Папки-передвижки

Сообщение из опыта работы «Влияние музыкально-дидактических игр на развитие музыкальных способностей дошкольников» (3 фото)

Юлия Бреднева
Сообщение из опыта работы «Влияние музыкально-дидактических игр на развитие музыкальных способностей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Сообщение из опыта работы «ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

НА РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Любовь человека к прекрасному, нравственные основы личности закладываются в самом раннем детстве. Они воспитываются различными средствами, в том числе и музыкой.

Публикация «Сообщение из опыта работы „Влияние музыкально-дидактических игр на развитие музыкальных способностей дошкольников“» размещена в разделах

Музыка заставляет волноваться, радоваться, грустить. Чтобы человек не оставался «глухим» к музыке, необходимо с самого раннего возраста развивать его музыкальные способности, совершенствовать музыкальный слух.

Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в это время формируются музыкальный слух и музыкальная память ребенка. Примерами ранней музыкальной одаренности могут служить В. А. Моцарт, обнаруживший незаурядные способности уже в 3 года, Ф. Й. Гайдн - в 4 года, Я. Л. Ф. Мендельсон - в 5 лет, С. С. Прокофьев - в 8 лет!

Музыкальные способности начинают формироваться в дошкольном возрасте и включают в себя ряд компонентов музыкальный слух (мелодический, тембровый, звуковысотный, музыкальную память, чувство метроритма, воображение.

• Уже на первом году жизни необходимо развивать у детей умение прислушиваться к различным звукам, к речи взрослого, звучанию инструментов.

• На втором году жизни продолжается музыкальное развитие ребенка: звукоподражание, запоминание и узнавание мелодий.

• На третьем году жизни интенсивно развивается музыкальное восприятие: умение вслушиваться в музыку, запоминать и различать особенности ее звучания.

• На четвертом году жизни происходит накопление музыкальных впечатлений, развивается способность слушать музыку, узнавать знакомые песни.

• На пятом году жизни происходит усложнение детской деятельности, в том числе и музыкальной.

• На шестом году жизни у детей воспитывается более устойчивый интерес к музыке, расширяются музыкальные впечатления.

Большую помощь в развитии музыкальности могут оказать музыкально-дидактические игры, которые являются средством обучения детей, поскольку формируют их умение различать высоту, тембр, длительность и силу звука.

Игры требуют большой слуховой сосредоточенности, которая приводит к совершенствованию процесса слухового восприятия. Они не только формируют у детей различные виды слуха, но и способствуют развитию умения слушать музыку, побуждают к самостоятельной музыкальной деятельности.

Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей в группе оформили музыкальный уголок, где есть все необходимое оборудование, в том числе и музыкально-дидактические игры, которые изготовили вместе с детьми. Постарались их сделать интересными и красочными. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. Неоценимую помощь оказывают нам в этом музыкальные игрушки и инструменты, применяемые в музыкально-дидактических играх.

В своей работе использую следующие музыкально-дидактические игры:

игры на развитие звуковысотного слуха

«Лесенка», «Музыкальное лото»

Цель: определить направление движения мелодии, различать высокие и низкие звуки.

Материал: металлофон, карточки по числу играющих, на которых нарисованы 5 линеек (нотный стан, кружочки – ноты.

Ход: ведущий играет на металлофоне мелодию вверх, вниз или на одном звуке. Дети выкладывают ноты-кружочки на линейках карточек в зависимости от направления движения мелодии.

игры на развитие ритмического слуха

«Учитесь танцевать»

Цель: учить передавать предложенный ритмический рисунок.

Материал: одна большая матрешка и маленькие матрёшки по числу играющих.

Ход: у педагога большая матрешка, у детей - маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких». Детям предлагается несложный ритмический рисунок, который необходимо одновременно повторить своими матрешками.

игры на развитие тембрового слуха

"Угадай, на чем играю»

Цель: учить различать и определять звучание музыкальных инструментов.

Материал: музыкальные инструменты, карточки (одна большая и несколько маленьких) с изображением музыкальных инструментов.

Ход: у детей по одной маленькой карточке. За ширмой звучит какой-либо музыкальный инструмент. Дети на большой карточке закрывают маленькой карточкой тот инструмент, который прозвучал за ширмой.

«Музыкальный цветок»

Цель: учить различать и определять звучание 7-ми музыкльных инструментов.

Материал: лепестки цветка, на которых изображены детские музыкальные инструменты.

Ход: дети получают по одному лепестку. За ширмой педагог играет на детских музыкальных инструментах, а дети должны узнать, какой музыкальный инструмент прозвучал. Ребенок, у которого лепесток с таким музыкальным инструментом, идет и прикрепляет лепесток к серединке цветка.

«Музыкальное дерево».

Материал: фланелеграф, ствол дерева, листья с нарисованными на них музыкальными инструментами.

Ход: дети прикрепляют листок с изображением звучащего за ширмой инструмента к дереву.

игры на развитие динамического слуха

«Кто самый внимательный»

Цель: упражнять детей в различении трех динамических оттенков: тихо, громко, умеренно.

Материал: кубики трех размеров: большой, средний, маленький.

Ход: у детей кубики трех размеров. Когда музыка исполняется громко, дети показывают большой кубик, когда умеренно - средний кубик, а когда тихо - маленький.

«Бубенчики»

Цель: учить детей различать силу звучания.

Материал: бубенчики трех видов: большие, средние и маленькие.

Ход: дети рассажены в три ряда. Первый ряд - маленькие бубенчики, второй - средние, третий - большие. При звучании громкой музыки дети поднимают вверх большие бубенчики, умеренно громкой - средние бубенчики, тихой - маленькие бубенчики.

«Букеты»

Цель: совершенствовать умения детей различать длительность звуков (долгие - короткие).

Материал: бубен, цветы ромашки и васильки.

Ход: дети поделены на две команды. У первой команды - ромашки, у второй - васильки. Ведущий ударяет в бубен. Если звуки долгие, то кивают головками скромные ромашки, а если короткие - заколышутся васильки.

«Медведь и зайцы» (проводится на прогулке)

Цель: совершенствовать умение различать тембр и длительность звуков.

Материал: шапочки с изображением медведя и зайцев, бубен.

Ход: в начале игры дети изображают походку медведя (медленно ходит, зайцев (бегают быстро). Затем надевают шапочки медведя и зайцев. При медленных ударах в бубен должны выходить медведи, при быстрых - плясать зайцы.

Как показывает практика, затруднения у детей вызывают игры на звуковысотный и ритмический слух: «Лесенка», «Музыкальное лото», «Учитесь танцевать». Большой популярностью пользуются игры на развитие тембрового и динамического слуха: «Музыкальное дерево», «Угадай, на чем играю», «Музыкальный цветок», «Бубенчики», «Букеты», «Кто самый внимательный». Дети с удовольствием выбирают роли, как ведущего, так и участников игры.

Результативность обучения в музыкально-дидактической игре повышается тогда, когда я сама активно участвую в игре, становлюсь полноправным партнером детей. Игра - прекрасная форма деятельности, позволяющая приблизить, расположить к себе детей, в том числе и малоактивных.

В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания и умения, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь - чувство товарищества, ответственности.

Литература:

1. Зимина А. Н. Музыкально-дидактические игры в малокомплектном детском саду. М. : «Тандем», 1998.-48с.

2. Злыгостева. Роль музыкально-дидактических игр в музыкальном развитии детей. // Дошкольное воспитание. - 1987.-№ 4.-с. 88.

3. Ветлугина Н. А., Кинеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. М. : Просвещение, 1983.

4. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. М. : Просвещение, 1982.-60с.

5. Кононова Н. Г. Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах. М. : Просвещение, 1990.-159с.

6. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей.

Я. : «Академия развития», 1997.-240с.

Сообщение из опыта работы «Влияние музыкально-дидактических игр на развитие музыкальных способностей дошкольников»
Фото «Влияние музыкально-дидактических игр на развитие музыкальных способностей дошкольников»
Сообщение из опыта работы - фото
Публикации по теме:

Самоанализ работы Вопросы для самоанализа музыкального руководителя ДОУ. 1. Проведите анализ условий для организации музыкально-ритмической деятельности и.

Взаимодействие педагогов и родителей в процессе музыкального воспитания детей. Музыкальное искусство и музыкальная деятельность в дошкольном возрасте - средство и путь всестороннего развития ребенка. Музыка тесно связана.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сообщение из опыта работы «Влияние музыкально-дидактических игр на развитие музыкальных способностей дошкольников»
Опубликовано: 22 января 2013 в 21:58
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сообщение из опыта работы «Влияние музыкально-дидактических игр на развитие музыкальных способностей дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Бреднева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД