Складчикова Татьяна
Речевое развитие у дошкольников «Сказка учит говорить»
▼ Скачать + Заказать документы
ФГОС дошкольного образования выделяет речевое развитие, как одно из приоритетных направлений в развитии детей раннего возраста. В ранний период дошкольного детства происходит становление речи и ее формирование. В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Постепенно уточняются правила общения, дети осваивают новые формулы речевого этикета
Публикация «Речевое развитие у дошкольников „Сказка учит говорить“» размещена в разделах
Для детей раннего возраста характерны: бедность речи, недостаточный словарный запас. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная») Плохая дикция. Неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
Мною была поставлена цель: развивать эмоциональную, выразительную речь детей раннего возраста средствами сказки.
Для достижения цели выдвинуты следующие задачи:
1. Познакомить детей с различными художественными произведениями (сказки, потешки, прибаутки, стихи).
2. Формировать потребность в общении, научить слушать образную речь.
3. Развивать активную речь (воспроизведение коротких предложений, фраз, посредством формирования умения общаться по различным поводам со взрослыми, детьми, задавать вопросы, передавать в нескольких словах, фразах, ранее полученные впечатления).
Для системного подхода был разработан перспективный план по работе с детьми и их родителями.
В процессе ознакомления с художественной литературой:
- дети учатся тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка;
- в речи активизируются имена прилагательные и глаголы;
- обогащается словарь за счет эпитетов, сравнений, эмоциональнооценочной и сказочной лексики; улучшается звуковая культура речи;
- раскрываются творческие способности; формируется нравственность и культура поведения;
- формируются представления о жизни, труде, об отношении к природе;
- развивается социальный опыт и трудовая деятельность дошкольника.
Перед взрослыми стоит задача по развитию не только разговорной бытовой речи, но и литературной. Речь – наиглавнейшее средство познавательной деятельности. Она пронизывает все 5 образовательных областей развития ребенка. Поэтому художественное слово использовалось во всех видах образовательной деятельности.
Свою работу с детьми провожу индивидуально и по подгруппам. Перед занятием готовлю наглядный материал, который предполагаю использовать во время чтения или рассказывания (игрушки, муляжи, картинки). В своей деятельности использую приемы, позволяющие включать художественное слово и произведения устного народного творчества вне занятий в разных видах деятельности. Например, при воспитании КГН и других режимных моментах.
Дети групп раннего возраста еще очень малы, они еще только начинают говорить и «читать». Книги, которые мы с вами подбираем, - яркие, красочные, интересные и соответствуют возрастным требованиям. Чтобы ребенок запомнил не только название, но и содержание произведения, приходится многократно читать, рассказывать его, прибегая к таким методам наглядного сопровождения, как показ игрушек, картинок, использование театральных атрибутов. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.
В своей работе я использую следующие методы и приемы при ознакомлении с художественной литературой:
• Дидактические игры: За время работы я изготовила немало дидактических игр на тему «Сказки», в которые с удовольствием играют дети. Общая цель всех игр: закреплять название сказок, их содержание, героев, развивать речь детей.
• Театрализация сказок. В театрализации сказок своей задачей я ставлю обучение пересказу методом проигрывания. Театрализация сказок способствует активному эмоциональному развитию речи.
Широко использую различные виды театра: пальчиковый, настольный, театр масок, театр шапочек, куклы «Бибабо».
С этого года я в своей работе по развитию речи детей стала использовать мнемотаблицы.
• Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники сегодня становится все более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем – моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, елочка- зеленая.
Этапы работы с детьми раннего возраста:
1 Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено
2. Осуществляется перекодирование информации - преобразование из абстрактных символов в образы.
3. Пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
4. Делается графическая зарисовка- мнемотаблицы.
5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.
• Чтение и рассматривание обычных книг, озвученных, книг с музыкальным сопровождением.
• Для лучшего усвоения художественной литературы в свободной деятельности предлагаем детям: игры на развитие речи, логического мышления. «Собери сказку», «Расскажи сказку».
• Большую роль отвожу организации развивающей предметнопространственной среде.
Работая с детьми по формированию выразительной речи, стараюсь создавать эмоционально благоприятные ситуации, которые способствуют возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно художественная литература помогает создавать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в диалог и раскрываются.
В ходе ООД часто меняю виды детской деятельности, чтобы предупредить утомляемость, вношу разнообразие, проводя занятия.
Система работы с детьми в данном направлении позволяет сделать благоприятные выводы. Сравнительный анализ показывает уровень успешного овладения детьми коммуникативными навыками. Словарь детей к концу году обогатился новыми словами, оборотами, выражениями Сформировался первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе; Дети овладели инициативными и эмоциональными навыками общения со взрослыми и сверстниками Выработалось положительное отношение к режимным моментам У родителей укрепилось понимание необходимости использования произведений художественной литературы в развитии речи детей. Художественная литература является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины, позволяет передавать опыт речевого поведения.
Народные сказки радуют малышей своим удивительным благозвучием, мелодичностью, содержанием, близким быту и интересам ребенка.
Все мы знаем, что чтение сказок расширяет словарный запас ребенка, развивает образное мышление. При систематическом рассказывании сказок, у ребенка развивается слуховая сосредоточенность, навыки слушания чтения книги.
Они незаметно для малыша открывают ему и настойчиво внедряют в его сознание важнейшие и вечные духовные ценности – любовь к окружающим, доброжелательность, доброту, трудолюбие и многое другое.
Успешность работы в выборе методов и приемов будет зависеть от уровня профессиональной компетенции педагога, его умелости и даже творческой одаренности.
Наблюдая за детьми, я пришла к выводу, что в ходе проведенной работы происходит повышение качественного уровня речевого развития детей группы. Дети легче входят в контакт со взрослыми и сверстниками. Ребята учатся вести диалог в непринуждённой форме. У детей наблюдается ярко выраженная любознательность, умение познавать окружающее без принуждения, стремление к творческому отображению познанного, которые помогут успешной адаптации в детском саду и требованиям учебного процесса.