления.
В зимне-весенний период проводим наблюдения за набуханием почек и появлением первых листочков на веточках, которые находим на улице и ставим в вазу.
Слайд 11
Для более полного осмысления содержания этих занятий в своей работе применяла новые педагогические технологии: алгоритмы, схемы, благодаря которым дети получали много знаний о родной природе, которые позволяют сопоставлять, анализировать. Проводя такие занятия, углубляла и обобщала с детьми хорошо знакомый им материал, с помощью моделей и других форм наглядности показываю экологические зависимости природы.
Слайд 12
Провела Всероссийский урок «Эколята – молодые защитники природы» по теме «Юные друзья леса». В ходе организованной образовательной деятельности дети отвечали на вопросы, отгадывали загадки и выполняли игровые задания.
Слайд 13
Экологическое воспитание детей проходит через все виды деятельности. На занятиях по речевому развитию дети восхищались красотой природы, знакомясь с произведениями писателей, поэтов. Хорошим средством привлечения внимания детей являются сказки о животных, которые легко и органично входят в жизнь ребенка.
В книжном уголке есть книги и загадки о животных, которые мы читаем постоянно и рассматриваем иллюстрации.
Так же ребята смотрели фильмы о природе и животных.
Слайд 14
В деятельности по изобразительному искусству ребёнок получает возможность творить, создавать красивое в своих работах. Работая в этом направлении я стараюсь сформировать в детях такие качества личности, как умение одухотворять живую и неживую природу; способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, готовность почувствовать боль и радость живых существ, сопереживать им; стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой; умение восхищаться красотой и многообразием природных форм.
Слайд 15
Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживанием, вести к преобразованию окружающего мира. Формы и методы работы с детьми по формированию у детей экологического сознания разнообразны : выполнение музыкально-ритмических движений, слушание музыки, игра на музыкальных инструментах.
Слайд 16
В своих детях стараюсь воспитывать, в первую очередь, такие ценнейшие качества, как способность внимательно наблюдать действительность, чувствовать прекрасное в природе и искусстве, ответственно относиться к своим маленьким трудовым обязанностям, эмоционально откликаться на нужды других людей и стремиться помочь им в случае необходимости.
В группе также есть методические пособия, альбомы с изображением животных и растений, энциклопедии для детей, которые они рассматривают в свободное время.
Слайд 17
Из своего опыта работы могу сказать, что формирование у детей ответственного отношения к природе – процесс длительный и сложный. Когда ребёнок познаёт мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили объекты природы, поэтому прогулки также широко используются для экологического воспитания детей, на которых знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На основе таких наблюдений в природе у детей формируются первоначальные представления о природе, которые в дальнейшем помогут им увидеть и понять связи и отношения природных явлений.
Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества предмета использую загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки.
Непосредственное общение с природой вызывает у детей большой интерес.
Слайд 18
Играя, наблюдая, проводя опыты с камнями, песком, опавшими листьями ребята становятся любознательными, у них появляется множество вопросов. Дети научились наблюдать за природными явлениями, отмечать новое, устанавливать связь между отдельными явлениями, передавать свои впечатления.
Слайд 19
Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни.
Слайд 20
С целью знакомства детей с природой, воспитания любви к ней, создания у детей практического опыта трудовой деятельности организую работу в уголке природы, где содержатся комнатные растения, за которыми дети ежедневно ухаживают. Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям.
Слайд 21
В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать, а помогают им в этом разработанные мною дидактические, пальчиковые игры, календарь природы, где дети регулярно фиксируют погоду и состояние живой природы условными знаками
Слайд 22
Большую радость доставляет детям труд на участке, в цветнике. Непосредственно соприкасаясь с предметами природы, дети приобретают конкретные знания о ней.
Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им удовольствие и радость. Работая, дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарем, усваивают приемы ухода за растениями, получают много сведений о росте и развитии растений.
