Наталия Пимашова
Развитие речи детей во всех видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение для родителей «Развитие речи детей во всех видах деятельности»
Человек не обладает речью при рождении, она формируется и развивается вместе с его ростом и развитием, то есть, практически, всю жизнь. Но это не означает, что речь развивается сама по себе, без участия взрослых. Именно дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи. То, что ребенок не усвоил в дошкольном возрасте, восполняется в более поздний период с большим трудом, а то и не восполняется совсем. Если вы хотите, чтобы ребенок, успешно обучался в школе, надо целенаправленно заниматься развитием его речи. Ведь именно речь является источником получения знаний по всем предметам школьного курса (от того, как ребенок, прочтет и поймет параграф, зависит, как он его расскажет). Именно с помощью речи ребенок, общается с окружающими, в том числе, с учителем, соответственно, чем правильнее он будет выражать свои мысли, тем лучше его будут понимать. Краткая характеристика речи детей разного возраста.
Публикация «Развитие речи детей во всех видах деятельности» размещена в разделах
Речь ребенка 3-4 лет.
В звуковом отношении речь ребенка далека от совершенства, он может неправильно произносить шипящие, сонорные, речь звучит смягченно, из слова часто выпадают звуки или пропускаются, но в целом речь для окружающих понятна.
Речь 5 лет.
Дети этого возраста должны уметь правильно произносить самые трудные звуки: свистящие (З,С, шипящие (Ш,Щ,Ч,Ж, сонорные (Р,Л, - они различают заданный звук, среди других звуков. Ребенок уже может сравнивать свою речь с речью окружающих, находить несоответствия.
Дети шести лет способны анализировать звуковой состав слова по количеству звуков в слове, словесный состав предложения из 2-3 слов, в речи присутствуют все части речи. Ребенок способен составлять рассказы, может вообразить события; предшествующие изображенным на картине, и последующие.
У ребенка семи лет хорошо развита диалогическая и монологическая речь. Свободно пользуется интонациями, рассказывает грамматически правильно и последовательно, связано.
Формирование словаря детей разных возрастных групп реализуется в тех или иных видах детской деятельности это может быть : обучение, игра, труд, бытовая или повседневная деятельность, восприятие произведений искусства, т. е. любая деятельность, если ею руководит и ее направляет взрослый.
В повседневной жизни дети самостоятельно пользуются речью из своего словаря. Но если их оставить без руководства взрослого, могут закрепляться отрицательные качества речи : жаргонные, бранные выражения, грубые интонации, примитивность словаря, грамматические ошибки и т. д.
Обучение – это планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, усвоения ими системы элементарных знаний об окружающем и формирование соответствующего словаря. Основная форма дошкольного обучения – это непосредственно образовательная деятельность.
Для обогащения словаря и речи, а также расширения и уточнения знаний дошкольников, активизации памяти и эмоций – используются следующие приемы
*беседа
*объяснения
*рассказ воспитателя
*чтение художественных произведений
*рассматривание картин, игрушек
*показ наглядного материала
*игровые приемы
Как правило, в беседе используется целый комплекс приемов. Одна группа специфичных приемов обеспечивает работу детской мысли, помогает строить развернутые суждения; другая облегчает поиск точного слова, запоминание его. Характер беседы должен быть непринужденным, естественным, при котором не только допускаются хоровые реплики детей, живые реакции, смех, но и должны быть видны серьезные усилия их мысли. Нужно понимать о правильной методике постановки вопросов. Четкий, конкретный вопрос произносится неторопливо. Для того, чтобы ребенок мог (оформить мысль, подготовиться к ответу, выдержать паузу.
В обогащении словаря и речи малышей очень велика роль художественной литературы. Для введения эмоциональной лексики особенно ценны сказки, стихи, потешки, прибаутки. Произведения художественной литературы используются и на прогулках, и в повседневном общении, и на других занятиях. Читайте детям стихи, загадывайте загадки. Словарь малышей следует обогащать меткими словами и выражениями народной речи : косолапый мишка; петушок – золотой гребешок, масляна – головушка, шелкова бородушка; красное солнышко; травушка-муравушка; зайчик-побегайчик; лягушка-квакушка и др.
