Миндина
Использование ИКТ в практике работы музыкального руководителя ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение «Использование ИКТ в практике работы музыкального руководителя ДОУ»
Музыкальное образование дошкольников согласно ФГОС направлено на становление музыкальной культуры :
• Приобщение к музыкальному искусству;
• Развитие музыкальности детей;
• Развитие способности эмоционально воспринимать музыку
Публикация «Использование ИКТ в практике работы музыкального руководителя ДОУ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов музыкального воспитания и современных информационных технологий. Мультимедиа презентации, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности - наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Использование мультимедиа презентаций целесообразно как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана или интерактивной доски. При использовании ИКТ необходимо учитывать требования СанПиН к гигиенически рациональной организации: большой экран, расстояние не ближе 50 см.
Актуальность
Использование ИКТ в дошкольных учреждениях позволяет модернизировать учебно – воспитательный процесс, а так же повышает его эффективность, способствуя мотивации детей на поисковую деятельность, дифференцирует обучение с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Какие преимущества дают ИКТ музыкальному руководителю?
• Быстрый и целенаправленный отбор информации
• Наглядное пособие.
• Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение
• Средство подготовки выступлений.
• Возможность создания и использования интерактивных развивающих игр.
Информационные технологии на музыкальных занятиях и досугах, помогают педагогу решить ряд задач:
• Делают материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные (таким образом, музыкальный руководитель может реализовать на практике идею индивидуализации обучения детей).
• Использование компьютера существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов и т. д.
• Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
• Становятся базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом.
• Занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности.
Направлениями использования ИКТ являются :
• оформление документации в электронном формате (перспективные планы работы, диагностические карты развития детей, оформление конспектов);
• создание методических копилок: «Консультации для воспитателей по музыкальному развитию», «Работа с родителями», «Методические
• материалы по музыкальному развитию», «Копилка презентаций для НОД»;
• создание портфолио педагога.
Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыке перед музыкальным руководителем стоит задача сделать НОД интересной, насыщенной и занимательной. В связи с этим, различные образовательные средства ИКТ можно применять как при подготовке к совместной музыкальной деятельности (при объяснении нового материала, разучивании песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний, а также на развлечениях и праздниках.
Это позволяет:
• эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного.
• задействовать все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др.
Используя возможности программы Power Point, можно разработать и использовать мультимедийные презентации по всем видам музыкальной деятельности :
1. Восприятие музыки.
Во время знакомства с творчеством того или иного композитора требуется использование портретов, видеоряд иллюстраций к музыкальным произведениям, изображения, характеризующие жанры музыки и т. д. :
Мною разработаны следующие презентации:
1. «Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с музыкой П. И. Чайковского и его циклом произведений «Детский альбом»
(в качестве примера)
2. «Ознакомление с жанром балета и изобразительно-образным языком музыки П. И. Чайковского к сказке Э. Т. Гофмана «Щелкунчик»
3. «Прекрасен сказок мир чудесный» к непосредственно образовательной деятельности области «Музыка» по творчеству Н. А. Римского-Корсакова
При знакомстве с музыкальными жанрами и произведениями композиторов-классиков использую флеш-презентации и видеоролики с аудиозаписью:
1. М. П. Мусоргский «Карнавал животных»
2. П. И. Чайковский, А. Вивальди «Времена года» (пример - «Декабрь»)
3. Фрагменты балетов «Щелкунчик», «Лебединое озеро».
4. Прокофьев - флеш-презентация с рассказом о симфонической сюите «Петя и волк»
5. Видеоролики по творчеству ряда композиторов: Э. Григ «Утро», Рахманинов «Полька», Боккерини «Менуэт», Л. Бетховен «Лунная соната» и др.
6. Видеорассказы о музыкальных инструментах и их группах (симфонических и народных)
(пример – «Звуки музыки» - през. №2 к проекту о симф. инстр.)
7. Мультипликационные фильмы для знакомства с музыкой различных композиторов: «Гномы и горный король» (Э. Григ, «Щелкунчик» «Детский альбом», «Камаринская» (П. И. Чайковский, «Русские напевы», «Картинки с выставки», «Прогулка» (С. Прокофьев, «Танцы кукол» (Д. Шостакович) и др.
2. Музыкально-ритмические движения и танцы.
Использование мнемотаблиц, с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев.
Наглядный показ движущихся сказочных персонажей способствует психологической разрядке и дарит хорошее настроение:
• «Песня утят», «Улыбка», «Облака», «Новогодний дед Мороз», «Снеговичок», «Дед Мороз», «Зоосад».
В качестве релакса использую видеофрагменты с изображением природы со звучащей спокойной песней или мелодией:
• Песня «Зимняя сказка», «Пение птиц»
3. Пение.
По графическому изображению можно разучивать различные попевки, упражнения для развития голосового аппарата, по картинкам-подсказкам узнавать и учить песни.
Для ознакомления с песней в качестве знакомства с ней я использую видеоклипы на данную песню: «Осенние дорожки», «Песенка капель», «Моя Россия», «Новый год у ворот», «Ах, какая осень!» и др.
4. Музыкально-дидактические игры.
Психологические особенности дошкольника таковы, что именно наглядность и игра, в этом возрасте, помогают детям развивать интерес к музыке, повышает мотивацию в самообразовании. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. "Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю. "(Китайская народная мудрость)
Развивать музыкально-слуховые представления, ладовое чувство и чувство ритма помогут игры - презентации по темам: «Жанры», «Три кита в музыке», «Лад», «Ритм и темп», «Инструменты симфонического оркестра», готовые компьютерные игры к различным музыкальным сказкам ( пример: компьютерная игра «Щелкунчик») и т. д.
• Сюрпризный момент в конце занятия (фрагмент любимого м/ ф с песней: «Маленькой ёлочке» /к м/ ф «Маша и Медведь»)
В информационно-электронном виде мною разработаны :
• Перспективное планирование НОД образовательной области «Музыка» ( Преимущества хранения информации в электронном виде: можно вносить дополнения и коррективы);
• Виды планирований с родителями, педагогами, проект мероприятий по теме самообразования, план развлечений, музыкально-дидактических игр.
• Диагностические карты;
• Цикл презентаций при подготовке к развлечению «День славянской письменности» в рамках краткосрочного проекта «Ознакомление детей старшей - подготовительной группы с народными инструментами русских славян» («Русские музыкальные инструменты», «Сказка про народные инструменты», «Оркестр народных инструментов», «Славянские национальные инструменты»)
• В рамках проекта «Ознакомление детей старшей-подготовительной группы с инструментами симфонического оркестра цикл презентаций: «Беседа о музыке и музыкальных инструментах», «Звучащий мир», «Знакомство с инструментами симфонического оркестра и их звучанием», «Инструменты симфонического оркестра», «Группы инструментов симфонического оркестра» и др.
На развлечениях и праздниках так же можно использовать слайды как иллюстративный, анимационный фон мероприятий, игры-презентации как форму викторины на вечерах досуга.
Материал, используемый в работе с дошкольниками, должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывать познавательный интерес и способствовать созданию положительной эмоциональной обстановки, а также развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания.
Практика применения меню мультимедиа средств показала, что дети с интересом воспринимают ту же самую информацию, которая ранее предъявлялась в традиционной устной форме.
Т. о., использование средств ИКТ в музыкальном образовании дошкольников реально может стать базой для формирования музыкальных предпочтений, культуры слушания и развития эмоциональной отзывчивости детей.