Ольга Припутнёва
Опыт работы «Развитие у детей элементарных математических представлений в подготовительной группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Для умственного развития дошкольников и подготовки их к школе большое значение имеет работа по развитию элементарных математических представлений как в непосредственно образовательной деятельности, так и в образовательной деятельности при проведении режимных моментов.
Темочки:
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Согласно образовательной программы МДОУ,которая составлена с учетом примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» и ФГОС, дети не только занимаются усвоением навыков счета, решением и составлением простых арифметических задач, но и знакомятся с геометрическими формами, понятием множества, учатся ориентироваться во времени и пространстве.
НОД является основной формой развития элементарных математических представлений в детском саду, проводится фронтально, по подгруппам и индивидуально. Но чтобы успешно воплотить эту непосредственно- образовательную деятельность необходимо проводить дополнительную работу (индивидуальную, предшествующую, которую я проводила в первую половину дня и во вторую.
Особое внимание уделяла индивидуальной работе с детьми, которые в силу особенностей развития не могут усваивать во время НОД знания наравне со всеми. Индивидуальную работу провожу с детьми, пропустившими более одного НОД или с теми, которые не усвоили программный материал, и с детьми опережающих в развитии (Чернышов А). Кто как не воспитатель лучше всех знает слабые и сильные стороны каждого ребёнка, так как он из-за дня в день проводит больше всех с ними времени. В календарном плане указывала, с кем и с какой целью я буду заниматься. Такаю работу проводила в утренние или вечерние часы, их продолжительность не превышала 3-5 минут. Во второй половине дня по программе ОЗОЖ проводила занятия по развитию воображения. внимания, памяти, мышления. В ходе которых работала над активизацией основных компонентов психологической готовности ребёнка к школе, интенсивным развитием воображения, внимания, наблюдательности, произвольной памяти- зрительной, слуховой. ассоциативной. Отрабатывала действия с сенсорными эталонами, действия с элементами пространственного анализа. Вела работу по обогащению познавательной сферы за счёт развития причинно -следственного мышления. Благодаря этим занятиям удалось подготовить детей к началу систематического школьного обучения с точки зрения сформированности личностной, эмоционально- волевой, коммуникативной и интеллектуальной сфер жизнедеятельности. Использовала игры и упражнения: "Зачеркни кружочки", "Графический диктант", "Сложи квадрат", "Что изменилось?", "Карлики-великаны", "Найди по описанию". Очень большая помощь в этом направлении была работа психолога Подпориновой И. К., она проводила НОД, которые так же преследовали практически те же цели. Это было полезно как и для детей так и для моей профессиональной деятельности в данном направлений. В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников использовала разнообразные методы обучения и умственного воспитания: практические, наглядные, словесные, игровые. Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные и другие) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений у детей во всех возрастных группах. Предметные словесные игры проводятся на НОД по математике и вне них, настольно-печатные, как правило, в свободное от занятий время.
При формировании элементарных математических представлений использовала приемы :
1. Демонстрация способа действия в сочетании с объяснением. Это основной прием обучения, он носит наглядно-действенный характер.
2. Инструкция по выполнению самостоятельных заданий детьми. В инструкций сообщала, что, как и в какой последовательности надо делать, чтобы получился необходимый результат.
3. Пояснение, разъяснение, указания. Эти словесные приемы использовала при демонстрации способов действия или в ходе выполнения детьми задания, чтобы предупредить ошибки, преодолеть затруднения у детей и т. д. Они должны быть краткими, конкретными, живыми и образными.
4. Вопросы к детям. Вопросы активизируют восприятие, память, мышление, речь детей. Вопросы составляла чётко предъявляемым требованиям, как методическому приему:
• Точность, конкретность и лаконизм;
• Логическая последовательность;
• Разнообразие формулировок, т. е. об одном и том же следует спрашивать по-разному;
• Вопросы должны будить мысль ребенка. Развивать его мышление, заставлять, задумываться, анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать;
• Количество вопросов должно быть небольшим, но достаточным, чтобы достичь поставленной дидактической цели;
• Следует избегать подсказывающих вопросов, умело пользоваться дополнительными вопросами.
5. Словесные отчеты детей. Ставила вопрос, требующий, после выполнения упражнения детьми, рассказать, что и как они делали, и что получилось в итоге.
6. Контроль и оценка. Контроль осуществляла при наблюдении за процессом выполнения детьми заданий, результатами их действий, ответами. Оценке подлежат способы и результаты действий, поведение ребят.
7. Моделирование - наглядно-практический прием, включающий создание моделей. Использовала модели при формировании временных представлений (модель частей суток, недели, года, календарь); пространственных представлений (например, модели геометрических фигур и т. д.)
В обучении детей 6-7 лет возрастает роль словесных приемов обучения. Уделяла большое внимание словесным указаниям, устным упражнениям, словесным играм, например: "Кто знает, тот дальше считает", "Назови соседей" и др. Проводя их, опиралась на опыт детей.