Большая роль в активизации словаря принадлежит игре. В сюжетно-ролевых играх на бытовые темы активизируется бытовой словарь, в играх на производственные темы – профессиональная лексика; в строительных играх- слова, обозначающие качества и пространственное расположение предметов, а также соответствующие глаголы.
Рассматривание игрушек как метод словарной работы используется в любом возрасте. Подобные занятия проходят интересно, так как при этом использует игровая деятельность детей : игрушку трогают, двигают, катают и т. д. Эти занятия важны и с воспитательной точки зрения: учат правильно обращаться с игрушкой, воспитывают аккуратность, активизируют коллективные игры с игрушками.
Театрализованные игры, праздники и развлечения, участие в концертах и утренниках способствуют активизации образного словаря.
Большое значение для обогащения словаря имеет бытовая деятельность. Дети осваивают жизненно необходимый обиходный словарь. В связи с воспитанием культурно-гигиенических навыков, формированием навыков самообслуживания ребенок осваивает слова, обозначающие предметы одежды, мебели, постельные и умывальные принадлежности, а также их качества, действия с ними. Естественность ситуаций общения в быту, связь с чувственным восприятием, собственная деятельность приводят к тому, что ребенок быстро запоминает слова, осваивает стоящие за словами обобщения, основанные на существенных признаках.
В трудовой деятельности словарь детей пополняется за счет названий орудий труда, инструментов, действий, качеств и свойств, предметов. Особое значение имеет совместный, коллективный труд, в котором возникают и специально создаются разнообразные коммуникативные ситуации, требующие употребления соответствующих слов: планирование работы, обсуждения конкретных способов ее выполнения, обмен мнениями в ходе труда, краткие отчеты о выполненной работе.
На занятиях по изобразительной деятельности дети осваивают названия предметов, оборудования, материалов, их качеств; занятия по физической культуре помогают уточнить и закрепить глаголы движения и т. д.
Творческая художественная деятельность создает исключительные возможности для развития словаря. Ознакомление с различными видами искусства благодаря сочетанию зрительного и слухового восприятия, особого эмоционального воздействия на чувства ребенка расширяет кругозор и обогащает лексикон детей.
Закрепление и активизация словаря происходит в процессе рассматривания картин. Используются настенные предметные и сюжетные картины. Предметные картины служат для уточнения названий предметов и признаков.
Сюжетные картины служат для активизации словаря. Можно использовать серии картинок и фотографий, связанных одной темой. Картины рассматриваются, по ним проводится беседа и рассказывание, способствующие развитию речевой активности детей, формированию обобщающей функции слов, умений употреблять их в связной речи. С настольными мелкими картинками организуются дидактические игры. (У кого такая картинка, Что это у тебя?).
Большое место занимают экскурсии в природу. Природа дает много интересного для наблюдений и для развития словаря. При посещении парка зимой внимание детей обращают на снегопад, на то, что деревья стоят в снежном уборе, мороз, метель, небо серое, пасмурное. Весной наблюдают голубое небо, яркое солнце, на деревьях набухли почки или уже распускаются листочки. Дети узнают новые слова: капель, почки, сосульки, ручейки… Осенью наблюдают листопад и деревья, стоящие в золотом уборе, слушают шелест листвы под ногами, собирают семена цветов. Дети узнают названия цветов, их окраску, величину, форму, определяют цветы по запаху. Много, ценного, для словаря, дают наблюдения на прогулке за состоянием погоды. Так, можно научить детей определять силу ветра по раскачиванию деревьев, одновременно употребляются слова (ветер сильный, слабый, порывистый, ломает, срывает, раскачивает). Проводится рассматривание предметов и живых объектов. Объектами наблюдений в значительной степени остаются те же предметы и явления, но расширяется круг знаний о них, наблюдения усложняются. Дети узнают не только названия животных, но и чем они питаются, какую пользу приносят людям.
Особенность словарной работы состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется