Лучший педагог года

Опыт работы «Фольклор при ознакомлении детей с татарским народным искусством»

Венера Гафиятуллина
Опыт работы «Фольклор при ознакомлении детей с татарским народным искусством»

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.

Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным, является народное искусство, т. е. то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ принес через столетие… в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности. Интерес и внимание к народному искусству в последнее время в нашей стране еще более возрос. И я решила расширить знание детей о произведениях изобразительного искусства используя устное народное творчество.

Публикация «Опыт работы „Фольклор при ознакомлении детей с татарским народным искусством“» размещена в разделах

Образы героев народных сказок, песенок, потешек будят детскую фантазию развивают творческое воображения. В процессе восприятия устного народного творчества у детей развивается интерес и воспитывается любовь к народному творчеству. Правильное использование на занятиях по избирательной деятельности татарских народных сказок, загадок, потешек, песенок открывает большие возможности для обогащения детских работ для проявления творческого воображения. Конкретность и эмоциональность образов, их живность способствует об окружающим. Поэтому развивать у детей способность восприятия художественного слова и воплощения его изобразительных работ – важная задача эстетического и художественного воспитания.

Главной задачей педагога показать и раскрыть подрастающему поколению всю красоту (специфику) культурного наследия, собранного на протяжении многих веков. Общая цель моей работы с детьми дошкольного возраста направлена на развитие эстетического вкуса, на приобщение к истокам национальной культуры на примере изучения орнаментального искусства татарского народа, на воспитание уважения к национальному искусству, любви к народу, создавшему самобытные художественные ценности, на развитие художественных способностей детей.

Для решения этой цели, в своей работе, наметила следующие задачи:

Углублять и расширять знания детей о татарском народном искусстве, учитывая возрастные особенности детей.

Закреплять представления детей о татарском национальном колорите, ритме, композиции, орнаментального оформления предметов быта, одежды, посуды.

Украшать национальным орнаментом одежду, посуду, предметы быта.

Развивать ручную умелость на занятиях по лепке (использовать разнообразные методы и приёмы лепки на плоскости и объёмному изображению);

Изображать в рисовании эпизоды из знакомых татарских сказок; сказочных персонажей.

Развивать эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость в процессе ознакомления с народным искусством.

Воспитывать у детей любовь к своему родному краю, народному искусству, уважение к труду народных умельцев.

Решение этих задач можно осуществить при наличии хорошего наглядного материала. Поэтому стала собирать материал по данной теме: готовить пособия, альбомы, собирала цветные иллюстрации с элементами татарского костюма, предметов быта, приобретала методические пособия по данной теме. При подборе материала старалась, чтобы он был интересным и доступным для детей. В усвоении детьми материала важное значение имеет предварительная работа, для этого были разработаны следующие темы для проведения бесед:

«Рассказ о декоративно-прикладном искусстве татарского народа».

«Рассказ о типах татарского орнамента» (растительный, геометрический, зооморфные изображения).

«Рассказы о традиционных приёмах построения орнамента».

«Рассказ о колористических решениях народных узоров».

«Рассказ о современном национальном декоративно-прикладном искусстве».

При проведении бесед рассматривали кукол в национальных костюмах, керамическую посуду, вышитые и тканые изделия, одежду. Проводились вечера-досуги с детьми «Эбидэ кунакта», «Эбинен сорле сандыгы» «Аулак ой», «Тэгэри китте йомгагым». От каждой новой встречи дети получали радость и удовольствие и с нетерпением ждали новых вечеров - посиделок. В группах эта же работа продолжалась : рассматривали альбомы по народному искусству, читали сказки татарских писателей и поэтов; разучивали стихи, народные пословицы и поговорки, играли в народные игры; ставили драматизацию по сказкам. Тем самым у детей поддерживался постоянный интерес к изучаемому материалу.

Для закрепления знаний детей об элементах татарского орнамента и умения использовать их в украшении одежды и предметов быта, проводились дидактические игры, такие как: «Оденем Айсылу и Рамиля в татарский костюм», «Составь узор», «Четвёртый лишний», «Выложи орнамент», «Дорисуй элемент», «Что лишнее?», «Собери узор» и многие другие. Благодаря этому, дети, легче запоминали названия элементов татарского орнамента, учились принципам построения симметричных узоров и композиций, описывали внешний вид и характерные признаки; закрепляли знания об элементах национального костюма (тюбетейка, калфак, камзол, читек и т. д.).

При ознакомлении с татарским искусством вначале рассматривали предметы быта и одежды. Для этого были оформлены альбомы, папки. Отбирались предметы, с характерными очертаниями и узорами: это керамический горшок, кувшин, пиала, фартук, полотенце и т. д. Узоры отбирала наиболее простые, с учётом возможностей детей (точки, кружочки, прямые и ломанные линии, листики и цветы приёмом примакивания); использовала на занятиях нетрадиционные способы изображения (рисование пальчиками, ватными палочками, губкой).

