Виолетта Кулага
Использование коврографа «Ларчик» В. В. Воскобовича в системе работы
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающие игры Воскобовича — это особенная, самобытная, творческая и очень добрая методика. В основу игр заложены три основных принципа: интерес, познание, творчество. Это не просто игры — это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают малыша к мышлению и творчеству. Дополнив развивающую среду нашей группы данным игровым обучающим комплексом, мы получили ключ к решению многих образовательных задач.
Публикация «Использование коврографа „Ларчик“ В, В, Воскобовича в системе работы» размещена в разделах
Так как игровое поле изготовлено из ковролина, оно обладает рядом несомненных преимуществ. Большая сила сцепления ковролина с контактной лентой позволяет прочно закреплять на коврографе наглядный и демонстрационный материал.
Для игровых мотиваций мы используем необыкновенных персонажей- рекомендованых авторами.
Лопушок и Гусеница Фифа, Ворон Метр, мальчик Гео, Капитан Гусь и лягушки матросы, Незримка Всюсь, Паук Юк, медвежонок Мишик, Филлимон Коттерфильд, Магнолик и других. Каждый персонаж приходит с определенными игровыми ситуациями
Разделение игровых ситуаций на отдельные блоки весьма условное, т. к в каждой игровой ситуации прослеживается интеграция всех пяти областей.
Познавательное развитие предполагает развитие любознательности, познавательных интересов детей, сенсорное развитие, становление познавательной мотивации и формирование познавательных действий, развитие воображения.
Поле коврографа разделено сеткой, которая помогает знакомить детей с пространственными и количественными отношениями и облегчает построение геометрических контуров и облегчает в дальнейшем ориентировку детей в тетрадях в клетку, позволяет увидеть границу клеток их расположение. Дети знакомятся с такими понятиями, как вертикаль, горизонталь, диагональ. Учатся ориентироваться на плоскости. Можно давать такие игровые ситуации : «Подарки слона Лип-липа», «Кто спрятался», «Какой по порядку», «На что похож каждый герой», «Помоги гномикам найти свой домик», «бусы для фифы», «Слон Лип-лип собирает ягоды», «Угощения для зверей», и др.
Большую роль может оказать «Коврограф Ларчик» при обучении детей грамоте. Например игра «Твердый –мягкий», ребенок с помощью стрелки рисует два круга, синий и зеленый. Дети берут картинку, определяют твердый или мягкий звук и кладут карточку в тот круг, которому соответствует звук из его слова.
Игра «Длинное и короткое слово». В этой игре формируется умение различать «длинные» и «короткие» слова. Детям предлагается сравнить длину имен персонажей Фифы и Лопушка. Затем используя «Разноцветные веревочки», провести дорожку от картинок с изображение различных предметов. От длинных слов к Лопушку, а от коротких – к Фифе.
Игра «Назови слово». Ребенок выкладывает картинки с названием слов с заданным звуком, и называет, тем самым автоматизируя произношение звука в словах.
Так же дети учатся составлять и читать слоги, а в перспективе целые слова и словосочетания..
Серия картинок «Буквоцирк» помогли доступно ввести детей в незнакомый мир букв. Это не просто буквы, а веселые клоуны с забавными именами: «Арлекин», «Урлекин», «Ярлекин», «Орлекин» и т. д.
Игра «назови шута» Дети помогают зайчику Лопушку запомнить как зовут акробатов. Задание – послушать звук, и найти нужного шута.
Для расширения словарного запаса, активизации речи посредством игры, формирование у детей умения подбирать определения к существительным и умения составлять предложения с простыми предлогами : перед, после, между в образовательной деятельности по развитию речи, применяя такие игровые ситуации, как «Подбери признак», в этой игре детям надо назвать как можно больше слов про персонажей коврографа.
Игровая ситуация «кто за кем стоит» В этой игре в гости к Дольке пришли лев, павлин, пони и лань. Но зайти им можно только по очереди. Детям нужно было определить в какой очередности они будут входить в домик. Побуждала детей давать полные ответы (первым в домик Дольки войдет Лев) И так же надо назвать животного кто стоит перед, между, после.
«Так в игровой ситуации «Тук-тук» где слоник Ляп –ляп гулял и увидел на ковровой полянке разноцветные домики (квадраты под которыми спрятаны персонажи, я побуждаю отвечать на вопросы с целью узнать, кто в них живет. Предлагаю постучать в домик, говоря при этом «Тук-тук». Спросить «Кто в домике живет»? В ответ на прозвучавший вопрос, убрать квадрат и назвать жителя домика.
