Елена Ильюшонок
Формирование общепринятых норм и правил у детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущее место в формировании всесторонне развитой личности занимает нравственное развитие ребенка. В этом возрасте в наибольшей степени формируются благополучные требования для нравственного развития детей. В данный период обогащаются и преобразуются этапы взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, устанавливается коллективная со сверстниками деятельность. Дошкольник сосредоточенно приглядывается к миру взрослых, начинает акцентировать в нем взаимоотношения в обществе. Ребенок узнает мир человеческих отношений, раскрывает приемы, по которым создается взаимосвязь людей, то есть нормы поведения. Когда дошкольник желает стать взрослым, он подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения. Дошкольник способен сделать правильный моральный выбор не на словах, а в действии, только тогда, когда он полностью овладевает моральным поведением.
Публикация «Формирование общепринятых норм и правил у детей 5–6 лет» размещена в разделах
Для старшего дошкольника важное место начинают занимать интересы, желания другого человека. Дети этого возраста используют в речи слова, которые обозначают нравственные качества и их антиподы (добрый, драчун, жадный, честный, ябеда и пр., но связывают их с конкретной ситуацией из личного опыта, что объясняется конкретной красочностью детского мышления.
Если ребенок отчетливо замечает последствия соблюдения или нарушения нормы, то он без труда может понять ее сущность и отнести к себе. Если норма конкретна, и она близка к собственному опыту ребенка, то она легче им осознается.
Педагогическая работа по формированию социальных норм у детей старшего дошкольного возраста будет осуществлялась в течение учебного года ежедневно в разных формах образовательного процесса: в совместной деятельности взрослых и детей : в непрерывной образовательной деятельности, в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, и в самостоятельной деятельности дошкольников.
В своей работе использую следующие приё мы: игры, занятия, педагогические ситуации, ситуативный разговор с детьми, развлечения, инсценировки, этические беседы, чтение и обсуждение произведений художественной литературы.
Сюжетно-ролевые игры позволили закрепить и освоить новые модели поведения. Дидактические игры были ориентированы на формирование когнитивного компонента, на изучение социальных норм, знание этих норм : «Школа этикета», «Можно – нельзя», «Хорошо – плохо». «Лото вежливости», «Оцени поступок». Игры с правилами формировали произвольность волевых процессов и таких социальных (моральных норм, как честность, справедливость и были ориентированы на формирование поведенческого компонента.
Организовывала обучение социальным нормам и правилам поведения в ходе бесед «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Кого зовут жадиной?», «Что такое доброта?» дополнялись тренингами адаптивного поведения: «Как поступить если друг не делится игрушками?», «Как помирится после ссоры?» и т. д.
Я создавала и предлагала проблемные ситуации. Составляли правила поведения по книге Г. Остера «Вредные советы».
В ходе чтения юмористических произведений С. Михалкова «Фома», «Этикет наоборот», дети стремились идентифицировать себя с положительным персонажем и смеялись над героями, которые попали в неловкое положение.
Нормы и правила формулировали в четком и доступном виде для понимания их дошкольниками. Объясняла детям для чего необходимо то или иное правило, та или иная норма. То есть вводила социальные нормы и правила как средство, позволяющее оптимально взаимодействовать с людьми, действовать с предметами при этом давала ребенку возможность эмоционально проживать последствия соблюдения (или нарушения) норм и правил для других людей (например, при прочтении художественной литературы, разыгрывании небольших спектаклей и т. д).
Как известно, дети не любят правил, которые им диктуют, но на подсознательной основе малыши постигают их в повседневной жизни, в общении с близкими им людьми, сверстниками и взрослыми, знакомясь с произведениями художественной литературы.
Изучая художественные произведения об этикете, такие как А. Степанов «Что такое этикет?», А. Барто «В театре», С. Маршак «В гостях», С. Михалков «Телефон», знакомила детей с историей возникновения того или иного правила, словесного выражения.
Для стимуляции положительных поступков использовала художественные произведения: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»; В. Осеева «Волшебное слово», Н. Носов «Фантазёры» др. Читала детям стихи, в которых описаны нарушения социальных норм.
Рассматривали иллюстрации из серии демонстрационных материалов: Л. Б. Фесюкова «Я и моё поведение», «Уроки вежливости»; Г. П. Лаврентьева «Что такое хорошо, что такое плохо»; Р. С. Буре «Мы друг другу помогаем», «Как поступают друзья?»; С. В. Нищева «А как поступишь ты».
Постигая нормы и правила этикета и взаимоотношений с окружающими, дети применяют их на практике. Предлагала детям разные игры, способствующие формированию практических умений культурного общения.
Важно научить детей видеть хорошие качества близких. Для этого каждый день начинали с игры «Ласковые слова». Стоя в кругу, дети передавали через прикосновение ладоней друг другу хорошее настроение. Каждый называет хорошие качества своего товарища, стоящего рядом с ним. При этом поощрялось использование и невербальных способов общения : взгляда, прикосновения, мимики, позы, интонации, жеста. Приветствовалась краткая словесная характеристика, например, «Егор хороший друг: он очень добрый. Настя знает много игр. Андре охотно делится игрушками, может помочь в трудных ситуациях».
Педагогическую работу по формированию социальных норм у дошкольников проектировала во всех режимных моментах.
Специфика дошкольного образования заключается в том, что формирование социальных норм у маленького человека происходит в каждый момент его пребывания в детском саду, поэтому организация режимных моментов должна быть направлена на присвоение социальных норм воспитанником и развитие личностных качеств ребёнка.
Врежиме дня выделили следующие режимные моменты: утренний приём, утренняя гимнастика, организация питания, организация образовательной деятельности, организация прогулки, организация сна, уход детей домой. Система проектирования режимных моментов включает организационные моменты (структурные компоненты) и дополнительные организационные формы : утренний приём, переодевание, гигиенические процедуры, дежурство. Выделены основные направления деятельности в каждом организационном моменте, решаемые задачи, формы, методы и приём.
С целью обеспечения целенаправленного, систематического формирования социальных норм у детей старшего дошкольного возраста, мной разработан перспективный план работы на учебный год. В план включила разнообразные формы образовательного процесса.