Евгения Риттер
Опыт работы «Использование ТРИЗ-технологии в работе над связной речью дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время проблема развития речи стала очень актуальной. В современном обществе живое общение заменил компьютер. Дефицит общения с родителями и сверстниками увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Для того, чтобы научить детей связно излагать свои мысли, наряду с традиционными методиками необходимо использовать и разнообразные инновационные методы обучения. Дошкольное учреждение является основной базой для развития речи детей. В детском саду создаётся среда, которая способствует раскрытию речевых возможностей ребёнка.
Публикация «Опыт работы „Использование ТРИЗ-технологии в работе над связной речью дошкольников“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
В работе с детьми старшего дошкольного возраста для развития связной речи наряду с традиционными методами используют технологию с элементами ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Использование приёмов и методов ТРИЗ помогает развивать у дошкольников смекалку, воображение, логическое мышление и связную речь. Элементы ТРИЗ использую в различных видах деятельности. Для постановки причинно-следственных связей и активизации словаря у детей ставлю следующие вопросы: «Если накрыт стол, что из этого следует?», «А что для этого необходимо?» и т. д. Игры ТРИЗ-технологии интересны дошкольникам и помогают развитию речи, логики, мышления. Играя, дети учатся правильно говорить и отвечать на вопросы. Для проведения игры нужно увлечь каждого ребёнка и поддерживать его интерес на протяжении всей игры, подталкивая его к высказыванию собственных мыслей, делая логические рассуждения. Для проведения игры использую игрушки : Незнайку, Совушку, Айболита и т. д. Общаясь со сказочными героями дети выслушивают его мнение и высказывают своё, тем самым развиваю речь и активный словарь. (Незнайка нашёл яблоко и не знает, что это такое? Какое оно по цвету? С чем его можно сравнить? и т. д. Составь предложение с данным словом). Для выстраивания последовательности событий использую игру «Раньше-позже». Эффективна эта игра на прогулках. (Зачем оделись? Что мы будем делать на прогулке? и т. д.). При проведении НОД по окружающему миру использую игру «Кто где живёт». Дети выбирают карточку с изображением животного и строя предложения, рассказывают о среде обитания данного животного. А где еще можно увидеть (белку, зайца,? Дошкольники высказывают фантастические предположения (на коробках, в мультфильмах и т. д.). Активизирует любознательность и мыслительную деятельность игра «Назови героя» предлагается серия картинок с изображением героев сказок, нужно назвать героя и сказку при более углублённой работе предлагается назвать действующих лиц сказки). Если ребёнок затрудняется в определении героя, у него возникает вопрос: «Где можно познакомиться с этой сказкой?». Игра «Откуда это» помогает детям научиться составлять логическую цепочку, выделять главное и систематизировать накопленные знания.
Технология ТРИЗ ценна тем, что даёт возможность детям самостоятельно составить проблему и найти пути её решения в игровой форме, так как игра помогает обогатить и расширить словарный запас, что положительно влияет на развитие связной речи дошкольника. Совместная работа детского сада и семьи способствует успешному развитию ребёнка, поэтому в этом направлении провожу консультации, индивидуальные беседы с родителями по данной технологии. Пришла к выводу, что процесс развития речи у детей заметно улучшился при системном использовании технологии ТРИЗ. Дети увереннее стали аргументировать свои умозаключения, выдвигать гипотезы и поэтому речь стала их средством общения. Использование технологии ТРИЗ положительно влияет на развитие связной речи, обогащая словарный запас детей. Планирую продолжить работу в рамках технологии ТРИЗ по развитию связной речи дошкольников.