Гаврилова Светлана
Сообщение из опыта работы «Самообслуживание в жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка детский сад №5 «Золотой ключик» городского округа Стрежевой»
Опыт работы на тему : «Самообслуживание в жизни ребенка»
Подготовила Гаврилова С. А.
2021 г. г. Стрежевой
Сообщение на тему : «Самообслуживание в жизни ребенка».
Трудовое воспитание начинается с самого раннего детства. И первое, чему учиться ребенок – это обслуживать себя.
Публикация «Сообщение из опыта работы „Самообслуживание в жизни ребенка“» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Опыт работы, практика
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание им самим самого себя.
Этот вид трудовой деятельности очень важен, так как он учит ребенка обходиться без помощи взрослого, самостоятельно содержать себя в чистоте и удобстве, уметь одеваться, раздеваться, принимать пищу, выполнять санитарно - гигиенические процедуры. Воспитательное значение этой трудовой деятельности - жизненно необходимо. Навыки самообслуживания мы поделили на несколько этапов. Этапы выполнялись одновременно.
На первым этапе мы формировали навыки умывания для этого делили детей на две подгруппы: мальчики и девочки. Работа проводили в тесном взаимодействии с младшим воспитателем. В тот момент когда девочки шли в туалетную комнату вместе с нами педагогами, мальчики оставались играть с младшим воспитателем на ковре в мало подвижные игры. Для этого в группе имеется картотека игр, которыми хорошо владеет младший воспитатель и игры хорошо знакомы детям. В туалетной комнате мы учили детей правилам поведения : это вставать друг за другом паровозиком, не толкать и не мешать друг другу. Процесс обучения умывания состоял из последовательных действий: намочили руки, намылили мылом, сделали мыльные перчатки, а затем смыли мыло водой. В процессе обучения основным приемом для нас был - показ действий. После того как помыли руки учили детей находить свое личное полотенце, по индивидуальным картинкам. Каждый раз мы обращали внимание на эти картинки, чтобы дети их запомнили. Учили детей снимать полотенце с крючка и вешать его на место, после того, как ребенок вытер руки. Для закрепления навыков умывания в туалетной комнате расположена схема последовательности, доступная для понимания детьми, а так же в режимных моментах мы использовали такие приемы, как рассматривание иллюстраций, чтение литературных произведений, эмоциональных песенок, потешек, пословиц, поговорок. Например: «Буль- буль- буль — журчит водица. Все ребята любят мыться», игровых, сказочных персонажей. В нашей группе это большая кукла Катя. Мы внесли ее в группу и объяснили детям, что кукла Катя приехала к малышам в гости на машине и будет теперь жить вместе с нами. Дети познакомились с куклой, мы выделили ей шкаф в туалетной комнате, в раздевальной комнате, отвели место за столом в кукольном уголке. Эта кукла присутствовала с нами во всех режимных моментах при обучения самообслуживанию. Очень важным моментом в обучении валяется тесное взаимодействие воспитателей и младшего воспитателя на группе, соблюдение одних правил и общих требований.
На втором этапе мы учили детей кушать самостоятельно. Первое время мы помогали детям при этом обучали их самостоятельно держать ложку в руке и кушать аккуратно не мешая друг другу. Для этого мы распределялись за столы, два педагога и младший воспитатель. Обращали внимание на всех детей, кто как кушает. Не позволяли детям выходить самостоятельно из за стола, а приучали это делать одновременно всей группой. И в этом режимном моменте мы использовали куклу Катю, так же усаживали ее вместе с детьми за стол, надевали ей фартук, и она оставалась с детьми на протяжении всего приема пищи. Для закрепления навыков создавали ситуации с куклой Катей в игровом уголке: «Напоим куклу Катю чаем»,
«Угостим Катю обедом» и т. д.
На третьем этапе формировали навыки раздевания и одевания. При этом первоочередным для нас было проведение образовательных ситуаций: «Рассматривание одежды куклы Кати», «Одевание куклы на прогулку», «Научим куклу Катю раздеваться после прогулки». Предлагали детям всем вместе помочь кукле одеться на улицу. Заранее приготовили куклу и вещи для нее. Предложили детям брать вещи для одевания куклы соблюдая последовательность, называть их.
При непосредственном одевании детей на прогулку, сначала мы учили их с нашей помощью снимать футболки, платья, шортики и вешать их на стульчик, снимать носки и класть их на стульчик так, чтобы пяточка была с пяточкой, резиночка с резиночкой, сандалики ставить аккуратно возле стульчика, так чтобы, сандалики не поссорились носки у них должны смотреть друг на друга. При этом постоянно проговаривали все эти действия и показывали практически. После того как все дети разделись, только тогда отправлялись в приемную, чтобы одеваться на прогулку. В приемной учили детей находить свой шкафчик и вставать возле него. Здесь нам было необходимо приучить их к одновременному одеванию: взяли все колготки – одели - встали возле кабинки, носки, кофта и т. д. Учили детей ждать друг друга. Если дети с сформированными навыками одевания справлялись быстрее других, просили их помочь другим детям. При этом мы каждый раз сначала проговаривали, в дальнейшем спрашивали: «Что мы будем одевать и как?», колготки нужно одевать так, чтобы одна полосочка была спереди, а две сзади, кофту нужно одеть рисунком спереди и т. д. Для закрепления навыков одевания в индивидуальной работе в утреннее и вечернее время использовали дидактические игры : «Собираемся на прогулку», «Найди такую же варюшку» и т. д. При одевании так же как и в других режимных моментах (умывании и приеме пищи) мы не делали акцент только на формировании этих навыков, всегда закрепляем и другие знания и умения детей, например: обращали внимание на цвет одежды (так мы закрепляли знания цветов, при приеме пищи обращали внимание на форму тарелки. В туалетной комнате спрашиваем, какого цвета полотенце и т. д.
Вся эта работа и получение положительного результата в формировании навыков самообслуживания у детей не возможна без тесного взаимодействия с родителями. В приемной для родителей была создана консультация «Я одеваюсь» с последовательностью одевания и алгоритмом складывание одежды, проводились индивидуальные беседы в которых делался акцент, на то, как родители для удобства детей должны складывать вещи. Когда родители забирали детей в вечернее время, советовали не смотря на свою занятость позволить ребенку одеваться самостоятельно.