Елена Ербаева
Практическое использование приемов личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Современная система дошкольного образования ориентирована на развитие личности ребенка и ведущими принципами дошкольного образования, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту выступают принцип поддержки специфики и разнообразия детства, принцип сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии, принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей, принцип уважения личности ребенка.
Публикация «Практическое использование приемов личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе (из опыта работы)» размещена в разделах
Исходя из данных принципов и целевых ориентиров дошкольного образования, достижение поставленных задач во многом обуславливается характером взаимодействия, которое складывается между участниками образовательного процесса. Приоритет отдается личностно-ориентированному взаимодействию, под которым подразумевается принятие и поддержка индивидуальности ребенка, его интересов, потребностей, развитие творческих способностей детей, самостоятельности, забота об эмоциональном благополучии.
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа, младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности.
Наблюдая поведение и реакции детей одного возраста, находясь на одном и том же этапе развития, можно увидеть, что каждый из них индивидуальность. Индивидуальность ребё нка зависит от:
• Врожденных биологических задатков;
• Влияние среды, в которой живет ребёнок;
• Личной активности ребёнка;
• Воспитательного воздействия окружающих людей.
В соответствии с этим, главным в своей работе считаю научить детей следующим важным умениям:
1. Самостоятельно приобретать новые и творчески использовать имеющиеся знания. «Основное внимание уделяю не столько результату, сколько процессу усвоения детьми знаний, умений, навыков, в ходе которого они открывают для себя технологию поиска новых знаний и усвоения новых навыков».
2. Принимать самостоятельные и ответственные решения.
3. Планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать её результаты. «В конце занятия побуждаю детей высказывать своё личное мнение по таким вопросам как : «Что на занятии вам запомнилось больше всего и почему? Что было особенно трудно? Почему? Что было легко и почему?». Тем самым проявляю уважение к индивидуальным интересам и потребностям детей, помогаю им научиться рефлексировать свою деятельность.
4. Принимать ответственность за себя и своё окружение. Строить с другими людьми отношения.
5. Сотрудничества. Стремится научить каждого ребёнка ощущать себя частью коллектива, уважительно относиться к индивидуальным интересам и потребностям других детей.
Личностно-ориентированное взаимодействие является важнейшим условием развития личности ребенка, становление его как субъекта деятельности и общения, развитие личностных качеств. В образовательном процессе личностно-ориентированное взаимодействие реализуется через ряд приемов, которые объединяясь в группы образуют целостные технологии личностно-ориентированного взаимодействия.
Приемы личностно – ориентированного взаимодействия
• прием «Расклад» - воспитатель должен знать положительные и отрицательные качества ребенка, но ставку делать только на развитие положительных;
• прием «Научи меня, пожалуйста» - может использоваться для реализации такой формы сотрудничества, как наставничество: ребенок учит взрослого делать то, что сам уже умеет делать. Взрослый прилежно учится, если ребенок согласился стать его наставником;
• прием «Помоги» - потребность в своей значимости ребенок может реализовать, помогая игрушкам решать их проблемы;
• прием «Заражение» - передача эмоционального состояния от одного индивида к другому;
• прием «Все вместе» построен на желании ребенка чувствовать свою необходимость и значимость в коллективной работе;
• прием «Отвлечение», направленный на отвлечение ребенка от горестных переживаний игрой, наблюдением за чем-либо и др.
• прием «Гордость» основан на желании ребенка чувствовать себя умеющим, компетентным;
• Прием «Утренние сборы» по постановке целей на предстоящий день;
• прием «День прошел», - мысленное возвращение к прошедшему дню и рассказывание обо всем хорошем, что за него случилось у каждого ребенка;
• прием «Эмоциональное обволакивание» - общение с ребенком ласковым, добрым тоном, подчеркивание положительных результатов работы, помощь в выполнении поручений и т. д.
В группе созданы картотеки игр на личностно - ориентированный подход, которые мы активно используем, в начале когда мы стали играть в различные игры детям было трудно говорить, высказывать свое мнение, постепенно они заинтересовались, стали придумывать различные пожелания, высказывание уже без помощи взрослого.
Личностно-ориентированное взаимодействие предполагает сотрудничество с ребенком, построенное на открытом диалоге, когда и взрослый и ребенок, могут выражать свои мысли, идеи и находя совместно варианты их реализации достигать намеченных планов. Развитие способности к диалогу у детей, поддержка их инициативы, активности со стороны взрослого является значимой в личностно-ориентированном взаимодействии.
Таким образом, улучшение взаимодействия на основе личностно-ориентированного подхода оказывает благоприятное влияние на разные сферы личности ребенка и обеспечивает успешность процесса социализации.