Марина Бровкина
Из опыта работы по теме самообразования «Использование занимательных игр как способ формирования математических способностей»
▼ Скачать + Заказать документы
Хочу поделится с вами опытом своей работы по теме самообразования «Использование занимательных математических игр как способ формирования математических способностей». Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Занимательный математический материал является одним из дидактических средств, способствующих развитию математических представлений детей. Он включает в себя занимательные вопросы, задачи-шутки, головоломки, сказки логические задачи и т. д.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математическое развитие. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Поэтому в - первую очередь я изучила и проанализировала психолого - педагогическую литературу по теме самообразования и Интернет источники.
Математика до школы.
Игровые занимательные задачи для дошкольников.
Развитие математических способностей через игру
Занимательные математические игры для дошкольников.
В своей работе использую дидактические игры, которые дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей.
«Запретное число». «Отгадай число» «Отгадай где предмет» и т. д.
Изготовила занимательный материал : найди домик две игры на усвоение состава числа. Обучила детей игре в шашки.
Играя с детьми, я поняла, что одним из видов занимательного математического материала, способствующего развитию приемов умственной деятельности, являются логические задачи и упражнения. При решении их наиболее полно проявляются приемы умственной деятельности: сравнение обобщение. Такой поиск решения задач развивает логику действий и рассуждений, формирует умственную деятельность. Отгадываем загадки с математическим содержанием, учим о цифрах стихи, знакомлю со сказками, в которых присутствуют цифры, заучиваем пословицы, поговорки, крылатые выражения, где присутствовала цифра, использую физкультминутки.
Знакомя с цифрами:
-«Выложи цифру из палочек»
-«Слепи из пластилина»;
-«На что похожа цифра?»;
-«Назови предметы, напоминающие цифру».
Назови сказку ГДЕ ЕСТЬ ЧИСЛО ТРИ :
«Три поросенка», «три медведя», «Три орешка для Золушки».
Использую игры со счетными палочками где дети учатся составлять фигуры из определенного количества палочек. Затем задание усложняла. В ходе игры дети преобразовывали фигуры путем перекладывания палочек. Например, построй домик из 6 палочек. Переложи две палочки так, чтобы получился флажок. Решение таких задач развивает у детей самостоятельность мышления, творческую инициативу, что необходимо для успешной работы.
Также организую упражнения в преобразовании геометрических фигур, составление узоров, орнаментов. В таких заданиях уточняются знания о геометрических фигурах, их свойствах, развиваются сенсорные и мыслительные способности. В играх с детьми с использую наборы на составление фигур-силуэтов. "Танграм", как и другие аналогичные игры ("Пифагор", "Колумбово яйцо"). С детьми рассматривали образцы, как они составлены, расположение частей. Играя с детьми, я сделала вывод, что освоение занимательного математического материала формирует мыслительную деятельность детей, развивает у них математическое мышление, активизирует познавательную деятельность.
Также при проведении НОД использую счетные палочки. Блоки Дьенеша, палочки Киюзенера.
Существует и ещё один вид занимательного математического материала - это математическая сказка. Очень активно использую в своей работе. Народные и авторские сказки, которые дети от многократного чтения знают уже наизусть, - это бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой.
Например: сказка «Теремок» - поможет запомнить не только количественный и порядковый счёт (первой пришла к теремку мышка, второй лягушка и т. д., но и основы арифметики. Дети легко усваивают, как увеличивается количество на единичку. Прискакал зайка, и стало и трое. Прибежала лисица, и стало их четверо.
Сказки «Колобок» и «Репка» хороши для освоения порядка счета. Кто тянул репку первым? Кто повстречался колобку третьим? В репке можно и о размере поговорить. Кто самый маленький? Мышка. Кто самый большой? Дед. Кто стоит пред кошкой? А кто за бабкой?
Сказка «Три медведя» - это математическая супер - сказка. И медведей можно посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький, соотнести мишек с соответствующими стульями, тарелками.
Недавно мы читали сказку «Про козлёнка, который умел считать до десяти» - дети вместе с козлёнком пересчитывают героев сказки, закрепляют количественный счёт до 10 и т. д.
Непременным условием развития интеллектуальных способностей является обогащенная предметно развивающая среда. В моей группе очень разнообразный занимательный математический материал. Создан уголок «Занимательная математика» Основная цель использование занимательного математического материала формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний
Таким образом занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Это возможно при условии систематического использования занимательного материала как в организованной учебной деятельности, так и в самостоятельной деятельности ребенка.
А методически правильно подобранный и к месту использованный занимательный материал (загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы) способствует развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям, формированию поисковых подходов к решению любой задачи