Социально- коммуникативное развитие направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование социального и эмоционального интеллекта, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. В своей работе я прменяла такие игровые ситуации : «Как гномики Кохле и Охле пошли в гостик гномику Зеле», в этой игре приобщаю детей к элементарным правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, развиваю речь.
Игра «помоги грустным гномикам перебраться на левый берег», в этой игре развивается эмоциональная отзвывчивость, дети придумывали как помочь грустным гномам, помогли перебраться на другой берег, с помощью набора кругов делаем мост из «добрых слов»
В игре «дорога вежливости», не обошлось без проделок Незримки Всюсь, который заколдовал слона Лип-Липа, который забыл все вежливые слова, эта игра помогает приобщать детей к речевому этикету, доброжелательному общению друг с другом.
Игра «Магазин», в этой игре мама Слоника Ляп Ляпа просит сходить в магазин за фруктами. Ляп ляп задумался какие фрукты ему нужны, и мама загадала ему загадку с помощью волшебных кругов. В первом круге выбрыть какой формы будут фрукты, а во втором какого цвета. (например в области «фигура», стрелочка показала «не треугольник», а в области «цвет» - не синий) Значит можно купить любые фрукты кроме треугольных и синих. Слоник купил зеленое яблоко, оранжевый апельсин, желтый банан. В этой игре решается много образовательных задач, активизация словаря, развитие логического мышления, развитие мелкой моторики, закрепление правил поведения в общественном месте, развитие умения находить предметы по цвету и форме.
Художественно-эстетическое развитие предполагает становление эстетического отношения к окружающему миру, стимулирования переживания персонажа, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно- модульной, музыкальной и др) развитие воображения. Любимые игровые ситуации детей «Пирог для Жужи», в этой игре дети помогают медвежонку Мишику испечь пирог для его подруги пчелки Жужи.
«Любопытная змейка», в этой идет развитие графических навыков. Гусеница фифа решила прогуляться по дорожкам, она оползала кочки с одной стороны дороги, потом с другой ее стороны, не пропуская не одного. Дети с помощью веревочек выкладывали волнистую линию.
«Узнай и дорисуй», в этой игре идет работа над симметрией. Паучок нарисовал картинки для своих друзей, неожиданно пошел дождь и смыл часть рисунков. Дети с помощью веревочек помогают паучку дорисовать рисунки.
Игра «Фантастическое животное», в этой игре развиваем воображение, речь. Лопушок взял квадраты и приделал к нему ушки, хвост, ножки. Дети придумывают название животного и рассказывают про него.
Игровая ситуация «Как медвежонок Мишик обнаружил новые созвездия» Медвежонок Мишик увидел в ночном небе как появилась новая звезда, за ней другая, пока их не стало много. Ему захотелось рассказать всем об этом, но боялся что если вдруг опустит глаза, то не сможет найти эти звездочки. Дети помогли запомнить это событие, и изобразили, что увидел Мишик. Дети ракладывают круги, как сказал медвежонок, и придумывают название созвездию.
«Физическое развитие включает приобретение опыта в двигательной деятельности, развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, становление ценностей здорового образа жизни и прочее.
Мы применяли такую игровую ситуацию как «Спаси фею дольку». Однажды дракон похитил фею, она очень скучала по родным и просила отпустить ее. Дракон согласился только в том случаею если ему построят домик как у феи. В этой игре детям надо было добежать до коврографа и прикрепить кружок, затем вернуться обратно.
Еще одна игровая ситуация «На зарядку». Гномы Геле, Зеле и Фи готовились к соревнованиям. Дети помогли им готовиться. За каждым гномом закреплены движения. Я показывала детям гномов, а они выполняли определенные движения, которые закреплены за гномами. Гном Геле- наклоны головы, зеле- Руки в стороны, Фи- приседания. В этой игре можно добавлять персонажей и добавлять движения.
И в заключение, уважаемые педагоги, хочу сказать, что развивающие игры В. В. Воскобовича можно и нужно использовать в совместной групповой, подгрупповой и индивидуальной деятельности с воспитанниками, помогать организовывать самостоятельную деятельность детей с играми. Использовать методические рекомендации автора, а также не бояться экспериментировать и вносить свои идеи.