Лариса Бородина
Сообщение из опыта работы «Здоровый образ жизни детей — забота общая»
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение из опыта работы
Воспитатель: Бородина Л. С.
Ребенок до 7 лет проходит огромный путь развития. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Проведенный мною опрос родителей показал, что:
-100% родителей хотят видеть своих детей здоровыми.
Публикация «Сообщение из опыта работы „Здоровый образ жизни детей — забота общая“» размещена в разделах
-92% всесторонне- развитыми, обладающими коммуникативными качествами.
Я поставила перед собой следующие задачи:
-способствовать физическому развитию ребенка, его оздоровлению.
-формировать ценность здорового образа жизни, осознание значения правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены.
Успешная реализация этих задач возможна лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: режим, рациональное питание, закаливание и движения.
Помочь ребенку вырасти здоровым возможно лишь в тесном сотрудничестве с родителями. Начальной целью моей работы было повышение уровня знаний и интереса родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей; познакомить и научить родителей, как полноценно проводить выходные и праздничные дни совместно с детьми, то есть: играть, общаться. Объясняла, что двигательная активность- необходимое условие разностороннего развития ребенка: окружающий мир он познает через движения, в них находит выход своей неуемной жажде познания, энергии, фантазии. Движения создают условия для развития интеллекта, стимулируют речевую и эмоциональную активность, учат общению; словом движение - это жизнь ребенка, его стихия.
Для полноценного физического развития детей и реализации в потребности в движении я совместно с родителями создала определенные условия в группе. Был оформлен уголок физической культуры, в котором находятся пособия для профилактики плоскостопия. На территории детского сада имеется спортивная площадка с «полосами препятствий», футбольными воротами; в зимнее время я вместе с родителями и детьми соорудили снежную горку (высотой 100см.) со скатом (длиной 3м.) для катания на санках, с площадкой (1,5 *1,5) и лесенкой (12-14см. высота, ширина- 25см.); ледяную дорожку длиной до 1м. ; мостик для вхождения и спуска, валы для перелезания. Все эти постройки были опробованы родителями вместе с детьми.
Чтобы детство наших детей было счастливым, главное место в их жизни должна занимать игра. Играя, ребенок учится и познает жизнь. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьезное дело. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь.
Если не играть с ребенком, не руководить его игрой, то у него не будет сформировано умение играть как самостоятельно, так и с другими детьми. Игра становится средством развития и воспитания в том случае, если построена на содержательном общении с взрослым. Играть с ребенком нужно на равных. Мама или папа выполняют те же действия, что и ребенок (ездят на машине, укладывают «дочку» спать, проползи под дугой, подпрыгни как «лягушка» и т. д.) Во время игры с ребенком нужно побуждать его к новым действиям. Очень часто бывает трудно ребенку выполнять какое- либо движение на глазах у всех, а в совместных играх со сверстниками и родителями, подражая действиям своих товарищей и родителей, ребенок естественно и непринужденно выполняет самые различные движения. В таких играх ребенок легче преодолевает робость, застенчивость.
Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащают, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру детей в свои силы. Для того, чтобы узнать в какие игры и как играют родители с детьми дома, я беседовала с родителями, предложив ряд вопросов: «Как вы считаете, нужно ли руководить игрой ребенка?», «Расскажите об игровом уголке», «Какие игрушки вы изготовили совместно с ребенком в домашних условиях?», «В какие игры вы играете с ребенком?», «Как проводите досуг в семье?». Предлагала родителям консультации по темам: «Понимаем ли мы своих детей?», «Игры дома», «С ребенком на прогулке» и т. д. Проводила анкетирование: «Знаете ли вы своего ребенка?», «Какой я родитель?», «Мой ребенок пошел в детский сад», «Какой темперамент у вашего ребенка?».
