Татьяна Александровна Ульянова
Из опыта работы «Использование инновационной технологии «лэпбук» в работе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Важным условием повышения эффективности работы с детьми дошкольного возраста являются не расширение образовательных задач, а разработка новых педагогических технологий, связанных, в первую очередь, со спецификой общения ребенка со взрослыми и сверстниками, с рациональной эффективной организацией жизни ребенка в детском саду, направленных на развитие самостоятельной деятельности ребенка и на развитие личности. Вот и я начала изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное незаменимое методическое пособие – лэпбук.
Темочки:
На первый взгляд - новое и неизведанное - на самом деле оказывается технологией, объединившей в себе многие из ранее нами выполняемых действий. Если переводить дословно, то лэпбук - это книжка на коленях. Еще его называют тематическая папка, - это самодельная интерактивная папка с мини – книжками, кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, передвигать, складывать, заменять по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой – то определенной теме.
Актуальность использования лэпбуков заключается в том, что они помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление и четкую структуру и обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую и творческую деятельность учащихся, в результате которой ребёнок может сам собирать и организовывать информацию, выбирать задания, которые ему под силу.
Главная ценность «Лэпбука» заключается в том, что он позволяет ребенку быть соучастником всего процесса, на любом из его этапов, отвечая всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участие взрослого как играющего партнера);
-обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т. д. ;
-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
-вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
-его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;
-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Я начала свою работу по внедрению инновационной технологии с педагогической диагностики в начале учебного года по задачам на формирование элементарных математических представлений, экологическому, социально-коммуникативному развитию.
Процент знаний, умений и навыков всей группы составил 48%, после этого я разделила детей на две подгруппы: контрольную и экспериментальную, и стала использовать лепбук на занятиях, в свободной деятельности, индивидуально с экспериментальной подгруппой детей.
Одним из вариантов использования лэпбука в моей работе было внесение готового материала, где я подобрала материал, по теме «Разноцветный мир», который в течение нескольких месяцев проходил у меня в разных режимных моментах. Знакомство с ним я начала с простого рассматривания содержания нашей «книги», познакомила с правилами пользования лэпбуком. Также мы рассмотрели игры, уточнили их правила, когда и где можно в них поиграть.
В течение недели, включала работу с лепбуком в разные виды деятельности: в совместную образовательную деятельность в режимные моменты включала загадки и занимательный материал, в организованную образовательную деятельность, также включала в самостоятельную деятельность детей - дети брали и играли в лото, загадывали друг другу загадки, обменивались занимательными заданиями, играли в игры. Таким образом, у нас прошло знакомство с первым лэпбуком.
Следующий вариант, это совместное создание лэпбука с детьми, как итог тематической недели «Правила дорожного движения». В течение недели мы с ребятами знакомились со знаками дорожного движения, учились переходить дорогу правильно, разгадывали загадки, собирали информацию, подбирали материал, на занятия готовили карточки, а в конце недели мы оформили его в «умную книгу», где дети стали непосредственными участниками при оформлении данного пособия, которым они могут пользоваться по мере необходимости. В своей работе мною и совместно с детьми были изготовлены лэпбуки на такие темы как : «Здоровый образ жизни», «Хлеб-всему голова», «Занимательная экология», «Правила дорожного движения», «Цветотерапия», «Моя Родина-Россия», «Эмоции», «Правила пожарной безопасности», «Осень», «Зима» и другие. Это настолько увлекает не только изготовлением, но и эффективностью и вариативностью использования папки.
По результатам внедрения инновационной технологии «Лэпбук» я провела анализ проделанной работы, сделала сравнительный мониторинг знаний детей контрольной и экспериментальной группы, и увидела результат своей работы процент знаний экспериментальной группы стал выше 67% и дети стали более уверенно отвечать на вопросы. У контрольной же группы детей процент знаний был ниже составил 53%.
На основании проделанной работы, я сделала вывод, что использование игровой технологи «лэпбук» является успешным шагом на пути внедрения ФГОС ДО. Ведь она позволяет нам использовать инновационные методы и формы работы, и реализовывать основные принципы: быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в воспитании детей, создавать единую развивающую среду, обеспечивать одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.
На мой взгляд, лэпбук – это эффективная технология дошкольного образования. Это отличный способ закрепления и повторения материалов проектов или тематической недели.