Слайд 23
Одно из самых действенных средств экологического воспитания дошкольников - игра. Экологические игры в нашей группе имели место и на занятиях, и в деятельности взрослого с детьми (в наблюдениях, в трудовой деятельности, в содержании праздников и развлечений) и в самостоятельной экологически ориентированной деятельности детей. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и лучше усваивают материал.
В формировании у детей эмоционального заинтересованного отношения к природе использую разные виды игр.
В свободное время дети с удовольствием играют в настольно-печатные игры: «Ботаническое лото», «Кто где живет?», «Кто что ест?», Овощи-фрукты» и др.
Слайд 24, 25, 26
Наиболее эффективный способ реализации задач экологического воспитания - это организация проектной деятельности. Мною разработан и реализован экологический проект : «Огород на подоконнике» целью которого было развитие у детей основ исследовательской деятельности, формирование представлений об основных потребностях растения, условиях, которые необходимы для его роста. Дети рассмотрели все семена под лупой: лук петрушка, фасоль, тыква, укроп, горох.
Посадили: огурцы, фасоль, семена цветов на рассаду для клумбы, мы наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Наши наблюдения и все видимые изменения фиксировали в «Дневник наблюдения. Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности.
Слайд 27
Новой формой работы по экологическому воспитанию в нашем ДОУ являются Природоохранные акции. Акция «Поможем зимующим птицам» стала уже традиционна в нашем детском саду. Она продолжалась на протяжении всей зимы, привлекала родителей к участию акциях экологической направленности.
Цель этой акции - воспитание у детей и их родителей эмоционально-положительного отношения к птицам, развить желание помочь им.
Акция нашла отклик у детей, а так же их родителей. Они с удовольствием всей семьёй изготовили кормушки и приняли участие в акции. Дети через беседы, наблюдения, а так же в различных видах познавательной и продуктивной деятельности узнали о различных видах птиц своей местности, характерные особенности их внешнего вида, поведения.
В ходе проведения акции дети поняли, что они делают хорошее дело – помогают выжить птицам в самое трудное время года. Но самое главное, что дети поняли, что в наших силах помогать птицам, заботиться о них и то, что мы можем и должны заботиться о наших братьях меньших
Слайд 28
Природоохранная акция «День Земли» (21 марта).
Цель этой акции: углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.
В ходе проведения акции помогла детям понять, что планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в н м, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Совместно с детьми изготовили плакат «Земля наш общий дом».
Слайд 29
В рамках акции интересно прошло развлечение «Земля-наш общий дом», дети приложили максимум стараний, умений и знаний по экологическому воспитанию : это знания о природе, ее явлениях, жизни диких животных, птиц, насекомых и т. д.
Слайд 30
Очень тесно веду работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использую традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы).
Я считаю, что такой подход способствует не только формированию экологической компетентности, но и сотрудничеству, эмоциональному и
нравственному развитию в отношениях родителей и детей.
Слайд 31
Родители вместе с детьми ежегодно и с удовольствием участвуют в тематических выставках поделок из природного материала, выставках рисунков о природе. Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.
Я думаю, что такой подход способствует не только формированию экологической компетентности, но и сотрудничеству, эмоциональному и
нравственному развитию в отношениях родителей и детей.
Слайд 32
Таким образом я считаю, что система педагогической деятельности, направленная на воспитание у дошкольников экологической культуры и выбранные мной формы работы с детьми являются эффективными. Работая над экологическим воспитанием детей, я заметила, что у ребят появился устойчивый интерес к миру природы, который способствовал пониманию экологических проблем, развитию милосердия, любви к природе. Экологические знания позволили развивать логику, мышление, интеллект, творчество, что так важно при подготовке детей к обучению в школе.
Я уверена, что пройдет время, дети вырастут, научатся беречь и любить природу, чтобы сохранить ее для последующих поколений.
Слайд 33
Результат моей работы - постепенно все дети становятся инициативными, у них появляется интерес и ответственное отношение к делу.