Работая над результатами анкет я столкнулась с проблемой общения родителей с детьми. Видно, что родители в разговоре с детьми не берут во внимание тип нервной системы (темперамент). Если ребенок медлительный, то они торопят, независимо от того может он это делать. Я решила познакомить родителей с типами темперамента их собственных детей, рассказать им о типах воспитания преобладающих в их семьях, для того, чтобы оптимизировать детско- родительские отношения. Чтобы узнать и познакомить родителей с типами темперамента детей, я провела тестирование «Анкета темпераментов». После обработки результатов тестирования, я пригласила родителей на «Родительскую гостиную», на которой шел конкретный, адресный разговор, по оптимизации детско- родительских отношений. Каждому родителю были даны рекомендации, памятки, по тому, как строить общение с ребенком от того или иного темперамента ребенка. На последующих встречах решались практические задачи, родители учились выходить из каких- либо ситуаций.
Для того, чтобы родителям было легче организовать прогулку, досуг в выходные и праздничные дни, предлагала карточки с играми для детей : игры по сезону, игры по различным видам общеразвивающих упражнений для занятий с детьми дома, упражнения с ходьбой и бегом, ползанием и лазаньем, с катанием, с подпрыгиванием и прыжками, игры - забавы, бессюжетные игры. Даю советы родителям какие в игровом хозяйстве ребенка должны быть игрушки: сюжетно - образные (изображающие людей, животных, предметы труда, быта, транспорт и т. д., двигательные (различные каталки, коляски, мячи, скакалки, спортивные игрушки, строительные наборы, дидактические (разнообразные башенки, матрешки, настольные игры, музыкальные инструменты (погремушки, дудка, гармошка и т. д.)
Рассказываю родителям о том, что важно следить за своим тоном. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнера вселяет ребенку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть. Ребенок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Для того, родителям нужно принимать активное участие в играх детей; участие в изготовлении игр, их починке; организовывать семейные экскурсии по интересам детей; принимать активное участие в жизни детского сада. При участии родителей и воспитателей в активной жизни ребенка, интересы его становятся более устойчивыми и целеустремленными, игры детей продолжаются намного дольше, обогащаясь эпизодами из жизненного опыта ребенка и родителей, давая простор для развития воображения. Чем больше у детей жизненного опыта, приобретенных навыков и умений, чем более устойчивы правила в игре, тем больше дети понимают друг друга, умеют быстрее найти общие интересы. Речь их совершенствуется, становится ярче. В речи формируется понимание о тех сторонах жизни, которые они стараются изобразить в игре, передать словами, действиями, мимикой, жестами.
В игре ребенок испытывает сложные и высокие чувства коллективной ответственности, дружбы и товарищества, он приучается согласовывать свои действия с действиями других детей, подчинять свои стремления ходу игры, воле товарищей.
Для того, чтобы дети чувствовали себя более комфортно в детском саду, я привлекаю родителей к участию в утренниках- исполнению различных ролей: например, «Деда Мороза», «Снегурочка», «Осень», «Весна», «Зимушка- зима», «Масленница». С большим успехом проходят спортивные соревнования: «Папа, мама, я- спортивная семья», «Семейные старты», «Дни здоровья». Организую с участием родителей чаепития. Вовлекаю во время утренника родителей для выполнения заданий и участия в конкурсах: «Наряди свою маму», «Подари цветок маме».
Также можно отметить, что такая работа позволила привлечь внимание родителей к жизни и деятельности детей в детском саду, вызвала у родителей желание принимать участие в спортивных состязаниях, утренниках, организовывать чаепития и вечера игр и т. д. Эта работа помогает воспитателю стать ближе к родителям, а родителям стать ближе к своим детям. Лучше узнать их желания, потребности и возможности, дает возможность сформировать неформальные отношения между родителями и детьми.
Постепенно мне удалось вовлечь в работу большинство родителей. Это было заметно по тому, с каким интересом и желанием они принимали участие в спортивных соревнованиях, утренниках, общались друг с другом и детьми. Пропаганда здорового образа жизни помогла настроить родителей на принятие своего ребенка таким каков он есть, на желание родителей больше проводить времени с детьми, беседовать, играть.