Юлия Жаворонкова
Консультация для сотрудников ДС «Игра и развитие личности дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра и развитие личности дошкольника
В отечественной психологии и педагогике бесспорным является тот факт, что именно игровая деятельность обладает исключительными возможностями для развития личности дошкольника. Исследования Г. Г. Кравцова, Л. А. Кожариной показали, что игра обеспечивает становление и развитие важнейших личностных достижений дошкольника : воли и произвольности, проявляющихся не в традиционном послушании и следовании ребенка указаниям взрослых, расторможенности, вседозволенности, а в сознательном подчинении ребенком своих действий и поступков правилу. Характерные особенности различных видов игр : наличие роли, правил, взаимосвязанных с сюжетом, создают благоприятные возможности для овладения дошкольником средствами управления своим поведением, что позволяет ему освободиться от влияния наличной ситуации, уменьшить роль взрослых в регуляции поведения. «Правило, соотнесенное с ролью, - подчеркивает Д. Б. Эльконин, - осознается ребенком значительно легче, чем правило неигровой деятельности, адресованное непосредственно самому ребенку». (4, с. 256 -257)
Публикация «Консультация для сотрудников ДС „Игра и развитие личности дошкольника“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
По утверждению А. Н. Леонтьева, овладеть правилом, значит, овладеть своим поведением. Выделение и осознание правил в играх с правилами говорит о том, что у ребенка к старшему дошкольному возрасту появляются новые формы самоконтроля.
Социальная природа детской игры обуславливает формирование целого комплекса «качеств общественности», социальных механизмов общения, взаимодействия, сотрудничества, лежащих в основе культуры взаимоотношений детей. В процессе совместных игр дошкольники учатся уступать любимую роль ради воплощения общего замысла игры, в приемлемой форме обсуждать ее содержание, способы осуществления, ориентируясь на настроение, личные особенности партнеров, доказывать свою позицию, добиваться,чтобы быть понятым. Все это способствует не только развитию самосознания, формированию представлений о собственном «Я», но и воспитанию свободной, терпимой неагрессивной личности, умеющей сосуществовать в диалоге с другими.
Все вышесказанное отчетливо подтверждает исключительные возможности игровой деятельности в развитии личности ребенка дошкольника. Раскрытие развивающего потенциала игровой деятельности возможно, на наш взгляд, лишь при условии понимания особенностей ее становления на протяжении раннего и дошкольного возраста. Поэтому представляется важным рассмотреть некоторые концептуальные модели, объясняющие закономерности развития игры, появления ее различных форм и видов.
Характеристика концептуальных моделей развития игры в раннем и дошкольном возрасте
В отечественной психологии в исследованиях Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, С. Л. Рубинштейна доказано, что игра как самостоятельный вид деятельности не остается неизменной. Она развивается, подчиняясь внутренним закономерностям и представляет ряд генетически связанных этапов. В психолого - педагогической литературе представлены различные модели, объясняющие развитие игры.
В концепции игры, построенной Д. Б. Элькониным, выделяются следующие этапы становления игры:
1. предметная (до трех лет). Основным содержанием игры которой являются действия детей с предметами.
2. ролевая (от трех до семи). Ее содержание составляет отражение взаимоотношений между людьми.
3. игра с правилами (шесть - семь лет). Содержанием ее является подчинение правилам общественного поведения и отношений между людьми.
Такой подход позволяет Д. Б. Эльконину рассматривать появление игр с правилами как производное от ролевой игры: «Правила вырастают и з сюжета, вычленяются из него, а затем обобщаются и принимают характер собственно правил». Важно отметить утверждение Д. Б. Эльконина, что этапы развития игры не обнаруживают жестокой связи с возрастом детей, переход к более сложной игре связан как с возрастным развитием ребенка, так и с его игровым опытом.
Таким образом, в концепции, построенной Д. Б. Элькониным, игровая деятельность характеризуется как качественно однородная деятельность, а ведущей на протяжении всего дошкольного возраста считается сюжетно-ролевая игра. В единой линии развития игры каждый из предшествующих этапов порождает последующий.
В исследованиях С. Л. Новоселовой, изучавшей особенности изменения психологического содержания игры, установлено, что игра ребенка раннего и дошкольного возраста представляет собой ряд генетически связанных этапов: игра - манипулирование, отобразительная, сюжетно -ролевая. Поэтапно развивающаяся игровая деятельность обеспечивает становление соответствующего возрасту действия.
Значительный вклад в разработку проблем генезиса детской игры сделан исследователями, принадлежащими к научной школе Л. С. Выготского.
Е. Е. Кравцовой детально описана модель, объясняющая пути возникновения и развития игры. Она представлена в периодизации развития игры, за основу построения которой взят выделенный Л. С. Выготским критерий я - наличие мнимой воображаемой ситуации.
Рассмотрим общие выводы, полученные Е. Е. Кравцовой: (1,с. 56 -58)
1. Игровая деятельность является качественно неоднородной, а многообразной деятельностью. На протяжении дошкольного возраста она претерпевает прогрессивные изменения.
2. Сюжетно - ролевая игра действительно занимает центральное место в дошкольном возрасте. Вместе с тем источниками ее являются два предшествующих вида игры: режиссерская, где предметное манипулирование и управление игрушкамиблагоприятствует развитию у ребенка способностей к ролевому взаимодействию: умению смотреть на игровую ситуацию с различных позиций, и образная, где на основе выделения характерных признаков поведения различных объектов у ребена складывается способность к идентификации с тем или иным образом. Без развития указанных способностей согласованные действия партнеров в сюжетно - ролевой игре невозможны.
3. Развитие сюжетно - ролевой игры идет от индивидуальной игры с куклой, к играм вдвоем со сверстником, к развернутой коллективной игре со множеством взаимосвязанных ролей и сюжетных линий. В развитой сюжетно - ролевой игре имеет место особая форма режиссерской игры, в которой дети занимаются своеобразной режиссерской деятельностью.
4. К концу старшего дошкольного возраста появляются игры с правилами, особенностью которых являются наличие подготовительного этапа, на котором дети осваивают правила. В этих играх нет роли, но есть особая внутренняя позиция и образ действий, оговоренный правилами. Умение выработать такую позицию, устойчиво ее удерживать и адекватно действовать, сообразуясь с ней, формируется в предшествующей сюжетно - ролевой игре.
5. Венчает все развитие игры режиссерская игра на новом уровне. Ее отличает качественное обогащение сюжета, возможность коллективного действия и сотрудничества, включения в нее элементов продуктивных видов деятельности.
Таким образом, согласно периодизации развития игры, построенной Е. Е. Кравцовой, в дошкольном возрасте существуют три принципиально различных вида игры :
режиссерская;
сюжетно — ролевая;
игра с правилами.
Все виды связаны между собой генетической преемственностью, при этом каждый из предшествующих видов игры порождает последующий, при чем режиссерская игра доминирует дважды : с нее начинается и ею же вместе с играми по правилам заканчивается развитие данного вида деятельности.
Как показано в исследованиях, игровая деятельность может быть важнейшим средством полноценного развития личности ребенка лишь при условии знания и соблюдения педагогами внутренних закономерностей развития игры в условиях определенным образом организованного образовательного процесса.