С детьми были проведены занятия: «Коврик», «Горшочек», «Украсим полотенце» и др. На занятиях по лепке украшали узорами вылепленные, из глины, изделия (тарелка, пиала, с помощью печаток разных по форме; также детей знакомила с татарскими национальными блюдами, которые впоследствии на занятиях лепили из солёного теста, создавая при этом игровые ситуации.

Знакомство детей с предметами народного творчества проводила в виде игр и коротких бесед.

На занятиях по рисованию при рассматривании изделий народного прикладного искусства подбирала предметы с более сложным узором. Дети осваивали способ рисования новых элементов: листья, георгины, лотосообразные, сердцеобразные мотивы и др. Дети знакомились с правилами симметричного расположения элементов в узоре на квадрате, круге. Предлагала различные вырезанные из бумаги предметы, одежду, н-р: силуэты платья, фартука, кувшина, вазы, ичиги, калфак, тюбетейка.

Такие занятия с украшением, вырезанных из бумаги, предметов приносило детям большое удовлетворение, они не просто наносили узор, а задумывались над его расположением. Занятия по рисованию и по аппликации тесно были связаны между собой. Были проведены следующие занятия: «Кукла в национальном костюме», «Украшение национальных форм одежды», «Солге бизэу», «Аллы-голле алъяпкычым», «Калфак для Гольчачак» и др. Итоговым занятием стало «Татарские мастера», где дети показали свои знания и умения. На занятиях «Калфак бизэу», «Тубэтэй бизэу», при украшении, детьми, головных уборов, обращала внимание на своеобразие в расположении узоров на калфаках и тюбетейках: «Ребята, посмотрите, на поверхности калфака (в верхней части) расположен одиночный пышный букет и бордюр в виде полосы, на котором располагаются узоры в определё нном ритме: каждый элемент повторяется дважды, для тюбетеек так же, как и для калфака, характерно ленточное расположение узора по основанию убора. Узоры, на круглой поверхности тюбетейки, размещаются по кругу или же имеют цветочную композицию в центре круга». На таких занятиях использовала нетрадиционный способ изображения: граттаж. Дети с большим удовольствием украшали этим способом обувь, головные уборы, предметы быта.

Занятия по аппликации и рисованию тесно взаимосвязаны. Для воспроизведения в детских аппликациях из бумаги отирались наиболее простые и часто встречающиеся растительные мотивы: тюльпаны, колокольчика, гвоздики, декоративные фигуры многолепестковых цветков и листьев. Дети учились подбирать разные варианты цветов бумаги, изменять количество элементов и композиционный строй орнамента, определять способы их изображения. Итоговым занятием в подготовительной группе стало интегрированное занятие «Халкымнын кунел бизэклэре», где дети показали свои творческие и художественные способности в разных видах деятельности: музыке, аппликации, рисовании и лепке.

Все занятия по изобразительной деятельности были построены в игровой форме и включали в себя разные части: рассматривание предметов народного быта, одежды, посуды, игрушек народного характера; приход кукол в национальной одежде, рассказ воспитателя о татарском народном искусстве, аудиозапись, слушание народной музыки, песен, сказок, пословиц, чтение стихотворений татарских поэтов; рисование, лепка.

В основу занятий положен комплексно- тематический характер; сочетание наглядных, игровых и практических приёмов позволяет сделать изобразительную деятельность увлекательным занятием, приносящим результат взрослым и удовлетворение детям.

Проведились национальные праздники: «Сомбелэ», «Нэуруз», «Корга боткасы», «Сабантуй» и др. ; досуги и развлечения с использованием народных игр, татарского фольклора, песен, частушек, стихов, театрализованных представлений, танцев.

Всё это позволяет сделать вывод, что включение ребёнка в различные виды художественной деятельности несёт в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный потенциал, веру ребёнка в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости; приобщает детей к духовной культуре своего народа и возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.

Публикации по теме:

Дидактические игры при ознакомлении дошкольников с неживой природой (из опыта работы) Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Фотоотчёт «Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством»Фотоотчёт «Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством» Русское наследие очень важно для развития маленького человека. Любая образовательная программа дошкольного воспитания включает в себя темы.

Фотоотчёт «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет с природой и изобразительно-прикладным искусством»Фотоотчёт «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет с природой и изобразительно-прикладным искусством» Фотоотчёт о реализации проекта на тему: «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4-5 лет жизни с природой и изобразительно – прикладным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Фольклор при ознакомлении детей с татарским народным искусством»
Опубликовано: 21 октября 2024 в 20:37
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Фольклор при ознакомлении детей с татарским народным искусством»» (включая файлы) размещена пользователем Венера Гафиятуллина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 октября. День бабушек и дедушек. Передвижка
Современная жизнь задает быстрый темп, родителям приходится много работать. Хорошо, когда у детей есть бабушки и дедушки, которые всегда выручают, дают мудрые советы и нередко становятся единственными, кто...
27 октября. День автомобилиста. Передвижка о транспорте

Ежегодно в последнее воскресенье октября в нашей стране отмечается День автомобилиста. Это профессиональный праздник всех работников автомобильного транспорта. Знакомим детей с транспортом — ведь это...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД