Екатерина Фролова
Развитие эмоциональной сферы дошкольников через совместную с педагогом деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение из опыта работы
«Развитие эмоциональной сферы дошкольников через совместную с педагогом деятельность»
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания. Замыкаясь на телевизоре, компьютере, дети меньше общаются со взрослыми и сверстниками, а ведь именно общение обогащает чувственную сферу. В результате дети практически разучились чувствовать эмоциональное состояние другого человека, реагировать на него, часто проявляют агрессивность. Поэтому, работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, представляется мне весьма актуальной.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2025
Мой опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с трёхлетнего возраста (вторая младшая группа). Дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется за счёт слов, обозначающих эмоции, хотя само слово «эмоция» не вводится, оно заменяется более доступным для детей этого возраста словом «настроение».
Работая с детьми не один год, общаясь с ними из дня в день, я пришла к выводу: формирование эмоций и коррекцию недостатков эмоциональной сферы необходимо рассматривать в качестве одной из приоритетных задач воспитания. Известно, что в процессе развития происходят изменения эмоциональной сферы ребёнка: меняются его взгляды на мир, отношение с окружающими. Для меня, как для воспитателя важно снять напряжение при общении детей, создать в группе комфортную обстановку, чтобы каждый ребенок чувствовал: его любят и понимают. Почувствовав себя нужным, малыш легче переживает перемену в своей жизни. С первых дней я пытаюсь установить эмоционально положительные отношения и с каждым ребёнком в отдельности и со всеми детьми в целом.
Изучив литературу по эмоциональному воспитанию дошкольников таких авторов как А. Д. Кошелев, Н. Л. Кряжева, В. М. Минаева, за основу своей работы я взяла принципы, предложенные педагогом из города Новосибирска Н. Головкиной:
• Я не всезнайка. Поэтому я не буду стараться быть им.
• Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыта любящим детям.
• Я люблю, когда меня принимают такой, какая я на самом деле. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребёнку и ценить его.
• Я – единственная, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребёнка.
• Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарования и стрессы ребёнка исчезли. Поэтому я буду стараться смягчить удары.
• Я чувствую страх, когда беззащитна. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребёнка с добротой, лаской и нежностью.
Чтобы работа с детьми носила целенаправленный характер, решила определить, что брать за основу, на какие эмоции опираться. В течение года в совместной деятельности с детьми я провожу игры и специальные упражнения, использую элементы психогимнастики, аутотренинга, способствующие воспитанию эмоций.
Дети охотно играют в «Маленькое приведение», «Дотронься до…», «На что похоже настроение». Снизить уровень агрессивности у детей помогают игры, в которых можно активно двигаться, имитировать вербальную и невербальную агрессию: «Рубка дров», «Стаканчик для криков», «Эмоциональный телефон», «Микрофон», «Бумажные мячики», «Листок гнева» и т. д. Любят дети игры с карточками на определении эмоций: «Как ты себя чувствуешь?», «Встреча эмоций» и т. д.
Кроме игр и упражнений для развития эмоциональной сферы, я организую совместную образовательную деятельность, в ходе которой дети переживают различные эмоциональные состояния, знакомятся с опытом сверстников, а также с тем, как и что переживали герои литературных произведений.
Ценность такой работы заключается в следующем:
• расширяется круг понимаемых эмоций,
• дети начинают лучше понимать себя и других,
• у дошкольников наблюдаются эмпатийные проявления по отношению к окружающим.
В результате работы по эмоциональному воспитанию детей, в группе сложились определённые традиции. Мы завели «Дневник настроений». Утром, придя в группу, дети ставят свои фотографии с пиктограммой, соответствующей настроению, а если оно меняется в течение дня, то они переставляют свою фотографию. Дневник концентрирует внимание детей на своих эмоциях и на эмоциях окружающих.
Весело и душевно у нас проходят дни рождения детей. Стало традицией пить чай с разными вкусностями. Такие мероприятия снимают психоэмоциональное напряжение и сплачивают коллектив.
Педагогическую работу я строю с учётом следующих положений:
• Системность организации психики ребёнка, из которой следует, что развитие эмоциональной сферы возможно путём воздействия на другие психические процессы (ощущение, воображение, мышление) и их регуляцию.
• Опора на возрастные возможности дошкольников. Воплощению этого принципа способствует учёт интересов детей, определяемых возрастом (сказки, игры и т. д.).
• Поэтапность педагогической работы. Признавая важную роль каждого вида деятельности, всё же особо хочется подчеркнуть игру. Она естественно вписывается в жизнь детей и на правах ведущей деятельности способна осуществлять позитивные изменения в эмоциональной и других сферах личности.
В своей работе я использую следующие формы организации работы с детьми:
• работа на занятиях в малых группах, при этом состав группы не постоянный – в течение учебного года у каждого ребёнка появляется возможность поработать со своими сверстниками,
• организация взаимодействия малых групп между собой,
• обмен мнениями между детьми и взрослыми (ребёнок не должен бояться высказывать свою точку зрения,
• отказ от жёсткой регламентации деятельности дошкольников,
• построение партнёрских взаимоотношений между детьми и педагогами в любых видах деятельности,
• просмотр мультфильмов, использование аудиозаписей и других технических средств обучения,
• экскурсии, целевые прогулки.
Раскрою задачи и содержание работы для возрастных групп, с которыми я работала в последнее время.
Основными задачами в младшей группе являются:
- побуждение детей к эмоциональному реагированию,
- поддержание экспрессивных проявлений малышей (мимические, жестикуляционные, речевые).
Для реализации этих задач я применяла сенсорные игры, игры с водой, игры, направленные на развитие моторных механизмов эмоциональной экспрессии, прежде всего по жестикуляционной выразительности. Сюжетной основой для таких игр выступали произведения детских писателей, фольклор.
Создала уголок уединения, который содержал: мирилки, телефоны, мягкие антистрессы, пупыты, мягкие подушки, ширму.
На занятиях и в свободной деятельности знакомила детей с лексикой, отражающей наиболее яркие эмоциональные состояния: радость, веселье, злость, испуг, печаль. Основную роль в решении этих задач выполняют литература, фольклор. Читая сказки, рассказы, акцентировала внимание детей на словах, характеризующих определённые эмоциональные состояния. Одновременно, я демонстрировала проявление эмоций в мимике, жестах, интонациях, побуждала детей к определению эмоциональных состояний.
Чтобы дети научились видеть и воспроизводить характерные особенности эмоциональных состояний, использовала иллюстративный материал, театрализованную деятельность. Например, серию сюжетных картинок и наборы карточек с изображением героя в разных эмоциональных состояниях. Я предлагала детям подобрать к каждой сюжетной картинке карточку, соответствующую настроению героя.
На данный момент продолжаю работу по эмоциональному развитию в средней групп. Количество задач, связанных с эмоциональным состоянием детей, расширилось. Важное место занимает приобретение опыта эмоционального реагирования. Для этого использовала сенсорные игры.
В среднем возрасте пополняла «эмоциональный» словарь детей словами, обозначающими различные настроения, словосочетаниями, отражающими оттенки настроений (не очень злой, совсем не страшный и т. д., учила подбирать синонимы (радостный – весёлый; грустный – печальный – тоскливый и т. д.) и находить слова, конкретизирующие эмоциональные состояния, понимать эмоциональные характеристики.
Чтобы облегчить детям процесс овладения эмоциональным словарём, формирования умения анализировать эмоции с помощью слов, обращаюсь к литературе, используюнаглядный материал, учу детей определять и дифференцировать эмоциональные состояния по внешним признакам, замечать изменения в настроении. Для решения этих задач проведены беседы с использованием пиктограмм: «Что чувствует человек», «Назови пиктограмму», «Что такое смайлик», «Зачем люди придумали пиктограммы?» и занятия по эмоциональному развитию: «Волшебная страна эмоция», «Помоги бездомным животным», «Наши эмоции», «Радужный мир».
Пополнила уголок по эмоциональному развитию дидактическими играми: «Собери лицо», «Найди пару», «Подбери смайлик», «Собери эмоции», «Наши чувства и эмоции», создала альбомы:«Мир эмоций», «Как поступают друзья», «Путешествие в страну эмоций».
Данный опыт является творческим преобразованием современных подходов к вопросу эмоционального развития дошкольников и возможности активного включения их в педагогический процесс воспитателем детского сада, предлагает включение педагогом различных средств эмоционального развития и использование их в течение дня.
Совместная с педагогом деятельность, установка на игру, занимательные формы общения способствуют созданию благоприятного эмоционального фона для контактов с детьми, детей друг с другом и обогащают эмоциональную сферу ребёнка.