татьяна воробьева
Сообщение из опыта работы «Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста в игровой деятельности»
▼ Скачать
«Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста в игровой деятельности»
Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке - веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит - строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.
Публикация «Сообщение из опыта работы „Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста в игровой деятельности“» размещена в разделах
Приобщение ребенка к миру экономической действительности - одна из сложных и в то же время важных проблем.
Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне. Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Таким образом формирование полезных привычек в сфере финансов, незримо начинается с дошкольного возраста, и помогает избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить, основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром.
Это направление в работе для нас новое, поэтому я взяла тему по самообразованию «Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста в игровой деятельности»
мы с детьми находимся на первоначальном этапе - опыт работы только накапливается и формируется. В младшем возрасте дети проявляют такие черты как - любопытство и любознательность, неусидчивость, неумение сконцентрировать внимание, но при этом - огромные запасы энергии. Как раз в этом возрасте пора учить детей основам экономической грамотности.
Цель работы не только расширять экономический кругозор дошкольника, но и дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Помочь дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворение.
Как приобщить детей к финансовой грамотности, не перегружая их сложными терминами, не вдаваясь в подробности экономических механизмов, не лишая их счастливого и беззаботного детства.
В этом нам поможет игра- ведь это ведущая деятельность ребенка-дошкольника. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения.
Различные виды игр включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у дошкольников знаний финансовой грамотности.
Первое, что мы сделали, это заинтересовали детей. С помощью бесед попытались донести до детей :
«Что такое денежки». Дети познакомились с внешним видом денег, как выглядят современные деньги (монета, банкнота, какими пользуются в нашей стране, (альбомы) узнали о назначении денег, о том, что деньги не появляются сами собой, а зарабатываются и ими оплачивают результаты труда людей
Поиграли в игру «Денежные пазлы»
Пазлы помогают развить мелкую моторику, координацию движений, сенсорику. Цель: формирование элементарных представлений о финансовой грамотности, понятиях монета, бумажные деньги-купюра, развитие наглядно-образного мышления. С помощью игры «Сложи денежку» закрепили правильно собирать целый предмет из частей, ребенку предлагается собрать монету и бумажную купюру из двух или трех половинок.
Игра «Как шумят денежки»
Положить в один мешочек монетки, в другой бумажные денежки (не настоящие). Дать детям потрогать, помять, потрясти. Выяснить, как шумит мешочек с монетками: громко, звенят, мешочек тяжелее чем с бумажными денежками. Затем дать мешочек с бумажными денежками и определить как он шумит: шуршит, легкий, можно помять.
Игра «Сложи монетки в кошельки». Закрепление знаний основных цветов красный, синий, жёлтый, зелёный, формирование элементарных представлений о финансовой грамотности. Формировать элементарные представления о понятии монета и кошелёк. Развивать зрительную память, мелкую моторику
Посетили виртуальную экскурсию в банк. «Зачем нужны банки»
Дети узнали, что банк-это учреждение, где хранятся деньги, в банке есть сейфы и банкоматы. Познакомились с профессиями людей, работающих в банке : банкиры, кассиры, охрана.
Провели беседу «Как деньги попадают к нам в дом» это вознаграждение за честный труд (заработная плата родителей, пенсия дедушек и бабушек)
В лэпбуке собраны такие игры «Где живут деньги» Дети узнают о современных способах хранения денег, узнали, что такое кошелек и зачем он нужен людям «Куда уходят деньги», «Хочу и надо?»
Основное, что надо донести до детей, что не все покупается. Главные ценности- жизнь, радость, дружбу, радость близких людей за деньги не купишь.
Сделать экономику понятной помогают дидактические игры.
В дидактических играх «Кем быть?», «Назови профессию», «Услуги и товары», «Монеты и купюры «Соедини товар с магазином» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дидактические игры не только помогают раскрыть и закрепить какие-то финансовые понятия или действия, но и помогают объяснить, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается.
С помощью игры «Учимся экономить» объяснили детям, что деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относится к ним бережливо (выключаем свет, выключаем воду, ходим пешком, делаем своими руками, даем вещам вторую жизнь.)
Сделать экономику понятной помогают сюжетно-дидактические игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводя трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, знакомятся с понятием «услуга» (прическа, билет в автобусе) «клиент» с представлением о том, что оплачиваются не только приобретенные в магазине товары, но и различные услуги. Учились оплачивать услуги. Объяснили, что любой товар можно купить только за деньги. Дети познакомились с профессией кассира, делали покупки
Все это дети узнают при проведении таких игр, как «Семья», «Магазин», «Парикмахерская» «Автобус» «Аптека», во время которых они производят и покупают товары и услуги, устанавливают цены на них, пользуются «деньгами» или банковскими картами.
Настольно-печатные игры по экономике - это лото «Что продается в магазине?», «Конфетки-монетки», «Теневое лото» «Кошельки и банковские карты» и др. Использование таких игр в работе позволяет привить бережное и экономное отношение детей к деньгам. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
Познакомились с новой сюжетно-ролевой игрой "Банк". Целью игры было: Познакомить детей с деятельностью банка : хранение и получение денег, обслуживание людей. У банка есть много клиентов, которые хранят в нем свои деньги. Дать представление о его работниках (консультанты, кассиры, менеджеры).
Для этой игры были подобраны и изготовлены атрибуты. Детям игра понравилась, они очень много узнали интересного о банке.
Посмотрели мультфильмы по финансовой грамотности «Муха-цокотуха», «Азбука денег с тетушкой Совой» читали сказки и отгадывали загадки.
Таким образом, за счет применения игр финансовой направленности можно максимально полно использовать интерес детей к миру экономики, расширить их представления об окружающем мире и о финансовых потребностях. А создание условий и игровая деятельность положительно влияют на формирование финансовой грамотности у дошкольников.
Необходимо так же помнить, что сегодняшние дети - это будущие участники финансового рынка, вкладчики, заемщики, налогоплательщики. Именно поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в дошкольном возрасте, когда у ребенка формируется внутренняя социальная позиция.