Юлия Бреднева
Сообщение из опыта работы «Влияние музыкально-дидактических игр на развитие музыкальных способностей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение из опыта работы «ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
НА РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Любовь человека к прекрасному, нравственные основы личности закладываются в самом раннем детстве. Они воспитываются различными средствами, в том числе и музыкой.
Публикация «Сообщение из опыта работы „Влияние музыкально-дидактических игр на развитие музыкальных способностей дошкольников“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
Музыка заставляет волноваться, радоваться, грустить. Чтобы человек не оставался «глухим» к музыке, необходимо с самого раннего возраста развивать его музыкальные способности, совершенствовать музыкальный слух.
Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в это время формируются музыкальный слух и музыкальная память ребенка. Примерами ранней музыкальной одаренности могут служить В. А. Моцарт, обнаруживший незаурядные способности уже в 3 года, Ф. Й. Гайдн - в 4 года, Я. Л. Ф. Мендельсон - в 5 лет, С. С. Прокофьев - в 8 лет!
Музыкальные способности начинают формироваться в дошкольном возрасте и включают в себя ряд компонентов музыкальный слух (мелодический, тембровый, звуковысотный, музыкальную память, чувство метроритма, воображение.
• Уже на первом году жизни необходимо развивать у детей умение прислушиваться к различным звукам, к речи взрослого, звучанию инструментов.
• На втором году жизни продолжается музыкальное развитие ребенка: звукоподражание, запоминание и узнавание мелодий.
• На третьем году жизни интенсивно развивается музыкальное восприятие: умение вслушиваться в музыку, запоминать и различать особенности ее звучания.
• На четвертом году жизни происходит накопление музыкальных впечатлений, развивается способность слушать музыку, узнавать знакомые песни.
• На пятом году жизни происходит усложнение детской деятельности, в том числе и музыкальной.
• На шестом году жизни у детей воспитывается более устойчивый интерес к музыке, расширяются музыкальные впечатления.
Большую помощь в развитии музыкальности могут оказать музыкально-дидактические игры, которые являются средством обучения детей, поскольку формируют их умение различать высоту, тембр, длительность и силу звука.
Игры требуют большой слуховой сосредоточенности, которая приводит к совершенствованию процесса слухового восприятия. Они не только формируют у детей различные виды слуха, но и способствуют развитию умения слушать музыку, побуждают к самостоятельной музыкальной деятельности.
Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей в группе оформили музыкальный уголок, где есть все необходимое оборудование, в том числе и музыкально-дидактические игры, которые изготовили вместе с детьми. Постарались их сделать интересными и красочными. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. Неоценимую помощь оказывают нам в этом музыкальные игрушки и инструменты, применяемые в музыкально-дидактических играх.
В своей работе использую следующие музыкально-дидактические игры:
игры на развитие звуковысотного слуха
«Лесенка», «Музыкальное лото»
Цель: определить направление движения мелодии, различать высокие и низкие звуки.
Материал: металлофон, карточки по числу играющих, на которых нарисованы 5 линеек (нотный стан, кружочки – ноты.
Ход: ведущий играет на металлофоне мелодию вверх, вниз или на одном звуке. Дети выкладывают ноты-кружочки на линейках карточек в зависимости от направления движения мелодии.
игры на развитие ритмического слуха
«Учитесь танцевать»
Цель: учить передавать предложенный ритмический рисунок.
Материал: одна большая матрешка и маленькие матрёшки по числу играющих.
Ход: у педагога большая матрешка, у детей - маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких». Детям предлагается несложный ритмический рисунок, который необходимо одновременно повторить своими матрешками.
игры на развитие тембрового слуха
"Угадай, на чем играю»
Цель: учить различать и определять звучание музыкальных инструментов.
Материал: музыкальные инструменты, карточки (одна большая и несколько маленьких) с изображением музыкальных инструментов.
Ход: у детей по одной маленькой карточке. За ширмой звучит какой-либо музыкальный инструмент. Дети на большой карточке закрывают маленькой карточкой тот инструмент, который прозвучал за ширмой.
«Музыкальный цветок»
Цель: учить различать и определять звучание 7-ми музыкльных инструментов.
Материал: лепестки цветка, на которых изображены детские музыкальные инструменты.
Ход: дети получают по одному лепестку. За ширмой педагог играет на детских музыкальных инструментах, а дети должны узнать, какой музыкальный инструмент прозвучал. Ребенок, у которого лепесток с таким музыкальным инструментом, идет и прикрепляет лепесток к серединке цветка.
«Музыкальное дерево».
Материал: фланелеграф, ствол дерева, листья с нарисованными на них музыкальными инструментами.
Ход: дети прикрепляют листок с изображением звучащего за ширмой инструмента к дереву.
игры на развитие динамического слуха
«Кто самый внимательный»
Цель: упражнять детей в различении трех динамических оттенков: тихо, громко, умеренно.
Материал: кубики трех размеров: большой, средний, маленький.
Ход: у детей кубики трех размеров. Когда музыка исполняется громко, дети показывают большой кубик, когда умеренно - средний кубик, а когда тихо - маленький.
«Бубенчики»
Цель: учить детей различать силу звучания.
Материал: бубенчики трех видов: большие, средние и маленькие.
Ход: дети рассажены в три ряда. Первый ряд - маленькие бубенчики, второй - средние, третий - большие. При звучании громкой музыки дети поднимают вверх большие бубенчики, умеренно громкой - средние бубенчики, тихой - маленькие бубенчики.
«Букеты»
Цель: совершенствовать умения детей различать длительность звуков (долгие - короткие).
Материал: бубен, цветы ромашки и васильки.
Ход: дети поделены на две команды. У первой команды - ромашки, у второй - васильки. Ведущий ударяет в бубен. Если звуки долгие, то кивают головками скромные ромашки, а если короткие - заколышутся васильки.
«Медведь и зайцы» (проводится на прогулке)
Цель: совершенствовать умение различать тембр и длительность звуков.
Материал: шапочки с изображением медведя и зайцев, бубен.
Ход: в начале игры дети изображают походку медведя (медленно ходит, зайцев (бегают быстро). Затем надевают шапочки медведя и зайцев. При медленных ударах в бубен должны выходить медведи, при быстрых - плясать зайцы.
Как показывает практика, затруднения у детей вызывают игры на звуковысотный и ритмический слух: «Лесенка», «Музыкальное лото», «Учитесь танцевать». Большой популярностью пользуются игры на развитие тембрового и динамического слуха: «Музыкальное дерево», «Угадай, на чем играю», «Музыкальный цветок», «Бубенчики», «Букеты», «Кто самый внимательный». Дети с удовольствием выбирают роли, как ведущего, так и участников игры.
Результативность обучения в музыкально-дидактической игре повышается тогда, когда я сама активно участвую в игре, становлюсь полноправным партнером детей. Игра - прекрасная форма деятельности, позволяющая приблизить, расположить к себе детей, в том числе и малоактивных.
В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания и умения, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь - чувство товарищества, ответственности.
Литература:
1. Зимина А. Н. Музыкально-дидактические игры в малокомплектном детском саду. М. : «Тандем», 1998.-48с.
2. Злыгостева. Роль музыкально-дидактических игр в музыкальном развитии детей. // Дошкольное воспитание. - 1987.-№ 4.-с. 88.
3. Ветлугина Н. А., Кинеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. М. : Просвещение, 1983.
4. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. М. : Просвещение, 1982.-60с.
5. Кононова Н. Г. Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах. М. : Просвещение, 1990.-159с.
6. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей.
Я. : «Академия развития», 1997.-240с.