Шестилетние дети учатся объяснять, рассуждать, доказывать, приучаясь давать развернутые ответы. Выполнив задание, рассказывают, что делали, как делали, что получилось в результате. Я старалась, чтобы,учение доставляло детям радость. Заданиям придавала игровой характер, включала элементы соревнования, возможность выиграть, например: "Кто больше назовет вопросов со словом "сколько", "У кого столько же?"
Большое оживление в работу вносила с помощью занимательных задач, "замысловатых" вопросов, загадок, стихотворений, считалок, веселых картинок математической направленности. Такие приемы позволяют разнообразить НОД, снять утомление, а самое главное при этом дети узнают что-то новое, задумываются, учатся сравнивать, обобщать, делать умозаключения. В конце необходимо побуждать детей давать отчет о том, что удалось, что не удалось, кому и над чем надо поработать. Это способствует развитию у детей самоконтроля.
В подготовительной группе уделяла большое внимание воспитанию нравственно-волевых качеств, необходимых будущим школьникам. Детей приучала быть внимательными, действовать точно в соответствии с указаниями педагога, исправлять ошибки, активно участвовать в работе (выполнять все задания, стремиться отвечать на все вопросы). Учила детей правильно сидеть, поднимать руку, когда они знают, как выполнять задание, вести себя сдержанно, не мешать товарищам, а при необходимости помогать им.
Предметно- развивающая среда имеет важные развивающие функции и поэтому очень большое внимание уделяла среде, в которой располагается нормативно-знаковый материал : магнитная доска, касса цифр, цифровые пиналы (с одной стороны цифры, а с другой геометрические фигуры, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, тетради в клетку, счётный материал, материал на усвоение таких понятии как (длина, ширина). танграмм, рабочие тетради. Также в данном центре по ФЭМП присутствовали различные дидактические и развивающие игры математической направленности. Игра – одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Я наблюдала, что именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные
Использовала развивающие игры – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. В тоже время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, развивающая игра имеет две цели : одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой существует ребёнок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Ребёнку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения. Развивающая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционального отношения к заданию.
В интеллектуальных развивающих играх создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт, а радость от игровой деятельности постепенно переходит в радость учения. Учение становиться радостным!
Развивающие игры создают своеобразный микроклимат для формирования творческих сторон личности, интеллекта, развивают память, внимание, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, умение находить ошибки и недостатки своей деятельности, пространственные представления и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.
Дидактические игры по ФЭМП в подготовительной к школе группе.
В разделе «Развитие элементарных математических представлений» к детям седьмого года жизни предъявляются более высокие требования не только и не столько в овладении количеством и счетом, величиной, формой, ориентировкой в пространстве и во времени, сколько в использовании математических операций с целью умственного развития и формирования воли, воспитания умения сравнивать, обобщать, выделять признаки предметов и явлений, этому способствуют дидактические игры.
В дидактических играх дети не механически запоминают, а должны осмысливать, как и какие лучше применить полученные ранее знания, самостоятельно ищут пути решения дидактической задачи. У них развивается умение рассуждать, доказывать, доводить начатое до конца, что очень важно для подготовки к школе.
В дидактических играх дети могут сравнивать смежные; числа в пределах 10, знать, как из неравенства можно сделать равенство (8 больше 7, но если к 7 добавить 1, то будет по 8 — поровну; 7 меньше 8, здесь не хватает 1, если от 8 отнять 1, то будет в обеих группах по 7 — поровну, правильно отвечать на вопросы «который?», «какой?», «сколько?», делить предмет на 2 и 4 части (например, разделить яблоко на 2 части, затем на 4, сравнивать части, на конкретном материале устанавливать, что целое больше части, а части меньше целого; измерять длину, ширину, высоту окружающих предметов с помощью условной мерки и на глаз; определять длину палки, ширину ленты, высоту забора, дерева и т. д. ; различать овал и круг; уметь видеть форму предметов (мяч, арбуз — имеют форму шара; тарелка, блюдце — форму круга и т. д.); видоизменять геометрические фигуры (составить из нескольких треугольников четырехугольник, из частей круга полный круг); определять словом положение того или иного предмета по отношению к себе (слева от меня стол, впереди меня сидит Андрюша, в помещении, на листе бумаги; последовательно называть дни недели (какой день был вчера, какой будет завтра); приучать укладываться на занятии в отведенное время; знать последовательность времен года; постоянно знакомиться с названием текущего месяца.
Усвоению устного счета способствует игра «Арифметическое лото». Игра представляет собой большие карты, в клетках которых изображены сумма и слагаемые; на маленьких карточках такое же число, только на обороте маленькой карты нарисована часть какого-нибудь зверя. Ведущий называет слагаемые, дети решают и получают ответ. Ведущий спрашивает: «У кого есть такое число?» Ребенок, имеющий на карте заданное число, заявляет об этом и получает маленькую карточку, которой накрывает клеточку в большой карте. При правильном решении арифметического действия из маленьких карточек, на которых нарисованы части животного, получается целое животное.
Задача закрепления количественного счета успешно разрешается в играх «Настойчивость», «Кто больше», «Поймай мяч». Эти игры очень увлекают детей. Содержание игры «Настойчивость» состоит в том, что ребенок, держа в руках небольшую коробочку с автобусами внутри ее и накрытую сверху стеклом, легким встряхиванием рук стремится перекатить автобусы под крышу депо согласно указанным номерам на автобусах и на отделениях депо. Помимо решения задачи счета в игре воспитывается внимание и сосредоточенность. В играх «Угадай, сколько в другой руке» и «Счетное лото» дети овладевают умением раскладывать число четыре на составные части: два и три, три и один, упражняются в составлении числа из двух меньших чисел. Ребенок, имеющий четыре кубика, два оставляет открытыми в одной руке, а два других зажимает во второй руке и спрашивает: «Сколько в другой руке?» Получив ответ, ребенок открывает ладонь, и дети убеждаются в правильности или неправильности ответа.
Закрепление представлений о составе из двух меньших чисел числа с детьми подготовительной группы можно провести в одном из вариантов дидактической игры «Что изменилось?». Игра проводится таким образом. Перед детьми кладется карточка с числом четыре. Вокруг этой карточки из кубиков или других мелких предметов раскладываются варианты состава числа четыре (один и три, два и два, три и один). Ведущий убирает один из этих вариантов (после того как дети их хорошо запомнят).Отгадавший должен назвать вариант из состава числа четыре, который убрали. Состав числа можно закрепить и в дидактической игре «Найди свой дом». Количественный, порядковый счет и цвет дети закрепляют в игре «Кто первый». У каждого игрока по четыре фишки одного цвета. По считалке устанавливается очередность бросания кубика. Ребенок, бросивший кубик, передвигает фишку на столько кружков, сколько очков выпало на кубике. Выигрывает тот, кто первый приведет все свои фишки на четыре первых кружка, т. е. центральную дорожку своего цвета. Аналогичны ей такие игры, как «Кто дальше», «Поймай мяч», «Волейбол», «У тебя сколько». Закрепить знание смежных чисел к названному числу «до» и «после» можно в дидактической игре «Найди соседей». Умение продолжать счет — количественный (один, два, три и т. д.) и порядковый (первый, второй, третий) — можно в игре «Считай дальше». Воспитатель бросает мяч ребенку и называет число. Ребенок, поймав мяч, продолжает считать и бросает мяч следующему ребенку. Ребенок, не успевший ответить, платит фант. Многие дидактические игры здесь подробно не раскрыты, а только дано название.
С детьми седьмого года жизни можно проводить игру в шахматы, которая доставляет детям радость и способствует их умственному развитию. Игра эта начинается с изучения названия фигур. Знание фигур можно закрепить в процессе дидактической игры «Что изменилось» или «Чего не стало». Активная мыслительная деятельность ребенка начинается при первом его знакомстве с шахматами — в период изучения шахматной доски. Изучение шахматной доски — это упражнения в овладении пространственным ориентированием на плоскости. Играя, вернее, изучая доску, дети охотно показывают самую короткую черную косую дорожку, такую же короткую белую, самую длинную и т. д. Ребенок при помощи глазомера сопоставляет длину отрезков, отыскивая их на плоскости. Дидактическая задача: провести фигуру вперед по прямой или косой дорожке; подвинуть фигуру вправо или влево; поставить фигуру в правый верхний угол; передвинуть в левый нижний и т. д. Поставленная задача заставляет ребенка искать и находить нужное направление на плоскости. Игра в шахматы приносит большую пользу в развитии мышления детей. Она помогает активизировать речь детей, так как ребенок называет ход той или иной фигурой и объясняет, почему он так ходит. Узнав названия фигур и изучив доску, дети знакомятся с их местом на доске. Затем начинается изучение ходов фигур. Делая ход, дети должны рассуждать вслух, вслух излагать свой план действий. Переставляя фигуру, ребенок делает несложное умозаключение, опираясь на уже имеющиеся знания (если слой, ходит по косым, а ладья по прямым, значит, ферзь может ходить и по прямой и по косой). Показывая мат одинокому королю любой фигурой, даем ребенку увидеть конечную позицию, к которой он должен стремиться. К обучению решения шахматных задач и связанных с ними разборами шахматных партий нужно подходить постепенно, когда дети хорошо овладеют первоначальными знаниями доски, фигурами, их ходами.
Шахматная игра — одно из средств умственного развития дошкольников, но, прежде чем проводить эту игру, воспитатель сам должен хорошо знать ее правила.
Успешное развитие элементарных математических представлений в подготовительной группе зависит не только от деятельности педагога или детей, а от образовательного процесса в целом. Так как у детей в течение всего дня в разнообразной деятельности формируются элементарные математические представления. Соблюдается интеграция областей по другим дисциплинам. Например: по физической культуре в играх, по речевому развитию при работе по развитию словаря и т. д. Педагог делает очень многое для того, чтобы пополнить развивающую среду по ФЭМП в группе,но этого не всегда достаточно. Хотела бы отметить, что благодаря дружному коллективу на базе детского создан педагогический кабинет, где я брала необходимый дидактический материал по ФЭМП, что мне позволило экономить время и заняться другой деятельностью с детьми.